2 Июня 2023, Пятница, 15:52 ВКонтакте Twitter

Еще раз про нелюбовь

06/06/2017 16:40

«Нелюбовь» - первый фильм Андрея Звягинцева, который... не скажу «понравился» - эмоция инфантильная, не точная, и масштабу явления совершенно не соответствующая, но – произвел на меня известное впечатление.
Режиссер Звягинцев эволюционирует – мастер, достигающий мощного, прицельного излучения в двухчасовом высказывании, это уже демиург, инвестирующий талант и виртуозное владение ремеслом во власть над зрителем.
Интересно, однако, что вторичности (фундамента творческой манеры Андрея Петровича) всё это никак не отменяет. Если в случае «Елены» – имеет смысл оттолкнуться именно от нее как самого близкого «Нелюбви» в звягинцевском корпусе образца – искушенный киноман вспоминал фильм 1989 года «Любовь с привилегиями» (с Вячеславом Тихоновым и Любовью Полищук) и вообще мотивы социально-бытовых драм времен перестройки, а скандально-знаменитый «Левиафан» опирался на перестроечную же чернуху и завистливые аллюзии на «Груз 200» и вообще Алексея Балабанова, то сейчас Звягинцев нырнул за вдохновением немного глубже по календарю.
В позднесоветское, конца 70-х - начала 80-х, кино, где был особый жанр и раздел, повествовавший о семейных конфликтах, трудных подростках и одиноких красавицах 30+. Таких работ бывало много, мне, на фоне «Нелюбви» сразу вспомнился «Опасный возраст» 1981 года, режиссера Александра Прошкина, по сценарию Романа Фурмана, с Алисой Фрейндлих, Юозасом Будрайтисом и юным Антоном Табаковым.
В этих фильмах, помимо чисто бытового слоя, густо намекалось и на экзистенциальную проблематику, но, разумеется, советское кино, «доброе» по определению и неизменному авторскому намерению, и близко не отличались такой онтологической свирепостью, как «Нелюбовь» (да и «Елена»). Что, конечно, примета самой текущей жизни, но и Звягинцева тоже.
Вообще такая социология – положить рядом типологически близкое кино из «раньшей жизни» и нынешнего Звягинцева – соблазнительна и благодарна, и выводы очевидны – разумеется, не в пользу нашего общего настоящего. Однако интеллектуальная честность требует признать, что такие замеры справедливы только с поправкой на неизбежный звягинцевский перебор. Это вроде камланий Дмитрия Киселева в телевизоре и олимпийки Russia в финальных кадрах «Нелюбви» - больше ада! – фильм бы без них ничего не потерял, но Звягинцев, в глазах определенной публики, несомненно, приобрел.
Товарищ мой, Алексей Иванов, любитель и тонкий знаток кино, вторичность «Нелюбви» аккуратно объяснил «универсальным сюжетом». Очень московским, а, следовательно, европейским, конфеткой для любого фестивального жюри. А главное – фабульная универсальность дает повод определить Звягинцева как первого, последнего и, похоже, единственного в нашем кинематографе постмодерниста. Который работает, в общем, просто и эффективно – берется эта самая матрица советского кино, обильно добавляется сегодняшних реалий (смартфоны, офисы, убитый Немцов, салон красоты, эхомосквы, злой космос спальных районов, квартирный вопрос с бригадой таджиков, и т. д.). Не обильно, но фестивально – эротики, тоже звягинцевской – ничего хоть эстетически, хоть сексуально привлекательного в постельной возне частично толстых, частично беременных людей, натурально, нет. И, конечно, треша и жестокости по режиссерскому вкусу. Получается «Нелюбовь» - название, состояние, кредо художника.
Но тут, самое, пожалуй, интересное – Андрей Звягинцев так не живет и, возможно, не думает – он это свое кредо талантливо, может, на грани гениальности имитирует. Горячим в негероическое, по мнению сооответствующего круга и тусовки, время, художник Звягинцев быть не может – не те мировоззрение и темперамент. Поэтому вынужден играть в холодность, ибо помнит: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Возможно, поэтому так не получается у Звягинцева вожделенного, блискующего идеала: соединения социально-психологической драмы из российской жизни с масштабной притчей, вселенским обобщением. Об этом, оппонируя кинокритику Антону Долину, замечательно написал Алексей Слаповский. Для притчи нужна не только подлинность и величие, но и любовь/ненависть. Не лабораторно запрограммированная в каждом кадре, а естественная условность и универсальность. Впрочем, в метафорике Андрей Петрович продвинулся и взял новые высоты – это уже не умозрительные северные, морские или промзоновские ландшафты, но, пусть лобовой, но сильный момент народной самоорганизации и очень четко, ритмически выстроенная обыденность катастрофы.
…Мальчишку вот только жалко – при любом варианте открытого финала. От нелюбви взрослых страдают дети – при каком угодно режиме, социальном строе, лидере и в какой угодно географии.

Читайте также: «Код Бегемота» – рецензия Алексея Иванова на фильм «Нелюбовь»

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

Еще раз про нелюбовь

Теги: дети, Кино, жюри, фильм, Алексей Иванов, любовь

Оцените материал:12345Проголосовали: 1118Итоговая оценка: 2.94
Федеральный Гидрометцентр предупредил о высоком уровне излучения в Саратовской области
В Саратове разрушается многоэтажка на Огородной
Пострадавшему после курения вейпа на Одесской подростку требуется пересадка сердца
На Театральной площади саратовцам будут измерять давление и проводить флюорографию
Наследники Грищенко не смогли обжаловать изъятие больницы в Саратове в госсобственность
Пожар на Саратовском НПЗ. Причиной возгорания стало нарушение на заводе должностных инструкций и правил безопасности
Летний кинотеатр на Новой Набережной Саратова признан одним из лучших проектов архитектуры и дизайна России
В Ленинском районе железнодорожный переезд закроют до 1 июня
В Саратове начался суд над матерью бывшего депутата облдумы Сергея Курихина
Дмитрий Сваргин и Игорь Милетенко, разрабатывающие участок недр в Саратовской области, расширяют свой вклад в развитие нефтегазовой отрасли
Сколько вам нужно денег на отпуск?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

31/05/2023 16:15
Инкогнито от бывших депутатов. Как исчезали в Саратове школьные миллионы
Инкогнито от бывших депутатов. Как исчезали в Саратове школьные миллионыВыясняется, что еще и деньги на это всё потратили те, которые не должны были на это тратить
29/05/2023 16:45
Беседа с инсайдером: врут, что место Мигачева займет Воробьев
Беседа с инсайдером: врут, что место Мигачева займет ВоробьевСлухи у нас
27/05/2023 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиДело Пригарова, заседание думы и остановка "девятки"
26/05/2023 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Четыре сезона в Гаване"Настоящая кубинская меланхолия вокруг таинственных убийств
24/05/2023 15:48
Все средства хороши. В Саратове следователи ГСУ по ночам угрожают бывшей супруге умершего подозреваемого
Все средства хороши. В Саратове следователи ГСУ по ночам угрожают бывшей супруге умершего подозреваемогоКто позволил людям в погонах вести себя в духе 90-х?

Блоги



Поиск по дате
« 02 Июня 2023 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Столыпина, 11Б, офис 28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ