28 Марта 2024, Четверг, 20:00 ВКонтакте Twitter

#Профессия#семья#тюрьма#катаклизмы

Номер журнала: №10(180), октябрь 2014 г.
Рубрика: Кино культ
31/10/2014 17:54

С 11 по 16 сентября в нашем городе прошёл очередной, одиннадцатый по счёту, международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». На кинофорум приехали десятки гостей из разных стран, что по традиции сделало его одним из главных культурных событий года в Саратове.
Своим долгожительством (чем может похвастаться не каждый кинофестиваль, проходящий в нищей российской провинции) «СарСтрад» во многом обязан его организаторам. Ведь по сравнению с прошлым годом главный учредитель мероприятия — министерство культуры Саратовской области — урезало бюджетное финансирование в четыре раза. Если в 2013 году, когда, напомним, проведение «Страданий» висело на волоске из-за демонстративного отказа областного правительства поддержать фестиваль, ведомство Светланы Краснощёковой выделило 800 тысяч рублей, то теперь власти региона со скрипом дали 200 тысяч. Как и год назад, генеральным спонсором кинофорума стал глава ЗАО «Энергетический союз» Аркадий Евстафьев.
Как и прежде, помимо конкурсных показов (в основной конкурсной программе были представлены 22 картины из России, Казахстана, Испании, Эквадора, США, Румынии, Аргентины, Австралии, Израиля, Южной Кореи, Италии, Египта, Германии, Греции и Нидерландов; в программе «Панорама Киноdoc» — 13 работ из России и Израиля; в программе саратовских авторов «Наша кинофабрика» — 10), программа фестиваля включала другие культурные события. Это творческие вечера и мастер-классы писателя Алексея Иванова (интервью с ним читайте в этом номере «ОМ»), доктора искусствоведения Ирины Гращенковой, музыканта, радиоведущего, DJ Пауля Линке, режиссёра Марии Кравченко и президента Гильдии неигрового кино Евгения Григорьева. В день закрытия «СарСтрада» в кинотеатре «Пионер» одна за другой состоялись встречи с мэтром польского кино Кшиштофом Занусси и скандальным режиссёром Валерией Гай-Германикой. Кроме этого были выставки, музыка, танцы и, конечно же, общение…

«Страдальческий» антропоцентризм
Фестивальные работы оказались довольно разнообразными, но с одной объединяющей идеей: главный мотив каждого документального фильма — не столько панорама эпохи или прямое оценочное суждение автора, сколько герой, человек, через которого раскрывается та или иная проблематика, культурный пласт или просто картинка, кадры. Кое-где, правда, героями становились и сами авторы, изначально того не желая, драматургически сплетаясь со своими персонажами в единое сюжетное целое. Во многом этому способствует выбранный организаторами жанровый формат — документальная мелодрама. Уже немало говорилось, что в его рамки зачастую укладывается довольно специфическое, «междисциплинарное» кино, которое воспринимается и как документальное, и как игровое, где герои «вынуждены» играть себя под пристальным вниманием беспристрастного объектива камеры.
По сравнению с прошлыми годами, в основной конкурсной программе было куда меньше откровенно затянутых фильмов, больше динамики и короткого метра. Что весьма важно, степень актуальности работ — от сокращения хронометража и их количественного увеличения в программе — вовсе не снизилась.
Программу можно условно разбить на блоки. Традиционно довольно большой объём картин был посвящён профессиям. Причём профессиям необычным или, напротив, слишком «малозаметным», но преподнесённым зрителю в непривычном ракурсе. В прошлые годы на фестивале показывали кино про слесаря-сантехника («Вооружён и не очень опасен»), парикмахеров («Волосы») и работников ломбардов («Ростовщики»). В этом году — про будни гробовщика (частый гость «СарСтрада» Арман Ерицян в своём ироничном духе снял «Абонент временно недоступен»), переводчика (маэстро документального кино Борис Караджев представил документальный дневник не менее известного своего героя — Виктора Голышева, который за свою большую жизнь перевёл и сделал доступными для русского читателя многие общепризнанные произведения англоязычной литературы) и лифтёра по имени Иисус (Никита Тихонов-Рау сделал 17-минутную короткометражку «По образу и подобию»: незатейливая «производственная» зарисовка благодаря библейскому неймингу обрасла массой религиозных аллюзий).
Отдельно стоит отметить (и в какой-то мере условно отнести к этому блоку) такие картины про профессии, как работы россиян Елены Ласкари «Дель и его предел» и Андрея Ткаченко — «Неуходящие натуры», а также израильтянина Халиля Эфрата — «61 альбом».
«61 альбом» посвящен гроссмейстеру Борису Гельфанду. Борис говорит на камеру всего несколько слов в конце фильма, поскольку создатели картины договорились снимать его лишь во время чемпионата по шахматам, во время которого главный герой бился за титул чемпиона мира с Вишванатаном Анандом. Очень грамотно выстроенный сюжет позволяет понять: и такое «скучное» для некоторых занятие, как наблюдение за двумя людьми, сидящими за игровой доской, может оказаться захватывающим детективом, а сами игроки за несколько дней ожесточённых «сражений» могут потерять несколько килограммов…
«Дель и его предел» — по драматургической выстроенности и «раскрытию» героя, пожалуй, одна из лучших работ конкурсной программы. Картина повествует о режиссёре Владимире Деле (кстати: Владимир из поволжских немцев, его предки имели отношение к нашим краям), который вопреки всем обстоятельствам и сложностям создал свой театр в забытом Богом городе Скопин Рязанской области. Дель импульсивен, в хорошем смысле неугомонен и даже чем-то похож на Бертольда Брехта. Он может залезть на крышу своего дома и зачитать на весь город реплику из пьесы, а может с серьёзным настроем зайти в отделение полиции, чтобы попросить у начальника выделить ему оперативника для роли в постановке Захара Прилепина «Допрос», таким образом приближая к российской жизни идеи эпического театра. К слову, Захар Прилепин с рэпером Ричардом Пейсмейкером по ходу картины приезжают к Владимиру, дабы снять в Скопине (родном городе Захара) клип «Портрет Сталина»…

Крупицы прошлого
«Неуходящие натуры» — это не совсем про профессию, скорее — про «общественную нагрузку». Фильм про калужских старушек, объединившихся в народную дружину. Ревнительницы общественного порядка патрулируют один из окраинных микрорайонов города и не дают спокойно жить местным выпивохам. Пристыжают их, в ответ на оправдания, что, дескать, поводом для употребления вовнутрь настойки боярышника является только что выдуманный праздник — «День орехов»… Или когда поддатые мужички в спешном порядке говорят, что вовсе не пьют, а просто сидят на скамеечке, и недопитая бутылка пива — не их. Картина Андрея Ткаченко, наверное, одна из немногих, во время показа которой публика от души смеялась. Хотя откровенно комедийные моменты здесь всего лишь вуалируют эсхатологические переживания героинь об осени жизни и ушедших в прошлое лучших временах…
Близка по духу двум последним картинам работа Дарьи Ведрицкайте «За рекой. Последние», рассказывающая уже не столько о роде занятий, сколько об уходящей в небытие финно-угорской российской глубинке. Создатели ленты молчаливо фиксируют неторопливую жизнь небольшого печорского посёлка Усть-Цильма и его пожилых обитательниц. Последние хранят старинные традиции, говорят на странном диалекте русского, но больше в картине тишины — звуки и речь второстепенны по сравнению с картиной гибели старых культурных матриц, оказавшихся в заложниках нового времени и дикой природы. Стоит отметить, что аналогичные фильмы (из разряда документальных аналогов «4» Ильи Хржановского) уже не раз участвовали в «СарСтраде». В 2011 году в программе это был фильм «Амур» Андрея Титова, годом ранее — «Живая вода мёртвая» Ивана Савченко.
Казалось бы, где-то недалеко от фильма «За рекой. Последние» находится и работа Светланы Черниковой «Юра» — о неторопливой повседневности степного хутора Сеньшин и жизни его обитателя, который ненавязчиво и как-то отдельно от живописной картинки размышляет о своей жизни, мечтает построить дом, обрести семью и счастье… Как рассказала сама Черникова, её фильм-элегия вовсе не поднимает какие-либо проблемы и социальные вопросы, а описывает внутренний мир героя. Благодаря оператору Алексею Филиппову «Юра» стал одним из самых красивых фильмов, точно попадающих в жанр документальной мелодрамы, но, увы, не избежавший некоторого графоманства.
К разряду фиксации бесследно исчезающего мира стоит отнести работу египетско-ирландской документалистки Бриони Данн «Хранители сада». Картина о двух немолодых уже жителях Синайской пустыни — Амарии и докторе Ахмаде; в отличие от своих соплеменников-бедуинов, уехавших в крупные города, они не покидают малую родину и продолжают выращивать сад, который для них — и жизнь, и свобода, и вообще живое существо-собеседник, как и вся окружающая природа… Зимой в пустыне холодно, но, несмотря ни на что, они живут здесь и хранят уходящий бесследно в водоворот политических и социальных катаклизмов «тьмы египетской» свой привычный мир.

Провокация и поиск
Еще один крупный тематический блок конкурсной программы — семейные отношения. Не подумайте, что речь пойдёт о пестовании «традиционных ценностей» и прочих элементах Домостроя. Нет, это разговор о жизни в её самых разных и пёстрых проявлениях. Как и Юра из «Юры», главная героиня (она же и режиссёр — Да-хи Юн) южнокорейского фильма «Близкие родственники» пытается найти семью. Только не вторую свою половину, а отца. Причём родителя своего она знает. Просто в связи с тяжёлыми событиями — смертью матери, болезнью младшей сестры и бедностью отца — последний был вынужден отдать своих дочерей в интернаты. И вот спустя 8 лет разлуки Да-хи Юн решается воссоединиться с родными, которых ей так не хватает. Картина представляет некий семейный фотоальбом — сухую, но довольно слезоточивую зарисовку, не только объясняющую хитросплетения личных отношений, но и заставляющую задуматься, почему так происходит не на уровне отдельной ячейки, а всего человеческого муравейника.
Израильская «Нежданная любовь» — совсем о другом воссоединении. Сюжет мог бы стать основой для провокационного триллера в духе художественного фильма Томаса Винтерберга «Охота», но ведь то, о чём картина,— вовсе не вымысел, а самая настоящая реальность. Главной героине, репатриантке из Украины Анастасии было 10, когда она впервые встретила Дорона, парикмахера, который старше её на 19 лет. Когда Анастасии исполнилось 12, она обвинила Дорона в растлении. В результате его приговорили к трём годам тюрьмы. Но после освобождения Дорона Анастасия набралась смелости и позвонила ему: «Я хотела бы извиниться за всю ту ложь, сказанную мною, когда мне было 12 лет». Дорон не просто простил её — их отношения переросли в настоящую любовную историю. А теперь они женаты и у них уже двое детей.

От семьи до тюрьмы
Тему родственных связей (точнее — их утери и последующего «вечного возвращения») поднимает фильм Натальи Кононенко «Папа, здравствуй…». Его герой — бывший браток Андрей с несколькими судимостями за плечами. Криминальная биография 90-х разделяет его с отцом, но в какой-то момент, чуть не погибнув в результате нападения других братков, Андрей понимает, что дальше так жить не хочет. Не желая больше быть Богом для себя, он возвращается из бандитского чистилища через веру в Бога, но нашли ли отец и сын общий язык спустя годы? Этому, собственно, и посвящена картина, не претендующая на какие-либо выводы, а скупо фиксирующая слова и слёзы героев.
Касаясь краем тюремной темы, «Папа, здравствуй…» перекликается с другими работами конкурсной программы. Например, с фильмом «13 дверей» латиноамериканского режиссера Дэвида Рубио, получившим главный приз фестиваля.
Это рассказ об образовательном эксперименте в одной из тюрем Аргентины в 2009 году. В закрытом учреждении открывается филиал университета, где за одной партой обучение проходят как заключённые, так и охранники. Фильм интересен тем, что показывает не только ситуацию по ту сторону решётки, но и стремление заключённых изменить себя и своё отношение к жизни. Характерный момент, где ученики обсуждают философию,— под своим углом зрения интерпретируют и критикуют Ницше и Аристотеля, рассуждают о философии воровства и многом другом.
Как отметил председатель жюри фестиваля, президент Гильдии неигрового кино России Евгений Григорьев, «это тот самый оазис человеческой жизни, человеческих отношений, за которым не устаешь наблюдать».
Специальный приз журнала «Общественное мнение» также достался картине про неволю. Наша редакция отметила работу казахстанского режиссёра Владимира Тюлькина «Бомба», построенную на столкновении двух героев и их кинематографических историй — бывшего работника колонии Тараса Попова и бывшего заключённого Олега Зубарева. В 1995 году Попов вместе с Тюлькиным снял фильм «Опыт креста» — о жизни в воспитательно-трудовой колонии, т.н. «малолетке». В своё время лента наделала много шума — ведь она без «купюр» затрагивает темы иерархии среди осужденных, унижения слабых, плохого питания, полного отсутствия санитарных норм, контроля над внутренней жизнью и взаимоотношениями подростков на фоне вседозволенности сотрудников колонии.
Также в фильме «Бомба» есть несколько кадров, снятых Олегом Зубаревым. Он около 10 лет провёл в заключении и на протяжении трёх лет, рискуя подчас жизнью, снимал нome video, пряча под тюремной робой мобильный телефон с камерой.
На протяжении фильма Попов и Зубарев спорят, где больше правды. Жаль, конечно, что из «километров» подпольных съёмок Олега в фильм вошло только три эпизода, но автора картины можно понять. В споре с Тарасом Поповым он эмоционально разъясняет ситуацию:
«Если я сейчас подтяну телевизионщиков, у меня его оторвут с руками… Им это очень интересно: как в российской нашей тюрьме люди живут, чем дышат, как там сотрудники бухают с заключенными… Я это видел! Заходит подполковник. Ему заключенные говорят: «Наливай!». Он: «Да вы чего?! Я не буду!». А ему говорят: «Давай, бухай! Это Хенесси! Давай, наливаем!». Он: «Ну, давай скорее!». Хлоп! Занюхал конфеткой, зажрал конфетку: «Всё, я побежал на службу!». Это же есть у меня! И ты это видел! Я могу заработать — могу это продать. Но я этого не хочу. Тот канал, который это купит, скажет: «95 процентов снято скрытой камерой, и человек, который это снимал, рисковал своей жизнью». Но после этого знаешь, что будет со мною? Мною быстренько займутся…».
Понятно, что жёсткую картину Тюлькина вряд ли ждёт широкая аудитория в России, да и Казахстане, также не блещущем демократическими свободами. Меж тем фильм «Бомба» уже есть на персональной страничке Олега Зубарева в Facebook, так что ищущий да обрящет…

Неновый мировой беспорядок
Ну и, конечно же, не обошлось на «СарСтраде» без картин, посвященных глобальным социальным катаклизмам и их последствиям, отразившимся на героях. Это короткометражный (12 минут) фильм англо-датско-греческого производства «Чужой» Махди Флайфеля, испанская 1-минутная зарисовка «Моду Моду» Виргинии Манчадо и австралийская картина Дэвида Феделе «Земля между». Три эти работы посвящены причинам миграции жителей стран третьего мира в Европу и их тяжкой судьбе в странах «цивилизованного» капитализма. Кто-то бежит из лагерей беженцев, скитается по афинским предместьям в поисках лучшей доли; кто-то пересекает испано-марокканскую границу, рискуя жизнью ради её же сохранения; кто-то просто рассказывает, как ему живётся в чужой матрице…
Испано-американский фильм «Война против женщин» режиссёров Эрнан Зин и Анны Пинкус тоже о социальных катаклизмах, но более откровенных и жестоких. Авторы три года общались с жертвами изнасилований во время военных конфликтов в Боснии и Герцоговине, а также в Уганде, Руанде и Конго. Драматургия простая, но бьющая жестокий мачистско-милитаристский мир ниже пояса: оказываясь в эпицентре военных конфликтов, женщины становятся двойными-тройными жертвами гуманитарных катастроф — помимо «традиционных» страданий, тысячи из них подвергаются насилию. Если ты из лагеря противника, с тобой поступают самым чудовищным образом. Многие жертвы вынуждены рожать от своих насильников детей — так «победители» улучшают демографию и изменяют генофонд победителя. Показателен эпизод, когда боснийская жертва сербских головорезов, спустя годы после надругательств, встречает своего бывшего соседа, замешанного в военных преступлениях. Она пытается просто поговорить с ним, но тот предпочитает не вспоминать былое. Хотя в фильме и отмечается, что некоторые военные преступники получают заслуженное наказание, большинство из них (особенно в странах Африки) выходят сухими из воды. Во многом этому способствуют перманентный характер межэтнических конфликтов и политическая нестабильность, которые зачастую поддерживают в своих бывших колониях нынешние метрополии.
Нищета, бесправие и особенно войны — сегодня вообще тема актуальная. Так что кинематографисты охотно реагируют на эти стигматы. Правда, в основном западные. Наши пока стараются держаться в сторонке, хотя шторм мирового беспорядка уже давно бушует за бортом дырявой лодки потёмкинской российской «стабильности»…

* * *
Фестиваль «Саратовские страдания» проходит в Саратове ежегодно с 2004 года. В конкурсной программе соревнуются документалисты. Отборочная комиссия формирует программу из социально значимых фильмов. Внеконкурсные показы ориентированы, прежде всего, на работы саратовцев. На специальные показы, творческие встречи, мастер-классы, пресс-обсуждения приглашаются известные российские режиссёры, артисты, художники, поэты и писатели, критики и специалисты в области кино.
Цель фестиваля — посредством конкурсного документального и внеконкурсного игрового кино способствовать расширению в регионе особого социокультурного пространства, дающего представление о современном кинопроцессе в России и за рубежом и структурирующего на этом фоне для профессионалов и зрителей поиск актуального киноязыка в рассказах о современном человеке, о его внутреннем мире, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о семье и браке, о воспитании детей, о борьбе с такими социальными проблемами, как наркомания, алкоголизм, ВИЧ, бедность.
Девиз фестиваля — «Документальное кино — кино для зрителей!». «Саратовские страдания» — единственный в мире киносмотр документальных фильмов в популярном среди обывателей жанре мелодрамы. Фольклорная стихотворно-музыкальная разновидность душевных саратовских припевок «на завалинке» трансформирована в остросоциальный принцип современной кинодокументалистики.
Президент фестиваля — член президентского совета по культуре, лауреат государственных премий, народный артист СССР Олег Табаков.
За 10 лет существования в фестивале участвовали документальные фильмы из 64 стран мира — США, Великобритании, Франции, Италии, Китая, Ирана, Индии, Японии, Бразилии, Кореи, Мексики и др. и 24 городов России. О возрастании зрительского интереса свидетельствует тот факт, что если на Первом фестивале в 2004 году различные мероприятия посетили не более тысячи человек, то в 2012-м, на Десятых «Саратовских страданиях», побывали не менее 10 тысяч.
В разные годы фестивальное жюри возглавляли российские кинематографисты — Михаил Литвяков (2004); Джемма Фирсова-Микоша (2005); Артур Пелешян (2006); Алексей Федорченко (2007), Борис Хлебников (2009) Герц Франк (2010); Тофик Шахвердиев (2011), Вадим Абдрашитов (2012), Кирилл Разлогов (2013).
Гостями и участниками фестиваля были Кира Муратова, Евгений Миронов, Андрей Смирнов, Гарри Бардин, Дмитрий Быков, Марина Зудина, Сергей Безруков, Валерий Баринов, Александр Михайлов, Петр Мамонов, Александр Расторгуев, Сергей Пускепалис, Максим Матвеев, Максим Дунаевский, Виталий Манский, Ирина Муравьёва, Рустам Хамдамов, Александр Терехов, Таисия Игуменцева, Любовь Аркус и др.

* * *
Номинанты и победители «Саратовских страданий»

Главный приз фестиваля — приз губернатора Саратовской области «Саратовская гармония»: «13 дверей», автор сценария и режиссёр Дэвид Рубио (Аргентина — Эквадор, 2014)
Приз генерального спонсора фестиваля Аркадия Евстафьева «Энергия правды»: «Хранители сада», автор сценария и режиссёр Бриони Данн (Египет, 2014)
Приз министерства культуры Саратовской области: «По образу и подобию», автор сценария Ольга Арлаускас, режиссёр Никита Тихонов-Рау (Россия, 2013)
Приз главы администрации Саратова — «Из Саратова с любовью»: «Поезд в Москву — путешествие в утопию», авторы сценария и режиссёры Федерико Ферроне, Майкл Манцолини (Италия, 2013)
Приз лучшему оператору (имени Владислава Микоши): «Юра», оператор Алексей Филиппов, режиссёр Светлана Черникова (Россия, 2014)
Приз «За первый уверенный шаг в профессию» (дебют): «Нежданная любовь», режиссёр Пас Шварц, авторы сценария Пас Шварц и Реувен Бродский (Израиль, 2014)
Специальное упоминание жюри: «Близкие родственники», автор сценария и режиссёр Да-хи Юн (Южная Корея, 2014)
Специальный приз зрителей: «Тем временем в Шанхае», автор сценария и режиссёр Ули Гаульке (Германия — Нидерланды, 2013)
Приз за лучший фильм программы «Панорама Kino.doc»: «Корыто лыжи велосипед», режиссёр Иван Твердовский (Россия, 2013)
Приз за лучший фильм программы «Наша кинофабрика»: «Свобода без согласия», режиссёр Тая Никитина (Россия, 2013)
Специальный приз киноклуба «Волшебный фонарь» «За самое точное попадание в жанр»: «Абонент временно недоступен», автор сценария и режиссёр Арман Ерицян (Россия, 2014)
Специальный приз «Газеты недели в Саратове» и Информационного агентства «FreeNews-Волга»: «Дель и его предел», автор сценария и режиссёр Елена Ласкари (Россия, 2014)
Специальный приз Банка «Агророс»: «Неуходящие натуры», автор сценария и режиссёр Андрей Ткаченко (Россия, 2014)
Специальный приз компании «Саратовские авиалинии»: «Приключение зонтика», автор сценария Владимир Голованов, режиссёр Дмитрий Палагин (Россия, 2013)
Специальный приз Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Саратов»: «Игра вслепую», автор сценария и режиссёр Виктория Казарина (Россия, 2014)
Специальный приз интернет-портала «Провинциалки»: «Папа, здравствуй…», автор сценария и режиссёр Наталья Кононенко (Россия, 2014)
Специальный приз журнала «Общественное мнение»: «Бомба», авторы сценария и режиссёры Олег Зубарев и Владимир Тюлькин (Казахстан, 2014)


Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 5Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 28 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ