Серные воды
11 Декабря 2018, Вторник, 21:38 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Их дворы и наши: что такое хорошо и что такое плохо

Их дворы и наши: что такое хорошо и что такое плохо19/11/2018 07:40

Так повелось, что в "приличном" обществе считается правилом хорошего тона высказывать "фэ" в отношении современной архитектуры, какой бы она ни была. Не важно, что возводят и как: главное — проявить себя всезнающим экспертом и повторить вслед за героем новогодней экранизации Стругацких: "Кто так строит?!". Это продолжается уже не одно столетие. Привыкшие к старому-доброму Парижу французы некогда мечтали если не гильотинировать, то повесить инженера Гюстава Эйфеля на его модерновой башне из металла. Консервативные британцы в один голос с Достоевским в "Записках из подполья" мечтали уничтожить один из символов Викторианской эпохи — Хрустальный дворец Лондона, который, на их счастье, погиб в огне. Не были исключением и поклонники "исконно-посконной" Москвы, поливавшие память о ней горькими слезами, когда члены команды Лазаря Кагановича расширяли в 1930-е улицы и возводили пролетарские дворцы на месте трущоб и контрастирующих с ними купеческих особняков (к слову, как и нынешние "актёры МХАТа" не переносят политику Сергея Собянина, выпилившего из города торговые шалманы вкупе с архаичной системой парковки, на место которых пришли замощённые ненавистной плиткой широкие тротуары и прочий "хипстерский урбанизм", а российская столица по степени благоустройства встала в один ряд с ведущими мегаполисами мира).
Впрочем, дыма без огня не бывает, и к качеству, удобству, а также эстетическому уровню возводимых зданий претензии возникают не на пустом месте, о чём наглядно свидетельствует саратовская повседневная градостроительная практика. Но сегодня — не о набивших оскомину маловысокохудожественных новостройках, а об уровне городской среды, который в Саратове, погрязшем в реалиях выпотрошенной экономики и, как следствие, разрушенной инженерной инфраструктуры, а также местных кланово-архаичных представлениях о прекрасном, пробивает дно куда быстрее, чем качество массовой архитектуры. В этом нетрудно убедиться, посетив любой новый микрорайон несостоявшейся "столицы Поволжья".
Не надо даже ехать в удалённое Иволгино, где нечистоты, по сообщениям СМИ, сливаются в Волгу из-за особенностей хитрого водоотведения. Можно ограничиться относительно более близким к центру города каким-нибудь Юбилейным и его предместьями, новым Солнечным или новостройками на месте почившего на ниве "стабильности" авиазавода. Везде увидим почти одно и то же: кварталы, несильно, казалось бы, стеснённые, как объекты точечной застройки в центре или на других сложившихся территориях, возводятся максимально "убористо". В довесок к высокой плотности и, как правило, внушительной высотности застройке в новых микрорайонах имеет место нехватка объектов социальной инфраструктуры (даже видные члены Партии признали, что, к примеру, в Солнечном застройщики пожадничали с детсадами, школой и поликлиникой). Зато пространство между домами, ещё не успели новые жители заполнить все новостройки, наводняется частными автомобилями, а дворы превращаются в дикий парковочный ад. К этому располагает планировочная структура новых жилых массивов, основанная на, мягко говоря, явно не бьющихся с реальностью расчётах местных девелоперов. Несколько лет назад блогер Денис Жабкин приводил соответствующую фактуру: в ЖК "Изумрудный" вместо стоянок для постоянного хранения 3 356 автомобилей предусмотрено всего 1 020; в микрорайоне "САЗ" вместо около 2 000 мест для автомобилей предусмотрена стоянка на 156 машин; в 22-этажном ЖСК "Буй" (2-я очередь) на 120 квартир предусмотрены дворовая автостоянка на три автомобиля и гостевая на девять. Ну и так далее — почти на всех слушаниях, посвящённых вопросам землепользования и застройки, эти темы регулярно всплывают, вызывая негатив со стороны жителей, но городские власти в "конструктивном диалоге" с застройщиками продолжают поддерживать подобную практику и ничего, собственно, не меняется. Во всяком случае, в лучшую сторону.
В результате дворовое пространство и улицы новых (да и не только новых) кварталов становятся враждебной средой для пешехода и пассажира общественного транспорта (последний в Саратове системно деградирует в угоду архаичным системам частных маршруток, но сейчас не об этом), а сами недавно застроенные территории уже в первые годы эксплуатации стремительно маргинализируются, становясь чем-то вроде изолированных гетто с депрессивно-суицидальной повседневностью. По сути, современные саратовские дворы новостроек — это агрессивный синтез стоянок и изредка детских площадок посреди асфальта. Неудивительно, что такая не предрасполагающая к коллективизму среда (бытие определяет сознание) будет порождать криминальный тип поведения местных жителей, атомизацию общества и прочие крайне неприятные тенденции.
Вот, собственно, как это выглядит:

Всплывающая подсказка
Микрорайон "Русинвест" — "бараки, длинные, как сроки", между которыми никаких общественных пространств, кроме дорог.

Всплывающая подсказка
Там же. DIY-благоустройство. Фото Дениса Жабкина.

Всплывающая подсказка
Солнечный-2. "Вытоптанные" автомобилями каменные джунгли. Фото Дениса Жабкина.

Всплывающая подсказка
Посёлок Юбилейный. Парковочный хаос.

Всплывающая подсказка
Микрорайон "Цветочный" быстро стал похож на какую-нибудь резервацию малоэтажной Америки. Фото Дениса Жабкина.

Всплывающая подсказка
Из-за доступа частного транспорта во дворы и отсутствия централизованных парковочных мест Саратов оказался городом для автомобилей, а не людей. Фото Дениса Жабкина.

Всплывающая подсказка
И никаких вам тротуаров. Ходите по автодорогам и ешьте блины с лопат. Фото Дениса Жабкина.

Господствующие в Саратове, как и в большинстве других городов России, девелоперские компании, несмотря на дежурные электоральные заявления местных "элит" про необходимость "благоприятной среды обитания человека" и прочее бла-бла-бла, не заморачиваются с решением инфраструктурных вопросов. Экономя на упомянутых уже больницах и школах, которые за последние два десятилетия принято подвергать оптимизации, никто, по сути, не вкладывается и в создание общественных пространств. Это же дополнительные инвестиции, а следовательно, и сокращающие сверхприбыли издержки, без которых непритязательные потенциальные приобретатели нового жилья обходятся, довольствуясь резервациями. Поэтому проще всего не придумывать ничего нового и брать за основу несколько ревизованные советские образцы внутриквартального планирования. Тут я не собираюсь уподобляться Варламову и Ко с его априорным антикоммунизмом, именующему нынешние плохие градостроительные традиции "совковыми". Советские планировочные стандарты жилых микрорайонов, в которых внутриквартальные проезды выполнялись без изоляции от автодорог (а то и линейно вдоль них) и организации парковочного пространства (что и стало сегодня их слабым местом, а также козырем для коммерсантов), потеряли актуальность в силу того, что реализовывались в других реалиях — при существенно более низком уровне автомобилизации населения. Следовательно, и проблем с парковочными метастазами изначально там не возникало. Зато было то, от чего современные девелоперы благополучно отказались, — это высокий коэффициент озеленения и большие пространства между постройками (последние сегодня как раз активно добиваются точечной застройкой).
Естественно, не все современные строительные компании в России идут по пути деградации селитебных территорий, наплевательства на инфраструктуру и потенциальных клиентов. Учитывая мировой опыт, в ряде городов России за последние 10 с небольшим лет стали появляться образцовые кварталы, в которых на высоком уровне выполнено не только архитектурное решение жилых и общественных зданий, но и придомовое пространство. Эта практика отсылает нас не только к современному передовому опыту европейских городов, построивших своё благоденствие за счёт более справедливого распределения сверхприбылей, нежели при среднестатистическом капитализме, но и к советским нормам внутриквартального коллективизма — принципам социалистических городов 1920-1930-х, в которых большая роль отводилась общественным досуговым зонам не только внутри, но и вне зданий.
"Если 10–15 лет назад мы пользовались телефоном и интернетом исключительно в квартирах и офисах, то сегодня такое возможно везде, куда бы мы ни пошли, — в любом кафе, магазине, парке и даже в метро. Из-за этого мы проводим гораздо больше времени за пределами нашего дома, а все домашние функции переносятся в общественное пространство. Частное пространство становится менее важным. Как ни странно, мы видим процесс коллективизации, похожий на то, что нам показывали советские архитекторы 1920-х годов. Какой-то новый коммунизм", — объясняет основатель журнала "Проект Россия" голландский архитектор Барт Голдхоорн.
К слову, именно он участвовал в проектировании ряда современных кварталов в разных городах нашей страны. По проектам Голдхоорна и других продвинутых архитекторов появились уже десятки таких объектов, которые возводят несколько девелоперских компаний.
Дворы в таких комплексах "свободны" от автомобилей (парковки устраиваются в отдельных постройках за пределами квартала) и предназначены исключительно для коммуникаций жителей — с общественными и игровыми зонами, огороженными участками для выгула животных и т.д. Для минимизации ощущения "опасности" двора предусматривается масштабное освещение, а пространство декорируется дизайнерской уличной мебелью и креативным озеленением, зачастую с использованием экологического ландшафта местности (акцент на водоёмах, перепадах высот, бережном отношении к сложившимся до застройки зелёным насаждениям). Подъезды в таких комплексах выполняются с прозрачными входными группами и оригинальным интерьером, а сам вход находится на уровне земли в интересах маломобильных групп населения. Человеку, привыкшему к саратовским каменным джунглям с грязью и неустроенностью, может показаться, что речь идёт не о России, а о какой-нибудь Норвегии или Дании, ну в крайнем случае, о Москве. Но подобные современные комплексы "для людей" появляются не только в благополучной столице. Что важно, это отнюдь не элитное жильё, но вполне социальное. Особенно учитывая цены, как правило, не превышающие стоимости квартир в домах, скроенных по старым лекалам, а также небольшие площади жилья в "умных" кварталах, свойственные для эконом-класса.

Всплывающая подсказка
Современный двор в Новосибирске.

Всплывающая подсказка
Двор без машин в Екатеринбурге.

Всплывающая подсказка
Освещение современного квартала в Тюмени.

Всплывающая подсказка
И в Новой Москве.

Всплывающая подсказка
Двор без машин в Новой Москве.

Всплывающая подсказка
Низкопольные "прозрачные" подъезды.

Всплывающая подсказка
Здание многоэтажной парковки за пределами жилого квартала.

Всплывающая подсказка
Бетонные заграждения, отделяющие пешеходную зону двора в Новой Москве.

Всплывающая подсказка
Кварталы "умного" жилья в Иннополисе, Татарстан. Фото Дениса Жабкина.

Подобные "издержки" на качество жизни в Саратове кажутся малореализуемыми, пока регион находится под железной пятой нынешних "хозяев дискурса", его экономика решительно "сломана" деиндустриализацией последних двух десятилетий, а страна разломана на то, что внутри МКАД и за ним. Но, как уже говорилось выше, градостроительное чудо сегодня возможно не только в бюджетообеспеченной Москве. В Саратове, который, к счастью, также не остался в стороне от передовых тенденеций, их пытаются реализовать с помощью столичных экспертов. Тут стоит отметить работу КБ "Стрелка" в области создания дизайн-кода и отказа от "кислотных" вывесок, разработку Объёмно-пространственного регламента для защиты объектов культурного наследия (его должны были утвердить ещё в начале года, но местные игроки, по всей видимости, предпринимают всё возможное, чтобы этого не произошло), а также совместный с бюро SNOU project удачный опыт создания линейного парка на ул. Рахова.
Показательно, что местное девелоперское лобби крайне нервозно отнеслось к проектам москвичей (даже когда тех, было, поддержали на самом федеральном верху), запустив против "Стрелки" тяжёлую медийную артиллерию и мелкие "торпеды" в виде разного рода сетевых псевдообщественников. Беспокойство саратовских горе-застройщиков вполне понятно — нечто подобное было описано Иваном Крыловым в басне "Слон и Моська". Ведь любой гипотетический заход иногородних, особенно столичных, инвесторов (вкупе с директивным внедрением современных правил благоустройства) на территорию саратовских лоббистов грозит обрушить последних по всем законам экономического жанра. Несмотря на всю политическую и медийную специфику региона и всевластие его некрупного теневого кукловода.


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 50Итоговая оценка: 3.16Прислать новость
интересные фото,интересно читать,но в конце статьи появилась реклама стрелки и стало понятно для чего всё это написано. я считаю.что стрелка ничего хорошего не сделала для города.потому что такой забор на Рахова любой человек без дизайнеровского образования мог сотворить и даже намного лучше, а про вокзал даже вспоминать на хочется.
19/11/2018 12:15
предыдущему
Интересна "логика" "антистрелочников", которые только и делают, что бурчат - это им не то, да не так. Зато хорошо жить по привычному, с разбитыми тротуарам, самостийным "урбанизмом" из крашеных покрышек и прочим упадком, который вам почему-то ближе, чем современное благоустройство. Вот скажите, гражданин, кто-нибудь за последние лет 10-15 до Стрелки делал в Саратове что-то более масштабное? Нет?
19/11/2018 14:23
Если забор на Рахова любой может сотворить, что же никто не сотворил? Или нужны псевдобарочные конструкции, которые делают якобы с большим вкусом специалисты?
19/11/2018 14:25
С этим надо что то делать
Отличная статья- не в бровь , а в глаз! Невообуженным глазом видно, что стрелка строительному саратовскому лобби как кость в горле. Стрельцина курихина писные шахмаловы и пр привыкли разорять город без оглядки, уничтожая исторический облик!!!! Исаев прогибается перед ними - разрешил воткнуть башню на московской среди исторической малоэтажной застройки. Полный беспредел...
19/11/2018 15:18
для 14:23
можно подумать,стрелка на свои деньги делала дизайн,да если б нашим дизайнерам выделили такую сумму,то такое убожество как фонари.скамейки и забор были бы куда интереснее и симпатичнее
19/11/2018 17:38
14:23
Если что, это "убожество" (на самом деле, нет) делали как раз саратовские дизайнеры))
19/11/2018 19:17
Архитектор
А что не так с фонарями и скамейками на Рахова?
19/11/2018 19:32
офелия
Да что вы к новому бульвару на Рахова привязались?!?! Убожество же было (как и везде в богом забытом Саратове), пока Стрелка не пришла в город.
19/11/2018 19:34
Эх.как стрелку то колбасит!
19/11/2018 19:57
тиньзинь
Пока только видно, как колбасит её (стрелки) горе-"критиков", которые даже аргументов вменяемых привести не в состоянии)))
19/11/2018 20:18
4x4
"Саратов оказался городом для автомобилей, а не людей" Позвольте поспорить! Ни проехать, ни встать. Зато полно незасеянных газонов, бестолковых тротуаров, по которым мало кто ходит. Если вдоль всех улиц делать парковку "елочкой" = сразу станет свободнее
19/11/2018 22:11
елисей
То, что сотворила "Стрелка" с привокзальной площадью -- чистый ужас. Всё пришлось снести, а денег ушло немало. А черные обрубки-фонари на Рахова, похожие на виселицы, чем хороши? Неужели это кому-то нравится и считается современным дизайном? Одни лишь уничтоженные деревья..
19/11/2018 22:43
тому, который 4х4
Ваша логика просто убийственна. Дай волю таким как вы, все города превратятся в сплошной Лос-Анджелес в самом плохом смысле. Именно поэтому, таких как вы в приличном обществе ограничивают (слава Б.гу!) введением платных парковок, снижением автопотребления каршерингом и развитием удобного общественого транспорта, а также расширением пешеходных зон и зелёных насаждений. Надеюсь, скоро вместо скреп это придёт в города РФ, не ограничиваясь только Москвой.
20/11/2018 03:45
Елисею
На привокзальной площади было _тестовое_ благоустройство, а не стационарное. Посему неудивителоно, что оно износилось, и местные власти его демонтировали. А могли бы пролоббировать и изменить ворота города, но интересы и аппетиты местного строительного бизнеса к территории оказались ближе. Наверное, господа саратвовсие девелоперы кого надо коррумпи ровали, кого-то запугали и чиновники с поднятыми ручками "сдали назад".
20/11/2018 05:49
тинь-зиню
зато стрелка реагирует болезненно на критику.а нужно прислушиваться,например.сколько писали,что не нужно делать детские площадки на Рахова,там с двух сторон едет транспорт .газует,а площадка стоит прям около забора.к примеру на углу Рахова и Шелковичной,на таком узком бульваре детским площадкам не место,лучше бы из поставили во дворах. То же самое можно сказать про Привокзальную площадь и хорошо что это было тестовое благоустройство,а не постоянное не дай Бог. И ещё раз про бульвар: да.стало чисто.современно,но он какой неуютный. Здесь все комменты от стрелки написаны так.как будто стрелка меценат или благотворитель и построила все это на свои деньги и других мнений не признает.
20/11/2018 11:11
П.А.Талогоанатом
Не нравится то, что делает Стрелка? Так живите в своих Иволгино от Березовского и Русинвестах от Лёни Писного и радуйтесь, как у вас всё прекрасно с текущим в Волгу говнищем и мраком фиолетовых фасадов)) правильно автор написал - ешьте блины с лопаты и верьте только делам.
20/11/2018 11:37
Ну только не надо стрелочниц изображать великими устроителями городов. Пусть начнут с собственных лиц, изведут с них прыщи.
20/11/2018 13:51
для патологаанатома
не нужно писать под разными никами.все равно чувствуется стиль одной из стрелок.
20/11/2018 14:09
мимо шел
Быстро как антистрелочные тролли увели обсуждение материала, который совсем не о КБ.
20/11/2018 18:14
ну да,только в статье была скрытая реклама стрелки
20/11/2018 19:19
Не реклама, а объективная оценка.
20/11/2018 20:38
если,как вы написали ," материал совсем не о КБ",то кому или чему тогда объективная оценка?
20/11/2018 20:47
Читайте, если умеете, да поймёте, чему в тексте дана объективная оценка)) подсказка: современным трендам в благоустройстве в противовес колхозанскому убожеству, как следствиб упадка Саратова эпохи углеводородной стабильности сами знаете кого.
21/11/2018 03:06
Объективная оценка была бы таковой, если бы присутствовали цифры. Например стоимость квадратного метра и смог бы среднестатистические саратовец купить это жилье
24/11/2018 13:58
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Общество / Их дворы и наши: что такое хорошо и что такое плохо
Загрузка...
Кого из некогда высокопоставленных чиновников вы бы вернули во власть?
Оставить комментарий
благотворительный спектакль

Новости

Частное мнение

11/12/2018 14:18
Судья не увидела леса на чардымских землях
Судья не увидела леса на чардымских земляхТатьяна Мидошина фактически согласилась, что два участка были выведены из лесного фонда законно
11/12/2018 11:12
Стать оценщиком - значит, вложиться в свое будущее
Стать оценщиком - значит, вложиться в свое будущееЧто в наше время может быть более востребованным, чем знания?
10/12/2018 11:10
Конкурсу перевозчиков в мэрии приказали долго жить
Конкурсу перевозчиков в мэрии приказали долго жить | Отзывов: 2Администрация Саратова перенесла сроки проведения тендера, желая, видимо, сохранить статус-кво
07/12/2018 11:34
Собиратель земель колоярских
Собиратель земель колоярских | Отзывов: 2Глава муниципалитета через суд забирает земли умерших пайщиков в обход наследников
06/12/2018 13:25
Арбитражные джокеры Станислава Невейницына. Представитель истца усомнилась в
Арбитражные джокеры Станислава Невейницына. Представитель истца усомнилась в "реальности" ответчика | Отзывов: 3Судья Наталья Павлова, обращаясь к представителю истца: "Вы меня не слышите"
Дендрарий НИИСХ Юго-Востока

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 11 Декабря 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
0.015763998031616