19 Марта 2024, Вторник, 11:05 ВКонтакте Twitter

Еще раз про нелюбовь

06/06/2017 16:40

«Нелюбовь» - первый фильм Андрея Звягинцева, который... не скажу «понравился» - эмоция инфантильная, не точная, и масштабу явления совершенно не соответствующая, но – произвел на меня известное впечатление.
Режиссер Звягинцев эволюционирует – мастер, достигающий мощного, прицельного излучения в двухчасовом высказывании, это уже демиург, инвестирующий талант и виртуозное владение ремеслом во власть над зрителем.
Интересно, однако, что вторичности (фундамента творческой манеры Андрея Петровича) всё это никак не отменяет. Если в случае «Елены» – имеет смысл оттолкнуться именно от нее как самого близкого «Нелюбви» в звягинцевском корпусе образца – искушенный киноман вспоминал фильм 1989 года «Любовь с привилегиями» (с Вячеславом Тихоновым и Любовью Полищук) и вообще мотивы социально-бытовых драм времен перестройки, а скандально-знаменитый «Левиафан» опирался на перестроечную же чернуху и завистливые аллюзии на «Груз 200» и вообще Алексея Балабанова, то сейчас Звягинцев нырнул за вдохновением немного глубже по календарю.
В позднесоветское, конца 70-х - начала 80-х, кино, где был особый жанр и раздел, повествовавший о семейных конфликтах, трудных подростках и одиноких красавицах 30+. Таких работ бывало много, мне, на фоне «Нелюбви» сразу вспомнился «Опасный возраст» 1981 года, режиссера Александра Прошкина, по сценарию Романа Фурмана, с Алисой Фрейндлих, Юозасом Будрайтисом и юным Антоном Табаковым.
В этих фильмах, помимо чисто бытового слоя, густо намекалось и на экзистенциальную проблематику, но, разумеется, советское кино, «доброе» по определению и неизменному авторскому намерению, и близко не отличались такой онтологической свирепостью, как «Нелюбовь» (да и «Елена»). Что, конечно, примета самой текущей жизни, но и Звягинцева тоже.
Вообще такая социология – положить рядом типологически близкое кино из «раньшей жизни» и нынешнего Звягинцева – соблазнительна и благодарна, и выводы очевидны – разумеется, не в пользу нашего общего настоящего. Однако интеллектуальная честность требует признать, что такие замеры справедливы только с поправкой на неизбежный звягинцевский перебор. Это вроде камланий Дмитрия Киселева в телевизоре и олимпийки Russia в финальных кадрах «Нелюбви» - больше ада! – фильм бы без них ничего не потерял, но Звягинцев, в глазах определенной публики, несомненно, приобрел.
Товарищ мой, Алексей Иванов, любитель и тонкий знаток кино, вторичность «Нелюбви» аккуратно объяснил «универсальным сюжетом». Очень московским, а, следовательно, европейским, конфеткой для любого фестивального жюри. А главное – фабульная универсальность дает повод определить Звягинцева как первого, последнего и, похоже, единственного в нашем кинематографе постмодерниста. Который работает, в общем, просто и эффективно – берется эта самая матрица советского кино, обильно добавляется сегодняшних реалий (смартфоны, офисы, убитый Немцов, салон красоты, эхомосквы, злой космос спальных районов, квартирный вопрос с бригадой таджиков, и т. д.). Не обильно, но фестивально – эротики, тоже звягинцевской – ничего хоть эстетически, хоть сексуально привлекательного в постельной возне частично толстых, частично беременных людей, натурально, нет. И, конечно, треша и жестокости по режиссерскому вкусу. Получается «Нелюбовь» - название, состояние, кредо художника.
Но тут, самое, пожалуй, интересное – Андрей Звягинцев так не живет и, возможно, не думает – он это свое кредо талантливо, может, на грани гениальности имитирует. Горячим в негероическое, по мнению сооответствующего круга и тусовки, время, художник Звягинцев быть не может – не те мировоззрение и темперамент. Поэтому вынужден играть в холодность, ибо помнит: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Возможно, поэтому так не получается у Звягинцева вожделенного, блискующего идеала: соединения социально-психологической драмы из российской жизни с масштабной притчей, вселенским обобщением. Об этом, оппонируя кинокритику Антону Долину, замечательно написал Алексей Слаповский. Для притчи нужна не только подлинность и величие, но и любовь/ненависть. Не лабораторно запрограммированная в каждом кадре, а естественная условность и универсальность. Впрочем, в метафорике Андрей Петрович продвинулся и взял новые высоты – это уже не умозрительные северные, морские или промзоновские ландшафты, но, пусть лобовой, но сильный момент народной самоорганизации и очень четко, ритмически выстроенная обыденность катастрофы.
…Мальчишку вот только жалко – при любом варианте открытого финала. От нелюбви взрослых страдают дети – при каком угодно режиме, социальном строе, лидере и в какой угодно географии.

Читайте также: «Код Бегемота» – рецензия Алексея Иванова на фильм «Нелюбовь»

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

Еще раз про нелюбовь

Теги: дети, Кино, жюри, фильм, Алексей Иванов, любовь

Оцените материал:12345Проголосовали: 30Итоговая оценка: 3
В саратовских школах, где будут проходить выборы, отменят уроки
В Саратовской области официально вводится карта жителя: что она дает
Иван Козаченко уволился из "СГЭТ" через месяц после назначения
Депутат отрезал воду и электричество в скандальном общежитии в центре Саратова: жильцы десять лет скитаются по родственникам
Мэра Саратова и депутатов гордумы предложили не наказывать за коррупцию во время эпидемий, забастовок и терактов
Так "прикрывают" только своих. Официальный комментарий по поводу полицейского "нападения" на шиномонтаж в Октябрьском районе
Реконструкция трамвайного маршрута №8 в Саратове. В Комсомольском поселке уложили шпалы
На социальные гарантии сотрудников и неработающих пенсионеров ПривЖД в 2023 году направлено более 4,5 млрд рублей
В Саратовской области районным прокурором стала 30-летняя Анастасия Решетняк
Экс-директору "Водоканала" в Балаково и главному инженеру вынесли приговор за гибель ребенка в промоине
Какой малый город Саратовской области является комфортным для жизни?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

18/03/2024 17:19
Беседа с инсайдером: продолжаются проблемы с Саратовгражданпроектом
Беседа с инсайдером: продолжаются проблемы с СаратовгражданпроектомСлухи у нас
17/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 18-24 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 18-24 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
16/03/2024 10:00
Субботнее чтиво. Итоги уходящей недели
Субботнее чтиво. Итоги уходящей недели За мельканием одних и тех же кадров сложно уследить
15/03/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Женщина в доме напротив девушки в окне"Странный "женский" триллер, создатели которого не смогли ни с чем до конца определиться
14/03/2024 14:22
Так
Так "прикрывают" только своих. Почему в деле о полицейском "нападении" на шиномонтаж в Саратове столько тумана?Произошедшее в Октябрьском районе наводит на вполне определенные выводы

Блоги



Поиск по дате
« 19 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ