92-я премия "Оскар" завершилась сенсацией. Фильм "Паразиты" южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо не только ожидаемо победил в номинации "Лучший иностранный фильм", но и взял приз за оригинальный сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм. И это, конечно, беспрецедентный случай в истории кинопремии. "Паразиты" обошли главного фаворита гонки – картину Сэма Мендеса "1917", именно ей кинокритики и букмекеры прочили победу.
Вообще минувший "Оскар" должен войти в историю как один из самых сильных за последнее десятилетие. Это не 2012 год, когда компромиссом между мнениями членов Академии стала миловидная поделка под названием "Артист" (тоже по формальным признакам иностранный фильм), и даже не ситуация двухлетней давности, когда казалось, что весь мир раскололся на два противоборствующих лагеря - тех, кому нравится "Форма воды" Гильермо дель Торро, и тех, кому больше по душе "Три биллборда на границе Эббинга, Миссури" Мартина МакДоны. Тогда в пылу споров вместе с водой выплеснули ребенка – виртуозно выточенная военная драма Кристофера Нолана "Дюнкерк" пролетела мимо всех основных номинаций, взяв исключительно технические. В этом году практически каждая картина в категории "Лучший фильм" была достойна победы. "Ирландец" - программное произведение Мартина Скорсезе, "Однажды в… Голливуде" Квентина Тарантино - бесконечно трогательная и очень важная для Голливуда история, "1917" Сэма Мендеса – переосмысление роли маленького человека в большой войне, снятое на одном дыхании. Почему же победили "Паразиты"?
История успеха "Паразитов" началась с прошлогодних Канн, где фильм завоевал Золотую пальмовую ветвь. После выхода в широкий прокат (который, к слову, продолжается и по сей день) никто не сомневался, что фильм попадет в номинацию "Лучший иностранный фильм" и даже победит в ней. Многие зрители при этом обреченно вздыхали, предвидя неизбежное поражение автобиографической ленты Педро Альмодовара "Боль и слава" с Антонио Бандерасом в главной роли. Но академики пошли дальше – и в Голливуде произошла революция.
"Паразиты" - это история бедной корейской семьи, которая ищет и находит способ обрести свое место под солнцем (в том числе и в буквальном смысле – бедняки живут в полуподвальном помещении), присосавшись к богатеньким простачкам. Все идет как по маслу, пока сюжет не совершает неожиданный поворот винта. И тут уже становится понятно, что из героев "оба хуже".
Фильм балансирует между жанрами, из комедии превращаясь в социальную драму, из драмы падая в хоррор, а из хоррора выныривая в притчу. Это хлесткий, злой и остроумный рассказ о взаимном паразитировании богатых и бедных, о классовой борьбе, если угодно, и именно это делает историю универсальной. Азиатское кино наконец перестало быть экзотикой, которой периодически любят баловаться европейские кинофестивали. "Паразиты" - это мощное антикапиталистическое высказывание, понятное людям в любой точке мира. И члены Академии, наверняка отчасти на волне очевидных антитрамповских настроений, предпочли отдать главные награды именно Пон Чжун Хо и его команде. Но, конечно, прежде всего, это талантливое, актуальное и крепко сделанное кино. В пику общему ностальгическому настрою нынешнего "Оскара", "Паразиты" отрезвляюще бьют наотмашь, как бы говоря нам всем: мир уже не тот, чем казался раньше.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: