18 Декабря 2017, Понедельник, 20:39 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Еще раз про нелюбовь

Еще раз про нелюбовь06/06/2017 16:40

«Нелюбовь» - первый фильм Андрея Звягинцева, который... не скажу «понравился» - эмоция инфантильная, не точная, и масштабу явления совершенно не соответствующая, но – произвел на меня известное впечатление.
Режиссер Звягинцев эволюционирует – мастер, достигающий мощного, прицельного излучения в двухчасовом высказывании, это уже демиург, инвестирующий талант и виртуозное владение ремеслом во власть над зрителем.
Интересно, однако, что вторичности (фундамента творческой манеры Андрея Петровича) всё это никак не отменяет. Если в случае «Елены» – имеет смысл оттолкнуться именно от нее как самого близкого «Нелюбви» в звягинцевском корпусе образца – искушенный киноман вспоминал фильм 1989 года «Любовь с привилегиями» (с Вячеславом Тихоновым и Любовью Полищук) и вообще мотивы социально-бытовых драм времен перестройки, а скандально-знаменитый «Левиафан» опирался на перестроечную же чернуху и завистливые аллюзии на «Груз 200» и вообще Алексея Балабанова, то сейчас Звягинцев нырнул за вдохновением немного глубже по календарю.
В позднесоветское, конца 70-х - начала 80-х, кино, где был особый жанр и раздел, повествовавший о семейных конфликтах, трудных подростках и одиноких красавицах 30+. Таких работ бывало много, мне, на фоне «Нелюбви» сразу вспомнился «Опасный возраст» 1981 года, режиссера Александра Прошкина, по сценарию Романа Фурмана, с Алисой Фрейндлих, Юозасом Будрайтисом и юным Антоном Табаковым.
В этих фильмах, помимо чисто бытового слоя, густо намекалось и на экзистенциальную проблематику, но, разумеется, советское кино, «доброе» по определению и неизменному авторскому намерению, и близко не отличались такой онтологической свирепостью, как «Нелюбовь» (да и «Елена»). Что, конечно, примета самой текущей жизни, но и Звягинцева тоже.
Вообще такая социология – положить рядом типологически близкое кино из «раньшей жизни» и нынешнего Звягинцева – соблазнительна и благодарна, и выводы очевидны – разумеется, не в пользу нашего общего настоящего. Однако интеллектуальная честность требует признать, что такие замеры справедливы только с поправкой на неизбежный звягинцевский перебор. Это вроде камланий Дмитрия Киселева в телевизоре и олимпийки Russia в финальных кадрах «Нелюбви» - больше ада! – фильм бы без них ничего не потерял, но Звягинцев, в глазах определенной публики, несомненно, приобрел.
Товарищ мой, Алексей Иванов, любитель и тонкий знаток кино, вторичность «Нелюбви» аккуратно объяснил «универсальным сюжетом». Очень московским, а, следовательно, европейским, конфеткой для любого фестивального жюри. А главное – фабульная универсальность дает повод определить Звягинцева как первого, последнего и, похоже, единственного в нашем кинематографе постмодерниста. Который работает, в общем, просто и эффективно – берется эта самая матрица советского кино, обильно добавляется сегодняшних реалий (смартфоны, офисы, убитый Немцов, салон красоты, эхомосквы, злой космос спальных районов, квартирный вопрос с бригадой таджиков, и т. д.). Не обильно, но фестивально – эротики, тоже звягинцевской – ничего хоть эстетически, хоть сексуально привлекательного в постельной возне частично толстых, частично беременных людей, натурально, нет. И, конечно, треша и жестокости по режиссерскому вкусу. Получается «Нелюбовь» - название, состояние, кредо художника.
Но тут, самое, пожалуй, интересное – Андрей Звягинцев так не живет и, возможно, не думает – он это свое кредо талантливо, может, на грани гениальности имитирует. Горячим в негероическое, по мнению сооответствующего круга и тусовки, время, художник Звягинцев быть не может – не те мировоззрение и темперамент. Поэтому вынужден играть в холодность, ибо помнит: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Возможно, поэтому так не получается у Звягинцева вожделенного, блискующего идеала: соединения социально-психологической драмы из российской жизни с масштабной притчей, вселенским обобщением. Об этом, оппонируя кинокритику Антону Долину, замечательно написал Алексей Слаповский. Для притчи нужна не только подлинность и величие, но и любовь/ненависть. Не лабораторно запрограммированная в каждом кадре, а естественная условность и универсальность. Впрочем, в метафорике Андрей Петрович продвинулся и взял новые высоты – это уже не умозрительные северные, морские или промзоновские ландшафты, но, пусть лобовой, но сильный момент народной самоорганизации и очень четко, ритмически выстроенная обыденность катастрофы.
…Мальчишку вот только жалко – при любом варианте открытого финала. От нелюбви взрослых страдают дети – при каком угодно режиме, социальном строе, лидере и в какой угодно географии.

Читайте также: «Код Бегемота» – рецензия Алексея Иванова на фильм «Нелюбовь»

Еще раз про нелюбовь

Теги: дети, Кино, жюри, фильм, Алексей Иванов, любовь

Оцените материал:12345Проголосовали: 263Итоговая оценка: 2.94Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
Свободная пресса - Поволжье
Союз Тархова
№9-10(205), сентябрь-октябрь 2017 г.№9-10(205), сентябрь-октябрь 2017 г.
Каким образом вы получили ваше жилье?
Оставить комментарий
НВК

Новости

Частное мнение

14/12/2017 12:06
Неклассический подход, или Миллиард долларов за сложные задачи
Неклассический подход, или Миллиард долларов за сложные задачиЭксклюзивное программное интервью с кандидатом в президенты
05/12/2017 16:36
Ситуация вокруг «Торэкса» начала угрожать региону социальными  рисками
Ситуация вокруг «Торэкса» начала угрожать региону социальными рисками | Отзывов: 12Депутаты и общественники пообещали не дать захватить успешное предприятие
01/12/2017 18:28
Григорий Вингурт: «Счастье — это талант заниматься любимым делом и не замечать того, чего ты не имеешь»
Григорий Вингурт: «Счастье — это талант заниматься любимым делом и не замечать того, чего ты не имеешь» | Отзывов: 8Патриарх саратовской тележурналистики рассказал о важных вещах, которым стоит учиться
28/11/2017 10:09
Стоит ли за проблемами саратовских дольщиков одна организованная группа?
Стоит ли за проблемами саратовских дольщиков одна организованная группа? | Отзывов: 92Расследование «ОМ» по следам ЖСК «Капитель-2002»
21/11/2017 17:02
В Саратове расследуется дело о сборе с коммерсантов денег на строительство церкви
В Саратове расследуется дело о сборе с коммерсантов денег на строительство церкви | Отзывов: 95Его фигурантка, бывшая чиновница Елена Никитина, в интервью рассказывает свою версию предпосылок преследования
Оркестр Саратовского театра оперы и балета

СПЕЦПРОЕКТЫ

17/03/2017 17:30
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом | Отзывов: 3Малая энциклопедия большого города
28/02/2017 16:59
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук | Отзывов: 1Сравниваем цены в магазинах и на рынках города
04/09/2017 14:14
Режем look. Всеволод Хаценко
Режем look. Всеволод Хаценко | Отзывов: 7Фотокамера г-на Хаценко любит, да и он, судя по всему, лишний раз пофотографироваться всегда «за» — хоть в цилиндре, хоть в кольчуге

Блоги

Полезные советы

Поиск по дате
« 18 Декабря 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ