Вопрос качества пассажирских перевозок в Саратове уже давно стал одной из самых актуальных тем для СМИ. На протяжении последних пяти-шести лет каждый конкурс перевозчиков сопровождается громкими скандалами, нескончаемыми судебными разбирательствами, проверками маршрутов, жалобами перевозчиков друг на друга и как итог – непрекращающимися жалобами жителей на отсутствие транспортной доступности.
Последней каплей стал недавно внесенный в думу законопроект, предусматривающий возможность лишения перевозчиков свидетельства на перевозки за нарушение условий этого самого свидетельства. К слову, свидетельство – не что иное, как договор, заключенный перевозчиком с мэрией по итогам конкурсов, содержащий, как и любой договор, права и обязанности по его исполнению.
Законопроект получил неоднозначную и в чем-то даже странную оценку депутатов - заговорили о "слишком радикальном подходе", "потере перевозчиков" и т.д.
Чтобы своими глазами увидеть и оценить возможные последствия, мы решили провести своеобразный пресс-тур - тем более, что всё обещанное перевозчиком имеется в открытом доступе на сайте саратовской мэрии.
Город - сказка, город – мечта…
На официальном сайте мэрии Саратова, в разделе "Пассажирский транспорт" есть документ "Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок". Судя по документу, по 97 маршрутам города ежедневно должно курсировать 875 автобусов различной вместимости (224 – больших и 651 - малый), оснащенных по последнему слову техники: с кондиционерами, системой вентиляции салона, бегущими строками... Более 300 автобусов с оборудованием для инвалидов и мам с колясками, около 150 - работающих на чистом экологическом топливе – метане.
К сожалению, в документе отсутствует один из главных критериев конкурсного договора – максимальный срок эксплуатации транспорта. То есть тот возраст автобуса, который перевозчик обещает не превышать. По нашему мнению, это один из главнейших показателей, свидетельствующий о том сказочном великолепии, которое ежедневно должны видеть саратовцы…
Оценить заявленный перевозчиками обещанный возраст автобусов можно, если внимательно изучить на том же сайте мэрии, в разделе "Отбор перевозчиков" оцененные конкурсные заявки участников открытых конкурсов. Судя по последним конкурсам, на популярных у саратовцев маршрутах ежедневно должны ходить автобусы не старше трех лет, за каждый такой автобус перевозчику было начислено 15 конкурсных баллов, что обеспечило безусловную победу в конкурсе.
Для чистоты эксперимента было решено проверить не один, а сразу четыре маршрута: №15 (Октябрьское ущелье – Центральный колхозный рынок), №23 (Крытый рынок – поселок Октябрьский), №81 (Областная клиническая больница – площадь Ленина) и №46 (площадь Ленина – пос. Поливановка). Все обслуживает один перевозчик. Почему все самые популярные и выгодные маршруты в Саратове предпочитают традиционно отдавать в одни руки – вопрос даже не к перевозчикам, а к тем, кто эти конкурсы проводит. И вообще это тема для отдельной публикации.
Маршрут №81
Что должно быть (см. реестр маршрутов на сайте мэрии): 14 автобусов малого типа (резерв – 2 автобуса), наличие низкого пола – 4 единицы, накопительная площадка для размещения пассажиров, детских и инвалидных колясок – 4 единицы, система вентиляции салона – 16 единиц, система кондиционирования - 14 единиц, электро- или пневмопривод сдвижной двери - 16 ед., устройство для объявления остановок через динамики в салоне и система визуального отображения информации - 16 ед., система безналичной оплаты проезда - 16 ед. Перевозчик – ООО "Пассажиртранс".
Что увидели своими глазами: На конечную остановку "Площадь Ленина" (3-я Дачная) мы приехали в 15:10 - за тот час, что мы там были, автобусы №81 как раз успели сделать полный круг и вернуться на остановку, откуда уезжали. В реестре муниципальных маршрутов указано, что на маршруте №81 работает не менее 4 низкопольных автобусов. По факту же из 13 проехавших автобусов лишь один оказался низкопольным. Соответственно, при таком раскладе уже можно было не проверять наличие накопительных площадках для размещения детских и инвалидных колясок (а они тоже должны быть как минимум в 4 автобусах) – затащить любую коляску по ступеням в обычный, а не низокопольный салон невозможно чисто физически. Словом, только начало проверки и сразу такое грубое несоответствие по самому очевидному параметру. До остальных требований и взятых перевозчиком на себя обязательств (наличие систем кондиционирования, визуального отображения информации, устройства для объявления остановок через динамики в салоне и т.д.) даже не дошло.
Маршрут №46
Что должно быть (см. реестр маршрутов на сайте мэрии): 12 автобусов малого типа (резерв – 2 автобуса), наличие низкого пола – 1 единица, накопительная площадка для размещения пассажиров, детских и инвалидных колясок – 1 единица, заводские устройства для посадки-высадки маломобильных пассажиров - 1 ед., система вентиляции салона – 14 ед., система кондиционирования - 11 единиц, электро- или пневмопривод сдвижной двери - 14 ед., устройство для объявления остановок через динамики в салоне и система визуального отображения информации - 14 ед., система безналичной оплаты проезда - 14 ед., газомоторное топливо (метан) – 2 единицы. Перевозчик – ООО "Пассажиртранс".
Что увидели своими глазами: На маршруте №46 за час проехало только 8 автобусов из 12 обещанных. Лишь один низкопольный - по документам их должно было быть 2. Обратило на себя внимание, что еще один автобус этого маршрута (регистрационный номер В354НМ) выглядел совсем уж "пожилым": сломан бампер, справа от основной двери имеются повреждения корпуса.
Маршрут №23
Что должно быть (см. реестр маршрутов на сайте мэрии): 8 автобусов малого типа (резерв 1 ед.), наличие низкого пола – 7 ед., накопительная площадка для размещения пассажиров, детских и инвалидных колясок – 7 ед., оборудование для безопасной посадки и высадки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения - 7 ед., система вентиляции салона – 9 ед., система кондиционирования - 7 единиц, электро- или пневмопривод сдвижной двери - 9 ед., устройство для объявления остановок через динамики в салоне - 9 ед., система визуального отображения информации – 7 ед., система безналичной оплаты проезда - 9 ед., газомоторное топливо (метан) – 7 ед. Перевозчик – ООО "Пассажиртранс".
Что увидели своими глазами: Маршрут №23 мы встречали больше часа на остановке в Мирном переулке. По итогам конкурса там должно курсировать 6 низкопольных автобусов (в реестре указано вообще 8). Увы, встретили лишь один автобус на маршруте, да и тот, самый обычный, без низкого пола. На следующий день ситуация повторилась, за час с лишним прошел лишь один автобус №23. Если верить расписанию на столбе – он ходит раз в 45 минут, что уже само по себе несколько необычно.
Разговоры на остановке: "На самом деле, когда как ходит. Иногда может и один в день пройти, иногда вроде чаще. Как захотят, так и поедут", - пояснила на остановке женщина, по виду – пенсионерка. "Вчера целый час простояла, ушла домой, замерзла. Может, сегодня дождусь", - призналась другая. Забегая вперед – не дождалась она и в этот раз, ушла с огромными сумками на другую остановку – по собственному признанию, "в объезд добираться".
Маршрут №15
Что должно быть (см. реестр маршрутов на сайте мэрии): 5 автобусов малого типа (резерв 1 ед.), наличие низкого пола – 4 ед., накопительная площадка для размещения пассажиров, детских и инвалидных колясок – 4 ед., оборудование для безопасной посадки и высадки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения - 4 ед., система вентиляции салона – 6 ед., система кондиционирования - 4 единиц, электро- или пневмопривод сдвижной двери - 6 ед., устройство для объявления остановок через динамики в салоне - 6 ед., система визуального отображения информации – 4 ед., система безналичной оплаты проезда – 6 ед., газомоторное топливо (метан) – 4 ед. Перевозчик – ООО "Пассажиртранс".
Что увидели своими глазами: На маршрут №15 "Пассажиртранс" должен был выпустить 4 автобуса малого класса с низким полом, кондиционером, двигателем на экологически чистом метане и т.д. На остановке у ТК "Форум" пришлось прождать этот маршрут не один час, а все два. Как ни удивительно, так и не встретили ни одного автобуса вообще! Что любопытно, не было на остановке и людей – видимо, все уже давно привыкли к тому, что его нет.
Разговоры на остановке: "Вам какой, "пятнадцатый"? Даже и не ждите – скорее всего, не дождетесь. Без толку на него рассчитывать. Легче на перекладных добраться, хоть и дольше", - посоветовал проходящий мимо остановки мужчина с ребенком.
Официально маршрут №15 никто не закрывал и не отменял. То есть его фактическое отсутствие выглядит явным самоуправством перевозчика…
Логичный вывод
Однако самое интересное оказалось впереди. В заявках "Пассажиртранса", с которыми он победил в конкурсе, утверждалось, что максимальный срок эксплуатации транспортных средств, которые он поставит на маршруты №46 и №81, не превышает 3 лет – то есть пока у "Пассажиртранса" действуют свидетельства на данные маршруты, ходить по ним транспортные средства старше этого возраста не могут. А теперь что выходит по факту. Номера всех увиденных нами в ходе пресс-тура автобусов мы записали, а потом попробовали "пробить" их через собственно реестр транспортных средств, внесенных в лицензии на деятельность по перевозкам пассажиров (его ведет Ространснадзор, на сайте ведомства документ выложен в открытом доступе) и через сайт ГИБДД. Самое важное, что удалось установить таким образом – большая часть машин на этих маршрутах (рег. номера – В917СО, В008НЕ, К724ВА, К290НУ, В450МН, В830МВ и т.д. - всего 10 машин) были поставлены на учет (и с этого момента начинается срок их эксплуатации) - в марте-июне 2019 года. Соответственно, в марте-июне 2022 года все они должны были быть заменены и по закону не могли эксплуатироваться на этих маршрутах. Еще у нескольких автобусов этих маршрутов (А972ТЕ и В649АК, В074ЕК) год выпуска даже не 2019-й, а вообще 2017-й и 2018-й!
Получается, что лишь не более 39% всех машин маршрута №81 (5 из 14) вроде как соответствуют заявке. Впрочем, даже эта цифра условна. Почему-то в реестре совсем не оказалось автобусов с номерами К396СН, К395СН, К336СН и К191СН, которые были замечены нами на этом маршруте. Можно предположить, что это и есть те самые обещанные новые машины. Однако это уже не важно, поскольку они не могли быть на маршруте в принципе, раз их нет в реестре лицензии. По сути, это вообще не лицензированные, не учтенные машины и перевозить пассажиров на них ни в коем случае нельзя.
Не оказалось и указанных "метановых" автобусов на маршруте №46. Хотя таких заявлялось целых два. Отсутствие оборудования для метана подтверждает и ГИБДД – достаточно вбить номера машин, ни по одной не указано "регистрация изменения конструкции транспортного средства", то есть никакое оборудование туда дополнительно никто не устанавливал. Из 11 автобусов на этом маршруте №46 в целом соответствуют заявке лишь 3 (27,2%).
Что же касается двух оставшихся маршрутов – №№15 и 23, здесь даже рассчитать процентную долю нельзя. Автобусов просто нет – по бумагам есть, а по факту нет.
Нужны ли такие перевозчики?
Безусловно, необходимость принятия закона о лишении права на перевозки за обман жителей Саратова не просто назрела, но и перезрела.
Хотелось бы пожелать одного: чтобы "упорно не видящие" ложь и обман чиновники и надзирающие органы наконец-то стали их замечать.
Или на самом деле все давно всё видят, но молчат?
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: перевозчики, Саратов, общественный транспорт, пассажиртранс