С интересом и удивлением прочитал в начале декабря в лентах саратовских информационных агентств сообщение, что столичных инвесторов заинтересовали некоторые пустующие ветхие дома и объекты культурного наследия в нашем городе. И что они хотели бы принять участие в их восстановлении в рамках программ "Продажа за рубль" или "Аренда за рубль". Интерес инвесторов проявился на встрече с и.п. главы Саратова Павлом Сурковым, в которой участвовали также представители регионального комитета культурного наследия и градозащитного совета при областной думе.
"Так, инвесторов заинтересовал "Дом художника" на Московской, 125, но не только само здание: оно выходит своей внутриквартальной частью на другой исторический дом - на Киселева, 62, кирпичную двухэтажку. Он расселен, но выглядит, по словам градозащитника, "добротно". "Дом художника" и строение на Киселева, 62 можно соединить внутри квартала", - сообщает ИА "Общественное мнение".
Лично мой интерес связан с тем, что "строение на Киселёва, 62" - это дом, в котором я прожил бОльшую часть своей жизни – 60 лет, много писал о нём по разным обстоятельствам и думаю, что знаю его как никто другой.
В начале нулевых и немногим ранее, когда началась паспортизация домов, ушлые чиновники, поставленные на эту работу, не мудрствуя лукаво, большинству старых дореволюционных домов в графе "дата постройки" указали "1917". Так и моему "отчему дому" на Киселёва, 62, сменившему в 1996 году адрес с прежнего: Первомайская, 148, дату постройки не определили, ограничившись "годом двух революций и двух войн": пол-Саратова, по мнению паспортизаторов, оказывается, построили в это трагическое время! А чётную сторону квартала улицы Царицынской от Ильинской (Чапаева) до Камышинской (Рахова) осваивали в последней трети XIX века. На доме, снесённом лет 15 назад, №138 по Первомайской (№52 по Киселёва) с давних пор висел медальон с датой постройки "1876". Почти на самом углу с Камышинской стоят два дома-памятника, созданные архитектором Зыбиным в последние годы XIX – начале ХХ века (1901). Их номера по Первомайской (Царицынской) - 160 и 162, то есть "мой дом" строился где-то между этими двумя датами – в 1888 году!
Конечно же, это здание, сейчас расселённое и разграбленное вандалами, историческое, без малого 140-летнее!
Как и многие другие подобные двухэтажные дома, строившиеся во второй половине XIX века, он не кирпичный полностью. Наши предки, учитывая оползневый характер почв, их водонасыщенность, строили деревянный каркас зданий из бруса и обкладывали его кирпичом. При этом фундаментов практически не было – уплотнённый слой грунта, слой щебня и битумная гидроизоляция, балка и по ней брус… Кстати, такое устройство большинства зданий старого Саратова позволяло им быть и сейсмоустойчивыми. А старожилы уверяли, что в XIX веке в Саратове было как минимум два землетрясения.
Об излишней водонасыщенности центра города спорить не нужно: когда я был молодым, старики-соседи рассказывали, как они в давние времена ходили стрелять уток в район улиц Камышинская (не случайное название) и Соколовая-Горная. А сам я пацаном ходил на ту же Рахова (Камышинскую) в район Шелковичной на обширные заводи-болота ловить сачком дафний для корма аквариумным рыбкам.
Так вот дом мой был образцом этой архитектуры и до 90-х годов прошлого века оставался лучшим примером подобных старых домов. В советское время ему сопутствовала удача: только на моей памяти, в 1961-62 гг. и 1981-83 гг. проводились капитальные ремонты дома. В 80-е годы ОБХСС привлек меня в качестве общественного эксперта по проводившимся в доме ремонтным работам. По сметам были выделены значительные деньги по статье "на укрепление фундамента". Фундамент никто не укреплял: откопав участок под стеной, убедились, что и укреплять-то, собственно, нечего. Но деньги, само-собой, освоили…
Беда, что к концу 90-х годов развалились чуть ли не все водосливные трубы, стены стали подмываться. Прохудилась и кровля, к нулевым годам уже требовалась перекладка всех деревянных конструкций крыши. Дом ещё можно было спасти, но ни ЖЭКи, ни МУДЕЗы, ни управляющие компании ничего не делали. Покрытие крыши толем по жести неоднократно в разных местах латали, но дому требовались более капитальные затраты…
Немного скажу о "Доме художника", который до начала 90-х был обычным подведомственным ЖЭУ-18 Кировского района домом, как и все другие соседние дома. Дом был очень интересным, двух-трёхэтажным, с террасами в замкнутом, по типу испанских, дворе, в центре которого не хватало только памятника или фонтана.
Дом на улице Ленина, позже Московской, 125, ветшал, его никто серьёзно не ремонтировал, его начали расселять ещё в 80-е годы. К 90-м жители оставались только в одном подъезде, но через год-другой выселили и их. Не знаю, какие планы и виды были на этот дом, безусловно требующий капитального ремонта, но где-то году в 92-м его, признанного памятником культурного наследия, передали Саратовскому отделению Союза художников – в бывших квартирах разместились мастерские художников и скульпторов. Естественно, ремонтом дома никто не занимался ещё одно десятилетие.
Я пишу всё по памяти, не прибегая к сколь-нибудь серьёзным краеведческим изысканиям, – вся старая и новая история этого дома многократно описана в сотнях публикаций. Году в 2008-м "Дом художника" и земельный участок под ним купил известный саратовский предприниматель-градостроитель, от которого саратовцы ждали, наверное, чуда, что он сумеет создать нечто, которое сохраняло бы дом, как памятник культурного наследия, и в то же время приносило хозяину прибыль, без чего предпринимательства как бы и не бывает.
Не знаю, сколько и каких было проектных идей, я видел эскиз одной. В ней сохранялась двухэтажная часть дома по улице Московской, которая являлась как бы административным входом в новое многоэтажное здание гостиницы. Думаю, эта идея была основной, потому что, если основной фасад здания оштукатурили и покрасили в бежевых тонах, то сохранностью дворовой части разноэтажного сооружения не занимались, и она в апреле 2016 года частично обрушилась, а потом её и разобрали всю.
Нужно отметить одно очень важное соображение. Если не предусматривался проект реконструкции здания на Московской, 125 в том виде, каким оно было, а предполагалось новое строительство многоэтажного дома – гостиницы или чего-то иного, то, зная этот участок квартала, легко заметить, что подъезда к строительной площадке нет! Справа от "Дома художника" в непосредственной близости стоит 14-этажка № 127/129. Сзади дворовая часть с трансформаторной подстанцией многоэтажного дома № 54/66 по ул. Киселёва (с офисом фирмы "Шэлдом"). Слева двухэтажная пристройка и дворовая часть другого 14-этажного дома № 119/121. Здесь использовать территорию двора, хотя бы на время строительства, было бы можно, но подъезда всё равно нет!
Предприниматель-застройщик решает эту задачу так – необходимо снести старый двухэтажный дом с 16 собственниками в квартирах-коммуналках по ул. Киселёва, 62! При этом, как в анекдоте, всегда есть два выбора. Первый: затратив около 40 миллионов выселить жителей, снести дом и расчистить площадку. Второй: содействовать признанию дома аварийным и включению его в программу по расселению, дождаться отселения, снести дом… Нужно добавить, что наш предприниматель не только предприниматель, но и представитель региональной власти – он депутат! Стратег выбирает второй вариант – в 2013 году дом № 62 по улице Киселёва признаётся аварийным, включается в программу по расселению жителей аварийных домов на 2019-24 гг. И к 2024 году дом расселён полностью, в нём уже случался небольшой пожар, вандалы вынесли всё металлическое, вплоть до жестяных листов с кровли. Всё здорово, только беда в том, что наш герой перестал быть депутатом, через суды у него изъяли целый ряд объектов, включая и "Дом художника", вернее, его остатки – теперь двухэтажная часть здания, выходящая на ул. Московская, и расчищенный двор – муниципальная собственность.
Теперь стратегом-застройщиком нужно выступать городу в лице мэра, что, собственно, и происходит в попытках привлечь инвесторов.
Ещё вот что. Рядом с домом № 62 на Киселёва стоит тоже старый двухэтажный дом (архитектурно менее интересный) с десятком жителей-собственников и офисом частной фирмы по производству надгробных памятников. Он тоже признан аварийным, но его расселение должно произойти в 2025 году.
Я, как смог, нарисовал схему участка квартала, который интересует инвесторов. Она показывает, что "Дом художника" и дом на Киселёва, 62 не так уж и связаны дворовыми территориями, но безусловно вся эта площадка плюс территория дома № 60, возможно и часть дворовой территории дома №119/121 с 2-этажной пристройкой могут представлять интерес для инвестора.
Надеюсь, будущий проект застройки этого участка центра города станет интересным и жителям Саратова, будет вписываться в его архитектуру, сохранять исторические здания и радовать новоделами наших потомков…
Фото - Сергей Перепеченов
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: