25 Апреля 2024, Четверг, 6:28 ВКонтакте Twitter

Формула успеха ЛМИ

Рубрика: Школа
31/10/2016 13:54


По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу». Иными словами, задачей школы является создание таких механизмов, которые бы обеспечивали «запуск» процессов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Подобных механизмов существует великое множество. Среди прочего в последние годы в образовательных учреждениях особой популярностью пользуется «ученическое портфолио». Вот о нем и поговорим.
Слово «портфолио», как и сама идея собрания работ,— это не изобретение 20 века. Еще ранее этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Идея применения портфолио в школе возникла в Соединённых Штатах в 80-х годах. Основной смысл собрания работ — показать всё, на что ты способен.
В современных общеобразовательных учреждениях создание портфолио считается обязательным моментом. А вот, например, педагогический коллектив МАОУ «Лицей математики и информатики» в прошлом году внедрил в учебный процесс новую, интересную задумку. Теперь по окончании учебного года среди учащихся ЛМИ каждой параллели выбирается обладатель лучшего портфолио. Победителю достаются грамота, символический приз и, самое главное, восхищение одноклассников.
Итак, что же необходимо сделать, чтобы стать победителем в этом непростом конкурсе способностей? Как по секрету журналу «ОМ» рассказали лидеры «портфолиумниады» прошлого учебного года, в решении данного уравнения значится сразу несколько слагаемых.
Первое слагаемое — «Предметная компетентность». То есть если ты отличник — итоговый балл по данному показателю в портфолио будет высоким. Но еще выше ценится, если в течение года успеваемость лицеиста имела положительную динамику, так что у троечников и хорошистов есть отличный стимул для работы над своими оценками.
— Мое портфолио в прошлом году победило в первую очередь потому, что я являюсь отличницей,— рассказала девятиклассница Наташа Юльцова.— Я окончила театральную школу с красным дипломом, заняла первое место в городской олимпиаде по информатике. Но получать одни пятерки мало! Чтобы оставаться в числе лучших, необходимо много работать.
Примечательно, что оценивать свои достижения при создании портфолио лицеистам приходится самостоятельно. Это тоже довольно интересный, психологический ход, ведь, согласитесь, своими руками собрать в одно целое собственные достижения и поставить этим успехам красивый балл особенно приятно, тем более, если у соседа по парте стопка грамот получилась не такая внушительная. Да и отстающие, глядя на успехи отличников и активистов, волей-неволей стараются подтянуться к лидерам. Кстати, «нарисовать» себе любимому высокий балл не получится, поскольку все оценки требуют документального подтверждения, будь то грамота, медаль, табель успеваемости, благодарственное письмо и т.д.
— Мы с моими детишками портфолио заполняем вместе, дружно,— пояснила заместитель директора Маргарита Ивановна Алефиренко.— Я даю ребятам всю заработанную ими стопку грамот и сертификатов, они делают ксерокопии и начинают раскладывать по папкам, при этом сравнивая, конечно, у кого больше, у кого меньше. И вот тут-то каждый для себя выясняет, где у него недоработки, по какому критерию получился «провал», а по какому он сработал лучше всех. В следующий учебный класс дети приходят с твердым намерением побить свой рекорд и рекорд соседа!
Кстати, не все позиции в проставлении оценок в портфолио были отданы на откуп ученикам. Баллы за «Функциональную грамотность», как правило, ставят педагоги. Именно учителя призваны оценить уровень самостоятельности каждого лицеиста при выполнении итоговых работ, продуктов творческой и проектной деятельности.
Третий критерий оценки — «Коммуникативность», то есть уровень владения русским и английским языками, способность взаимодействовать в коллективе. В течение всего учебного года учителя отслеживают и оценивают навыки общения каждого ученика, умение работать в группе, быть лидером, способность избегать и улаживать конфликты в случае их возникновения.
Получить высокий балл по данному критерию непросто, однако и тут есть особо отличившиеся ребята. Вот, например, семиклассница Лиза Бессараб: активистка, вокалистка и очень идейный человек. В прошлом году она заняла первое место на городской олимпиаде по математике, за что ей был вручен билет в детский лагерь для одаренных детей. Учителя говорят, что Лиза — учащаяся, которая всегда стремится быть в центре событий.
— Просто мне нравится принимать участие во всех мероприятиях,— призналась Лиза.— Я люблю организовывать праздники в классе, ведь придумывать новые идеи — это интересно, очень весело! Тем более что учителя постоянно ставят перед нами какие-то новые, удивительные задачи. Например, на уроке истории нам предложили написать постановку для греческого театра. Причем необходимо было адаптировать какую-либо русскую народную сказку. Нашей команде достался «Колобок», и в итоге мы создали сценарий аж на четырех страницах и победили. Было действительно очень здорово!
Но давайте вернемся к нашему уравнению успеха. Четвертым слагаемым является «Социальная компетентность» — то есть участие в органах самоуправления, общественных организациях, сформированность правового поведения, гражданской позиции, экономическое сознание и трудовая деятельность.
Кстати, трудовая деятельность — это не просто красивые слова. После окончания 8 класса у лицеистов начинается трудовая практика. Результат деятельности ребят можно увидеть тут же, на территории учреждения: с любовью посаженные цветы и аккуратная трава, чисто убранные дорожки и тропинки. Сразу видно, что лицеисты стараются не за галочку в трудовом паспорте, а на совесть и от души.
Что касается участия в органах самоуправления и общественных организациях, здесь у лицеистов тоже все налажено отлично.
— Только сегодня к нам в класс заглянули представители волонтерского движения. Планирую туда вступить,— поделилась мыслями десятиклассница Александра Тюрина.— Девятый класс был сложным. Я пробовала себя в разных кружках и секциях: танцы, балет, борьба. Участвовала во многих олимпиадах, конкурсах, конференциях. Сейчас я продолжаю заниматься в профессиональной секции по плаванию и в будущем планирую попробовать еще несколько направлений. Ну, например, войти в состав молодежного совета при администрации Кировского района.
— Мы привыкли жить в режиме постоянного движения. Открывать для себя что-то новое. Пробовать себя в этом новом — это же замечательно!
— поддержала одиннадцатиклассница Лилия Казакова. Кстати, Лиля является создателем лицейского интернет-сообщества, которое дало учащимся учреждения возможность обсуждать лицейскую жизнь. А кроме того, выпускница принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых в ЛМИ, занимается на дополнительных курсах по английскому, музыкой, танцами, постоянно участвует в предметных олимпиадах с неизменным успехом. В общем, жизнь у моих собеседниц оказывается такая насыщенная, что диву даешься: когда все успевают?
На самом деле этот вопрос можно задать практически любому учащемуся ЛМИ. При грамотной поддержке и поощрении своих педагогов ребята ходят в кружки и секции, участвуют в интеллектуальных и спортивных соревнованиях, пробуют себя в самых разных сферах жизни, будь то наука, политика, социальная жизнь.
Вот, например, ученица шестого класса Маша Махновец о своей школьной и внешкольной жизни скромно сообщила:
— Я просто много чем занимаюсь. Художественной гимнастикой, рисованием в Радищевском музее…
И уже в разговоре с классным руководителем Маши выяснилось, что у девочки второй взрослый разряд по гимнастике, и в ближайшем будущем она планирует завоевать титул КМС. Художественные работы ученицы выставляются на конкурсах в Москве, где занимают призовые места. А по результатам общего зачета Всероссийского международного молодежного чемпионата Маше была вручена статуэтка как участнице и победительнице по наибольшему числу предметов.
Секрета из того, как ученикам лицея удается так грамотно распределить свое время и везде во всем преуспеть, учителя учреждения не делают. Основа воспитания детей здесь держится на трех китах: самообразование, самовоспитание, самореализация.
— Когда человек организованный, он успевает все,— отметила заместитель директора Людмила Михайловна Вдовенко.— Мы стараемся научить детей искусству не терять попусту ни минутки времени, быть целеустремленными, уметь ставить перед собой задачи и максимально эффективно их решать. Портфолио — это тоже важный момент самоорганизации.
Пятое по счету слагаемое лучшего портфолио — «Общекультурная и поликультурная компетенция». Здесь учитываются: физкультурная подготовка, спортивные занятия, творческие кружки, секции, студии, природоохранная деятельность, краеведческое и военно-патриотическое воспитание… В общем, все, что учителя в шутку прозвали «внеурочкой» и от чего лицеистов буквально за уши не оттащишь. Разнообразие выбранных ребятами направлений приятно удивляет. Кроме традиционных танцев-вокала-спортивных кружков есть непривычные увлечения. Например, робототехника. Этот кружок существует в ЛМИ всего пару лет, а восьмиклассница Полина Левчук уже стала участницей Всероссийской олимпиады по робототехнике. О своем любимом занятии Полина рассказывает с вдохновением, порой перемежая повествование сложными техническими терминами: программирование, платформы, БИОС… Параллельно с занятиями в кружке Полина успевает принять участие в олимпиадах по основным школьным предметам:
— В прошлом году на Всероссийских этапах у меня было всего пять призерских мест. Я расстроилась, что из-за болезни некоторые олимпиады пришлось пропустить.
И последний, но от того не менее важный критерий оценки портфолио — «Интеллектуальная компетенция». Этот блог включает в себя оценку за участие в олимпиадах, публичные выступления и печатные работы. С олимпиадами и публичными выступлениями у лицеистов, как мы уже выяснили, дела обстоят замечательно. Блеснуть талантом журналиста учащимся помогает школьная газета «ЛМИ тайм». Примечательно, что желающих разместить там свою статью всегда находится более чем достаточно. Публикации, выложенные детьми в сети интернет, тоже идут в общий зачет, главное, чтобы текст статьи был интересным, актуальным, грамотным. Но с этим у лицеистов проблем нет.
На самом деле, в нашем уравнении успеха есть еще одно слагаемое. Даже не слагаемое, а множитель, который в разы увеличивает успехи ребят, заставляет их раскрыть свои природные способности и таланты. Этот множитель — коллектив учреждения — не учитывается в портфолио, он стоит как бы за скобкой, но определяет все. Надо честно признать: не будь в ЛМИ таких замечательных учителей, способных к каждому ученику найти подход, не удивляли бы ребята своими достижениями. Причем не один, не два, а практически все учащиеся имеют в своем портфолио какие-либо грамоты и награды. Каждый год 100% выпускников ЛМИ поступают в высшие учебные заведения, причем многие — в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Но лучшую характеристику педагогам могут дать только сами лицеисты. Детей ведь не обманешь. И если на вопрос «А учителя у вас хорошие?» они взахлеб, наперебой начинают рассказывать, какие педагоги ЛМИ замечательные, добрые, отзывчивые, всегда готовы помочь, поддержать и подсказать на уроке и во внеурочное время, поделиться опытом, дать совет и выручить в сложной ситуации, значит, так оно и есть, без всяких формул, уравнений и вычислений.






Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги: образование, детский лагерь, дети, школа, школы, интернет, грамота, рекорд, секции, задачи, педагоги, вопрос, учителя, время, заместитель, идея

Оцените материал:12345Проголосовали: 33Итоговая оценка: 3.06
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"

Блоги



Поиск по дате
« 25 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ