В августе этого года исполнится три года как действует постоянная подкомиссия по делам молодёжи, культуре и спорту Саратовской городской думы. По меркам работы любого органа власти, как муниципального, так и регионального уровня три года – это не много. Но за это время удалось сделать достаточно. Прежде всего, был заложен фундамент системной работы с молодёжным сообществом в городе. В 1991 году существовала постоянная комиссия по делам молодёжи в Городском Совете. Однако с развалом Советского Союза постоянно-действующий представительный орган по взаимодействию с молодёжью на уровне муниципалитета прекратил свою работу. В 2011 году благодаря инициативе молодых депутатов, членов будущей подкомиссии, и поддержке Главы города О.В. Грищенко спустя 20 лет был взят курс на формирование стратегии молодёжной политики в городе.
Усиленная работа подкомиссии позволила актуализировать ряд проблем, которые затем трансформировались в конкретные задачи для депутатов. С начала своей работы депутаты подкомиссии провели мониторинг системы по работе с молодёжью в других крупных городах России. Выяснили, что помимо постоянно-действующих органов по работе с молодёжью на уровне исполнительной власти (управлений, комитетов и т.д.), которые есть в других муниципалитетах, в нашем городе, который по праву называется молодежным городом, не было ни одного профильного учреждения по работе с молодёжью. Хотя по 131 Закону полномочия по организации такой работы у муниципалитета имеются (ст.16 п. 30).
В мае 2012 года начало свою работу муниципальное учреждение «Городской молодёжный центр», которое уже «с колес» в июне 2012 года подготовило федерального уровня молодёжное мероприятие – танцевальный флешмоб ко Дню России, который показывали на федеральных и региональных каналах. Это была хорошая заявка для старта. Замечу, что организация массовых молодёжных мероприятий с участием более чем 600 молодых людей, тренировавшихся на протяжении 2 месяцев самостоятельно – это серьезная профессиональная и имиджевая планка. Она была взята только в самых продвинутых в плане молодёжной политики регионах (Москва, Екатеринбург, Пермь).
Были начаты ряд проектов, которые стали традиционными для Молодёжного центра. Так проект «Лидер Года» уже два года собирает сотни активных ребят, которые пройдя обучение, формируют свои команды и реализуют множество социальных проектов в городе. Победители при этом получают возможность презентовать свои проекты в Москве на встрече с депутатами Государственной Думы и сенаторами от Саратовской области. Это очень хорошая мотивация для талантливой молодёжи свои глазами увидеть как работают палаты Федерального Собрания, пообщаться напрямую с парламентариями, получить обратную связь от них.
Традиционной сильной стороной работы учреждения стало направление: «Хранители Победы». В мае – июне 2013 года на базе МБУ «Городской молодёжный центр» был реализован пилотный проект по паспортизации военно-мемориальных объектов на территории города Саратова. Создан сводный реестр, в который вошли 261 военно-мемориальный объект. В декабре 2013 года реестр был дополнен мемориальной табличкой Георгию Константиновичу Жукову, который проходил в Саратове лечение в 1919 году. В ноябре 2013 года молодёжные организации Саратова в рамках Движения «Хранители Победы» начали процесс по защите чести и достоинства всех ветеранов Саратовской области в лице Фролова Георгия Васильевича, про которого были опубликованы националистом клеветнические статьи. Кампания в поддержку ветерана была выиграна. Решение суда об опровержении данных грязных публикаций вступило в законную силу. Здесь активную помощь оказывал Центр правовой защиты молодежи, который в рамках учреждения «Городской молодёжный центр» уже несколько лет помогает молодым людям по разным правовым вопросам. Специалисты центра помогли и нашему уважаемому ветерану сохранить свое доброе имя.
Также подкомиссией по делам молодёжи неоднократно поднимался вопрос об увеличении молодёжных программ «Молодёжь Саратова», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних», «Профилактика наркомании среди обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений». Обращалось внимание на недопустимо низкий уровень финансирования этих программ. Так последние две программы финансировалась вообще на уровне 50 и 60 тыс. рублей в год. Это было явно недостаточно. Хотя уровень проблем в данных сферах, как всем известен, явно неадекватен содержанию данных программ. Но с этого года программы благодаря позиции депутатов городской Думы, правоохранительных органов были увеличены до 500 тыс. каждая. Думаю, что инструментарий по решению этих проблем с учетом десятикратного увеличения будет более адекватным нынешней ситуации в данной сфере.
Спустя 2 года активной работы Подкомиссии удалось убедить общественное мнение в необходимости принятия документа, который регламентировал основные требования к организации работы с молодёжью в нашем городе. Активная позиция депутатов подкомиссии по делам молодёжи о необходимости создания Концепции системы работы с молодёжью была услышана и Концепция все-таки принята в этом году ко Дню молодёжи. На основе этого документа, который, по сути, является нормативной платформой для работы с молодёжью, можно прорабатывать другие инициативы по работе с молодёжным сообществом города.
Несмотря на значительные достижения в сфере молодежной политики в Саратове, на уровне исполнительной власти в городе до сих пор нет постоянного органа, отвечающего за работу с молодежью на территории муниципального образования.
В других городах, как я уже говорил, это профильные департаменты, комитеты, управления. Ведь если мы хотим видеть системный результат – то надо начинать с системы, с основы такой работы, и необходимо создавать, значит, организационный и административный фундамент молодёжной политики. Очевидно, что комитет по образованию в силу своих полномочий и организационных возможностей не может эффективно работать с молодёжной аудиторией старше школьного возраста. А здесь огромный пласт работы с молодёжью в возрасте от 18 до 30 лет: это и молодёжь средне специальных и высших учебных заведений, рабочая молодёжью, городские молодежные субкультуры. И огромные риски, связанные с этой социальной группой: высокий риск межнациональных конфликтов, преступность, алкоголизация и др. Думаю, к обсуждению этого вопроса еще необходимо будет вернуться. Также мне кажется естественным, что городская программа по работе с молодёжью не может финансироваться в среднем в 10 раз меньше, чем программа по работе с молодёжью крупного саратовского ВУЗа. Здесь тоже есть над чем поработать. Нужно просто учитывать позитивный опыт других городов в этой сфере и реализовывать с учетом местной специфики.
Учитывая, что с октября этого года я приступаю к участию в крупном федеральном информационном проекте, то мне придется приостановить на время свое активное участие в работе комиссии по местному самоуправлению, а, следовательно, и в работе подкомиссии по делам молодёжи, которая входит в комиссию МСУ. В апреле – мае участвуя в подготовительном этапе этого проекта, очень много было командировок в другие города, и не всегда получалось посещать комиссию МСУ. С октября такой возможности станет еще меньше. Переговоры с коллегами подкомиссии о смене руководства уже шли с октября 2013 года и в июне 2014 года депутаты подкомиссии пришли к общему мнению о кандидатуре нового руководителя подкомиссии, который в случае поддержки депутатского корпуса продолжит начатую работу, усилит её новыми успешными результатами на благо нашего города.
От себя лично хотел бы поблагодарить всех депутатов городской Думы, которые в нынешнем созыве помогли мне сдвинуть эти нерешаемые 20 лет вопросы с нулевой точки, активно участвовали в работе заседаний подкомиссии по делам молодёжи, культуре и спорту, а также помогали «вставать на ноги» молодому учреждению – Городскому молодёжному центру. Уверен, что начатая нашей командой работа на благо города будет продолжена.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: