19 Апреля 2024, Пятница, 13:22 ВКонтакте Twitter

Макет оказался сильней

Номер журнала: №3(184), март 2015 г.
Рубрика: Наблюдатель
30/03/2015 15:11

Широко разрекламированная презентация проекта развития городского пространства Саратова от столичного института «Стрелка» заставила редакцию «ОМ» испытать легкое чувство дежавю. За последние лет двадцать едва ли был хоть один год, когда не строились бы воистину наполеоновские планы по «созданию комфортной среды обитания горожан и повышению инвестиционной привлекательности региона». Большинство из них, увы, так и остались на бумаге — как правило, натолкнувшись на вечный русский вопрос «где деньги, Зин?».
Ни в коем случае не желая накаркать провал идей модных московских урбанистов, мы все же решили составить ТОП-30 нереализованных проектов, когда-то анонсированных местной элитой.

Кандидаты
Прежде чем приступить к обратному отсчету, хотелось бы остановиться на «кандидатах в члены политбюро», т.е. на проектах, в морфологическую серединку которых еще предательски не вклинилось нахальное «ж» и не превратило их в откровенно завиральные прожекты. Речь, конечно, о недавних попытках областных властей заглянуть за горизонт и увидеть там светлое будущее. Но что-то нам подсказывает (видимо, врожденная подозрительность): едва ли эти мечты когда-то будут доведены до «красной ленточки».
Особняком, конечно, стоит наше почти всё — международный аэропорт в Сабуровке. Идея, которую с эпохи развитого социализма правители региона передавали преемникам как эстафетную палочку, наконец получила практическую реализацию: уже построена взлетно-посадочная полоса. Но вот беда: постучался финансовый кризис. И если за федеральную часть строительства можно более-менее не волноваться, то за областной бюджет, который отвечает за подвод дорог и коммуникаций, слегка тревожно. И подавно — за частного инвестора, обещавшего-де вложить миллиарды в здание аэровокзала.
До постройки третьего моста через Волгу есть шанс банальнейшим образом не дожить. Около года назад состоялось подписание чего-то вроде предварительного меморандума о намерениях с некими крупными банкирами. Назывались астрономические суммы и даже какие-то параметры конструкции (например, мост должен идти от Улешей через Казачий остров). С тех пор воз и ныне там. Судя по официальным комментариям, проект не похоронен, но находится в стадии подготовки документации. Учитывая это, а также опыт строительства моста у Пристанного, на всё про всё можно смело дать лет 15-20.
Нельзя, разумеется, не упомянуть и «наш ответ Диснейленду» — детский тематический парк «Швамбрания» на землях НИИСХ Юго-Востока со всеми его заявленными прелестями вроде верблюжьей фермы и скалодрома. Объем инвестиций — порядка 7 млрд рублей, и толстосумы вроде в очередь пока не выстраиваются.
Медленно, со скрипом, но все же движется проект создания линии скоростного трамвая. Впрочем, когда видишь в каком состоянии ныне подвижной состав городского электротранспорта, нет-нет, да и вспомнишь поговорку про журавля в небе.
Забуксовало строительство двух спортивных объектов во «втором Солнечном». Остается лишь держать кулаки, что и для Дворца водных видов спорта, и для спорткомплекса «Газовик», где планировал проводить домашние встречи «Автодор», это временная заминка.
Давно, еще с 90-х, твердят о насущной необходимости объездной автодороги вокруг Саратова. Говорят и сейчас. Будто бы есть план, но нет денег и без помощи федерального центра никак. Словом, старая песня. Одна надежда — на саратовское лобби в Москве.
Одна из критических проблем Саратова — отсутствие парковочных мест в центре города. Автолюбители давно требуют построить многоуровневые или подземные паркинги. Несмотря на коммерческую привлекательность замысла, пока сдвигов нет. Правда, недавно заявили, что в центре появятся сразу три подземные автостоянки — под Театральной площадью, на ул. Сакко и Ванцетти на месте бывшего вещевого рынка и в сквере на углу улиц Рахова и Московской. Ждем-с.
Еще один «свежачок» в нашем списке — планируемый пляж у «Ротонды». Действующие солярии расположены, прямо скажем, не слишком удобно для саратовцев. В Затоне туговато с общественным транспортом, до пляжа под мостом он просто не ездит, а энгельсский пляж, как ни крути,— в другом городе и на другом берегу реки.
Ну и для затравочки — еще две мюнхгаузенские идеи: превращение территории мельницы Шмидта в деловой центр с пристанями на Волге и новым концертным залом, а также строительство элитного коттеджного поселка «Белый сокол» на склоне Соколовой горы прямо под смотровой площадкой.

Места 30-21
30. Памятник Юрию Киселеву. Столетний юбилей легендарного худрука ТЮЗа миновал. Миновал и юбилейный год. Но широко распиаренный, со скульпторским конкурсом и общественным обсуждением, проект изваяния Киселева так и не воплотился ни в бронзе, ни в мраморе. Сюда же можно отнести и несостоявшиеся (пока?) памятники Фритьофу Нансену, спасавшему голодающее Поволжье, и уроженке области певице Лидии Руслановой.
29. «Учительский дом». Пару лет назад областные власти активно продвигали идею возведения жилого дома специально для педагогов — с якобы рекордно низкими ценами за квадратный метр. Было даже выбрано место под строительство — недалеко от ипподрома, на полях НИИСХ Юго-Востока. Но то ли сами учителя проявили равнодушие, то ли бюрократические проволочки заели, но задумку тихо спустили на тормозах.
28. Трамвай на Кумысной поляне. Бывший губернатор Дмитрий Аяцков ратовал за полный вынос трамвайных путей из центра города (концепция частично реализована им самим, частично последователями). В качестве компенсации ДФ предлагал развитие трамвайной сети в спальных районах и, в частности, возрождение маршрута по Кумысной поляне, существовавшего в первой половине XX века. Экологический транспорт в популярной лесопарковой зоне представлялся весьма привлекательным проектом, но так и не случился.
27. Дом журналистов. Пишущая и снимающая братия издавна фантазировала о собственном профессиональном заповеднике, где можно было бы выпить чашечку кофе, обменяться с коллегами последними новостями, а то и провести пресс-конференцию. И хотя подобные предложения неизменно принимались первыми лицами с демонстративным энтузиазмом, дальше обещаний дело так и не пошло.
26. Крематорий. Самым активным сторонником появления в Саратове крематория был бывший сити-менеджер Вячеслав Сомов. И здравый смысл в его словах был: кладбища нерезиновые и в городской черте мест для захоронения уже не осталось. Однако строительству крематория помешали отрицательная позиция местной епархии, а также соцопросы, показавшие что саратовцы не в восторге от перспективы быть сожженными замертво.
25. Горнолыжный курорт в Новобурасском районе. На заре президентства Владимира Путина, заядлого горнолыжника, сообщалось, что в селе Тепловка появятся центр зимней олимпийской подготовки и горнолыжный курорт мирового уровня со всей сопутствующей инфраструктурой. Но политически выверенный замысел оказался несовместим с экономическими реалиями. Сейчас, с развитием хвалынской горнолыжной базы, реанимация проекта выглядит избыточной.
24. Развязка на «Стрелке». Проектировщики утверждали, что ежеутренний и ежевечерний транспортный коллапс на проспекте 50 лет Октября можно ликвидировать путем строительства новой развязки в районе остановки «Стрелка». Но процесс застопорился. Сначала надо было убрать бензозаправку, а потом вроде сложилось мнение, что не так уж и нужна эта самая развязка. В общем, дело задвинули в долгий ящик.
23. Подземные переходы на проспекте Кирова. На главной пешеходной улице Саратова сосредоточено наибольшее количество праздно и по делу прогуливающихся людей. Переходы помогли бы обеспечить их безопасность и уменьшить вероятность пробок в центре города. Однако оказалось, что затраты на строительство того не стоят. Отметим, что пешеходные переходы напрашиваются и в других местах оживленного движения — на Сенном рынке, 1-й Дачной, улице Соколовой и на СХИ.
22. Путепроводы на Большой Садовой и Политехнической. Железнодорожная ветка, разрезающая надвое город, создает массу проблем, когда нужно добраться из Ленинского и центральных районов города, например, в район СГТУ. В Генплане города предусматривается возможность пробивки улицы Большой Садовой от «Навигатора» к Политехнической и сооружения путепровода-эстакады, соединяющего Политехническую с улицей Чернышевского. Но едва ли такое счастье возможно в ближайшем будущем — из-за плотной жилой и коммерческой застройки на данных территориях.
21. Аквапарк. Идея строительства в Саратове большого аквапарка, способного конкурировать с аналогами в Самаре, Волгограде и Казани, будто проклята. Возникала она не единожды. В 2007 году екатеринбургская компания «Лидер» даже заложила первый камень будущего объекта в Волжском районе. Потом заявляли о начале строительства аквапарков в Шумейке, Усть-Курдюме, Торговом центре, но каждый раз что-то не срасталось.

Места 20-11
20-18. Большие инвесторы: РУСАЛ, «Евродон», «Черкизовский комбинат». Три места на излете первой двадцатки поделим между этими несостоявшимися проектами. Не то чтобы их сворачивание потенциальными инвесторами — какой-то нонсенс, но в данных случаях уместно вспомнить о шумных информационных кампаниях по случаю прихода в регион больших игроков. Так, про алюминиевый завод в Балаково сообщалось, что затраты чуть ли не сравнимы со строительством олимпийской деревни. Много громких слов говорилось и про два мясоперерабатывающих предприятия. Результат известен.
17. Логистический комплекс «Озинки-Таскала». Перспективы возведения на границе России и Казахстана гигантского комплекса по хранению и распределению товаров, идущих, в основном, из Китая в Европу, активно муссировались в саратовской прессе в 2011 году. Проект сулил хорошие барыши для региональной экономики и создание тысяч рабочих мест в проблемном с этой точки зрения степном Заволжье. Однако после создания Таможенного союза и отмены экономических границ идея логистического хаба умерла, толком не родившись.
16. Пятизвездочный отель. Непременный атрибут крупного делового центра в Саратове пытались построить на протяжении почти всех нулевых. Особенно широко эта деятельность развернулась в бытность куратором инвестиционной политики Александра Жандарова. В разные периоды заявлялось, будто в пяти- или хотя бы четырехзвездочный отель в Саратове готовы вложиться группа Mariott, Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, некие инвесторы из Италии и Нидерландов. Но все это оказалось не более чем пшиком, и до сих пор Саратов испытывает острый дефицит в гостиничных номерах повышенной комфортности.
15. Комбайновый завод. Пожалуй, главная индустриальная трагедия 90-х в регионе — банкротство Саратовского авиазавода — была бы несколько смягчена, если бы там, как хотел Аяцков, начали собирать американские комбайны «Кейс». В этом есть даже некий символизм — ведь САЗ основывался именно как завод комбайнов (что до сих пор отражено в народном названии местности). Но договоренности с заокеанскими сельмашевцами вылились в форменную катастрофу. Мало того, что регион в качестве аванса за баснословные деньги купил 100 «кейсов», а производство так и не было налажено, так спустя годы возбудили уголовное дело по растрате казенных средств, сыгравшее немалую роль в закате губернаторской карьеры Аяцкова.
14. Резервная схема водоснабжения. Водоснабжение более миллиона жителей Саратова и Энгельса осуществляется только из одного источника — Волгоградского водохранилища. И мысли обезопасить город в случае чрезвычайной ситуации, разумеется, у умных людей возникали. Выход найден давно. В районе села Генеральское находится крупнейшее в области месторождение подземных вод. Еще в конце 90-х ведомственные программы по питьевой воде обязательно включали строительство водозабора из подземных источников в Генеральском и очистной станции в Дубках. Но гром в виде техногенной катастрофы, к счастью, не грянул, видимо, и креститься оказалось незачем.
13. Кафедральный собор Александра Невского. Восстановление разрушенного большевиками главного саратовского храма — любимая идея митрополии, которая должна стать квинтэссенцией экспансионистской политики Церкви в областном центре. До сих пор даже попытки заговорить о восстановлении собора на прежнем месте (где сейчас стадион «Динамо») упирались в яростное сопротивление активистов и простых горожан. Очевидно, выходов два: перенос стадиона в другое место или строительство храма без географической привязки, но ни тот, ни другой вариант не кажутся сторонам компромиссным.
12. Подземный ТЦ. Негласное соревнование между Дмитрием Аяцковым и столичным мэром Юрием Лужковым привело в свое время к мысли создать Торговый центр под Театральной площадью — прямо как на Манежке в Москве. Тем паче, что, по слухам, там и так располагалось бомбоубежище. Торговые центры в Саратове вскоре и вправду начали расти как грибы, но все больше ввысь, а не вглубь. А под Театралкой теперь задумали сделать vip-парковку (см. кандидаты).
11. ИКЕА. Попытки шведского мебельного гиганта зайти в Саратовскую область вылились в многолетнюю эпопею с юмористическим оттенком. Компания то закладывала первый камень в основание своего гипермаркета в Усть-Курдюме, то со скандалом уходила из России вообще, обвинив власти в крайнем бюрократизме, то снова выкупала участок в Саратове, теперь уже на территории авиазавода, то опять пропадала. По последним сведениям, западные бизнесмены не намерены ни начинать строительство магазина, ни продавать принадлежащий им участок.

Места 10-1.
10. Многофункциональный вокзальный комплекс. В 2008 году с помпой презентовали проект новых зданий железнодорожного и автомобильного вокзалов. Они, по задумке, должны были представлять собой единый комплекс, а в довесок к ним предполагались гостиница, развлекательный центр и подземная парковка на Привокзальной площади. Зачем городу вообще нужен новый железнодорожный вокзал взамен вполне сносного старого, толком не объяснялось. Возможно, достаточно было суммы, которую предлагалось освоить,— 10 млрд долларов.
9. Футбольный стадион на 50 тысяч мест. В самом начале XXI века Россия претендовала на проведение футбольного чемпионата Европы. Такой шанс тогдашний глава региона, неутомимый г-н Аяцков упускать не собирался и сразу же выступил с инициативой строительства огромной, на 50 тысяч зрителей, футбольной арены в Глебучевом овраге. Но право принимать «Евро-2008» нашей стране так и не дали, а для одного «Сокола» такой стадион был слишком большой роскошью. Хотя если бы проект все же довели до конца, наверняка спустя десять лет Саратов вошел бы в список городов, принимающих матчи чемпионата мира.
8. Застройка Глебучева оврага. От предыдущего пункта логично перейти к проекту комплексной застройки Глебоврага, выгодно расположенного в центре города. Помимо спортивного ядра были предложения по строительству там нескольких 40-этажных свечек, созданию парка культуры и отдыха, но самым реальным было возведение торгово-развлекательного центра «ИЮНЬ» с гипермаркетом, кинотеатром, бассейном и боулингом. Началось даже расселение жильцов с места предполагаемого ТЦ. Однако и сейчас овраг почти в том же виде, что и полвека назад. Может, и к лучшему: экологи говорят о возможности оползней и подтопления на этой территории.
7. Проспект Победы. Грёза еще советских времен, регулярно будируемая городскими планировщиками. Задумка в том, чтобы значительно расширить улицу Соколовую, а по ее обочинам построить современные офисные здания вместо деревянных халуп. Сюда, по замыслу, должны были переехать коммерческие и правительственные структуры из исторического центра. По первоначальному проекту, вследствие образования нового делового центра и главной транспортной артерии города, улицу Московскую можно было сделать пешеходной.
6. Канатная дорога. Экзотический способ путешествия между Саратовом и Энгельсом инвесторы подсуропили аккурат к горячему общественному обсуждению перспектив старого моста через Волгу и, в частности, его возможному выходу из строя, но даже тогда инициатива казалась откровенной утопией. Разговоры об улучшении туристического потенциала области вызывали разве что улыбку, зато минусы оказались более чем реальными: дороговизна, климатические особенности региона, невозможность переправлять таким способом автомобили. И хотя чиновники не зарубили проект сразу на корню, он оказался не более чем курьезом.
5. «Саратов Сити Парк». Суперсовременный деловой центр а-ля «Нью-Васюки» пару лет назад собирались строить буквально в чистом поле. В качестве площадок предлагались села Долгий Буерак, Дубки, Пристанное, а также поля НИИСХ Юго-Востока. Авторы проекта свое воображение ничем не ограничивали и с ходу заявляли, что это будет настоящий «город в городе» с вертолетной площадкой, картинной галереей, конгресс-холлом, зоопарком и прочими удовольствиями. Сразу после презентации в областной ТПП о проекте надежно забыли и более не упоминали.
4. Космоград. Непритязательное состояние места приземления Юрия Гагарина — незаживающая рана для имиджмейкеров региона. Уж, казалось бы, сколько разговоров было, что здесь и только здесь обязана находиться главная экспортная достопримечательность области, а только все быльем поросло. Из нескольких проектов по обустройству Гагаринского поля самым амбициозным был Космоград. Комплекс планировался в виде футуристического поселения землян на Луне, а внутри него могли быть построены музей освоения космоса, молодежные лагеря и тренажеры для подготовки будущих космонавтов.
3. Метрополитен. Из всех перечисленных объектов — этот самый желанный для жителей города. Спекуляции по поводу возможности создания хотя бы одной ветки метро в Саратове возникают на протяжении нескольких десятилетий, но до реальных подвижек так и не дошло. Мечтателям остается утешаться лишь нарисованной активистом Антоном Пикляевым картой несуществующей подземки с названиями, ласкающими слух коренных жителей: Юбилейно-Дегтярная линия, Солнечно-Заводская, Московско-Покровская, Шелковично-Покровская…
2. Аэропорт на Казачьем острове. Эту идею Аяцков привез из своего американского турне — и будто бы даже вместе с принципиальным согласием иностранных инвесторов. Многие детали затеи так и остались покрыты тайной: например, как хотели построить международные терминалы на очень ограниченной территории. В любом случае, задумка в народной памяти сохранилась как памятник самой креативной эпохи в новейшей истории региона.
1. Рекреационная зона «Зеленый остров». Первое место в нашем хит-параде по праву занимает туристический мегапроект, анонсированный в первые недели губернаторства Валерия Радаева. Некие столичные инвесторы предлагали сделать на Зеленом острове, популярном месте летнего дикарского отдыха, «российский Дубай» — сеть высококлассных гостиниц, большой концертный зал, ледовую арену, яхт-клуб и даже горнолыжную трассу. Сумма затрат оценивалась в 15 млрд евро, что втрое меньше, чем на сочинскую олимпиаду, но все же больше, чем на олимпиаду в Ванкувере. Как и следовало ожидать, проект оказался нереализуемым, а в кулуарах о нем говорили как об авантюре девелоперов.
_________________________________________________________________________________________________________________

Реклама
Ремонт – сложный и кропотливый вид работ. Без помощи специалистов в данном деле не обойтись. Вашему вниманию представлена информация всё о строительстве и ремонте на сайте 4steny.com. Заходите и находите ответы на интересующий Вас вопрос в обустройстве дома или квартиры.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 48Итоговая оценка: 3.1
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить
11/04/2024 17:00
Саратов-Москва-Донецк. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 1
Саратов-Москва-Донецк. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 116 часов дороги и первые впечатления

Блоги



Поиск по дате
« 19 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ