25 Апреля 2018, Среда, 12:38 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Код Бегемота

Код Бегемота05/06/2017 16:00

«Нелюбовь» – удачное название, которое работает в применении к этому фильму сразу в нескольких измерениях.
Первое, конечно, фабульное. В этом геометрически правильном мире жилых панельных коробок и офисных опенспейсов, показанном Звягинцевым, нелюбовь сидит на нелюбви и нелюбовью погоняет. Заразная эпидемия, передающаяся не только воздушно-капельным путем, но и гигабайтами цифровых потоков: главная героиня ни на минуту не расстается со своим смартфоном, герой – бородатый сильный мужчина, таким бы лес в щепы рубить или в разведку ходить – на поверку оказывается банальным «планктоном», до дрожи боящимся потерять свое место в отделе продаж с постылым компьютером.
Много воды утекло с тех пор, как четверо дерзких ребят уезжали из Москвы в трип по «замкадью» под бубнеж Шнура «Никого не жалко, никого». В звягинцевской Москве жалеть не только некого, но и некому. Бог устал нас любить, как пелось в еще более старой песенке. Здесь каждый покинутый ребенок. И каждый – покинутый родитель и покинутый супруг. Моментами фильм вплотную подходит к жанру антиутопии, как во вскользь оброненном анекдоте об офисном работнике, вынужденном нанять себе фиктивную жену для поддержания корпоративного требования всеобщего семейного благоденствия.
Нелюбовь – антоним не только к любви, но и к ненависти. Перенеся действие из оскалившейся российской провинции в бесстрастную сытую столицу, режиссер играет на контрасте со своим же «Левиафаном». Там где была глухая чумазая ярость и горячечное алкогольное сквернословие, осталась холодная пустота потребительства и обыденность скверны (в Книге Иова Левиафану сопутствует демон плотских желаний – Бегемот). Лучше всего эта антитеза показана в одной из самых спорных сцен фильма, в которой мертвецкая атмосфера квартиры иллюстрируется фрагментом передачи с инфернальным Дмитрием Киселевым про бойню на Донбассе. Несмотря на всю тяжеловесность и прямолинейность метафоры, работает она не просто как либеральный мем. Где-то там – будь то в Териберке или Горловке – прямо под людьми разверзлась пасть ада и они верещат, цепляясь за маленькие глупые свои жизни. Прямо здесь есть только шоубиз и повсеместный купи-продай. Параллельный монтаж.
Своеобразной иронией можно считать то, что нелюбовь давно является основой творческого метода Андрея Звягинцева. Рассказывая о мужчинах и женщинах с остывшими душами, он сам словно поражен этим недугом. Его взгляд на людей и окружающую действительность – это холодный проницательный взгляд онколога, который в веснушках и родинках на щеке молодой девушки видит будущую злокачественную опухоль. В самом деле, в каких сколь угодно неблагополучных семьях при разводе супруги стараются не отобрать, а всучить друг другу (тем паче в детский дом!) как тифозную тряпку родного ребенка? Можно допустить, что такие случаи бывают, но выводить из них притчу – это, воля ваша, прихоть автора.
Тем же отрицательным рентгеном отличались и другие знаменитые недавние российские фильмы о нелюбви – «Волчок» Василия Сигарева и «Измена» Кирилла Серебренникова. Их троих, мрачных сатириков путинской России – Звягинцева, Сигарева и Серебренникова – часто огульно записывают в русофобы. Но нет в них, конечно, никакой фобии. Это просто нелюбовь.
Правда, невозможно не отметить, что, пожалуй, впервые за пять фильмов у Звягинцева появляется однозначно положительный герой. И это даже не человек, а общность, муравейник. Как сталкеры в чумном мегаполисе под саркофагом, вдруг появляются волонтеры-поисковики (название «Лиза Алерт» не произносится) – по компетентности и дисциплине практически спецназ добра. Истории и мотивация этих людей остаются за кадром, но именно они дают надежду на сохранение человечности.
Наконец, помимо сюжетной и авторской нелюбви, остается еще один пласт – нелюбовь зрительская. В данном случае, скорее, пишется раздельно, от противного. Уважение, понимание, признание или равнодушие, но не любовь. Лауреат снял настолько прагматичное, выверенное до миллиметра, окукленное кино, что даже истерики в нем выглядят хореографической постановкой. И это, бесспорно, фильм-событие, особенно на выцветшем ландшафте отечественного кинематографа. Но о том, что собственную формулу нелюбви рациональный Звягинцев давно вывел, мы знали и так. А вот есть ли ему, что рассказать за любовь, – вопрос остается открытым.


Теги: квартиры, дом, лес, ребенок, Кино, фильм, там, название, любовь

Оцените материал:12345Проголосовали: 378Итоговая оценка: 2.99Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
Загрузка...
№1-2(207), январь-февраль 2018 г.№1-2(207), январь-февраль 2018 г.
Журнал "Общественное мнение" в ваших телефонах
Скачать приложение для андроида Скачать приложения для iPhone
Как вы зарабатываете?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

23/04/2018 15:15
Лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий: «Без риска в театре нельзя»
Лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий: «Без риска в театре нельзя» | Отзывов: 1Свидетельства и уроки недавней эпохи – в фокусе театральной рампы
23/04/2018 12:54
Юридические рога, правовые копыта
Юридические рога, правовые копыта | Отзывов: 1Не надо ставить свою закорючку в договоре с фирмой, которая много обещает и мало что делает
19/04/2018 11:32
Депутат и градозащитники устроили рейд по разрушающимся памятникам Саратова
Депутат и градозащитники устроили рейд по разрушающимся памятникам Саратова | Отзывов: 11Активисты осмотрели особняк Гектора Баракки, дом Яхимовича и корпус дома Подклетновых
18/04/2018 14:05
Некровавых сказок не бывает: удивительные последствия одного бытового убийства
Некровавых сказок не бывает: удивительные последствия одного бытового убийства | Отзывов: 11 Пока настоящий преступник пытался освободить невиновного, тот отбыл десятилетний срок
11/04/2018 11:38
«Голодные» игры со школьной картой
«Голодные» игры со школьной картой | Отзывов: 70В сфере образования Саратовской области вновь назревает скандал. Вопросами школьного питания и безопасности учащихся займутся правоохранительные и надзорные органы
Переселение соотечественников в 2017 году

СПЕЦПРОЕКТЫ

17/03/2017 17:30
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом | Отзывов: 3Малая энциклопедия большого города
28/02/2017 16:59
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук | Отзывов: 1Сравниваем цены в магазинах и на рынках города
04/09/2017 14:14
Режем look. Всеволод Хаценко
Режем look. Всеволод Хаценко | Отзывов: 11Фотокамера г-на Хаценко любит, да и он, судя по всему, лишний раз пофотографироваться всегда «за» — хоть в цилиндре, хоть в кольчуге

Блоги

Полезные советы

Поиск по дате
« 25 Апреля 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ