Вот и в «колыбели демократии» все плохо. Эта новость могла бы затмить даже выступления олимпийских атлетов, если бы случилась с ними одновременно. Могла бы стать темой обсуждения всех российских ток-шоу. Но почему-то не стала. В Нью-Йорке на время в связи с отсутствием финансирования закрыли Статую Свободы и остров Эллис. По той же причине закрыли треть всех национальных парков и музеев. В России в это время поднялся ажиотаж из-за видеоролика курсантов ульяновского училища гражданской авиации. Мы не хотим описывать сам ролик и пересказывать всё, что было сказано по этому поводу, но даже резня в бурятской школе, где шесть человек пострадали в результате нападения девятиклассника с топором и коктейлем Молотова, на этом фоне отошла на второй план. В Саратове же никто не танцевал, но и никого не резал.
На взлете
Без сомнения, самым громким событием начала года стала авиакатастрофа с участием самолета «Саратовских авиалиний». АН-148, выполнявший рейс «Москва – Орск», разбился, едва поднявшись в воздух. У 71 человека, в том числе членов экипажа, не было ни одного шанса выжить. В Саратове обсуждение трагедии перешло, главным образом, в формат: что делать с авиакомпанией. Изо всех щелей выбрались политические и бизнес-оппоненты владельца «Саратовских авиалиний» Аркадия Евстафьева со своим «а мы говорили!», «а мы предупреждали!». Перевозчику вспомнили всё — от невкусной чиабатты до нарушения правил перевозки трехлетней давности и некоего, давно не существующего, монополизма на московском направлении. Авиакомпания устала опровергать то одну, то другую версию событий: то пилоты необразованные, то нездоровые, то еще какие. Некоторые известные в Саратове персоны сообщали в социальных сетях, что им докучают журналисты с просьбой сказать об авиакомпании что-нибудь плохое. Например, депутат гордумы Антон Ищенко или профессор СГУ Вера Афанасьева. К чести последних, они отказались от «публичной порки» и не стали плясать джигу на трупах. Тем временем следствие, похоже, уже почти готово огласить официальную версию. Дождемся ее и тогда, не исключено, что вернемся к теме.
Пресс-оценки: объект критики, страшная трагедия, временно сократить свою маршрутную сеть, искренние соболезнования, не худшая авиакомпания, рекордсмен по налету.
Анатолий Файфель, предприниматель
К сожалению, самолеты падали раньше и будут падать впредь. Однако если посмотреть судьбу авиакомпаний, переживших катастрофы своих самолетов, можно отметить, что после авиакатастроф прекращали деятельность только те компании, которые и так испытывали проблемы до этого. Авиакомпания «Саратовские авиалинии» является успешной, о каких-то ее финансовых проблемах не сообщалось, поэтому я думаю, что компания и ее собственники переживут эту трагедию. Руководство могут и отстранить, но это будет зависеть от результатов расследования МАК.
Что же касается «накатов» на собственника авиакомпании Аркадия Евстафьева, то в них ничего необычного нет. Эти накаты начались не с крушением АН-148, а длятся уже много лет и, как можно видеть, существенного урона Евстафьеву не наносят. Он по-прежнему имеет ресурсы и мужество поддерживать те политические движения, которые соответствуют его убеждениям и взглядам. И то, что он делает это уже на протяжении продолжительного времени без ущерба, говорит, что вопрос его безопасности решен на более высоком уровне.
Вообще же, все накаты можно разделить на две категории: нападки мелких региональных противников и накаты политических тяжеловесов. Очевидно, что нападки мелких противников ни на что не влияют. Значение могут иметь только накаты серьезных противников. Оппонентам же Евстафьева хотел бы только сказать, что любые политические спекуляции на трагедии — это просто непорядочно и подло.
В контексте авиакатастрофы положение Евстафьева может измениться только в том случае, если МАК сделает заключение о нарушении эксплуатации самолета и следственными органами будет доказано, что приказы игнорировать технический регламент исходили непосредственно от собственника. Я не думаю, что это так и что у противников Евстафьева достаточно веса, чтобы повлиять на следствие и МАК. Если вина собственника не будет установлена, то и положение его в принципе существенно не изменится.
Хочу добавить, что приношу свои искренние соболезнования родственникам и близким погибших.
Михаил Деришев, шеф-редактор ИА «Версия-Саратов» (из блога ИА «Версия-Саратов»)
Едва только случилась в Подмосковье жуткая трагедия с самолетом «АН-148», еще только спасатели и другие службы прибыли на место катастрофы, еще даже речи не могло идти ни о каких результатах и выводах, как саратовские эксперты начали гробить авиакомпанию «Саратовские авиалинии». И рассказывать истории своих полетов. Бедолаги, столько терпят!
Впрочем, я понимаю хрупких натур: летать в целом страшно, и еще больше, если ты боишься летать. Если у тебя наличествует такая фобия. Может, в ней дело в значительной степени, а?!
Но обойдемся без ехидства и признаемся честно — в России всё страшно: летать страшно, ездить страшно, ходить по улицам страшно. Особенно зимой. Особенно в Саратове. Нужно быть адекватным и четко понимать две вещи. Первую — глобальную, вторую — частную.
Первое: мы — бедняцкая страна. За последние четыре года мы стали еще беднее, и это уже, бесспорно, очевидный факт. У нас пилоты гражданских самолетов уезжают работать в Китай, и это огромная проблема. Потому что Китай развивается, а Россия — нет!
Во всех бедняцких странах техногенные катастрофы с жертвами — явление более частотное, чем в передовых и развитых. Не бывает по-другому. Вы посмотрите статистику гибели россиян в ДТП, а лучше не надо — дурно станет. По статистике авиакатастроф — Россия печальный лидер.
Теперь ко второму. Наш Саратов — бедняцкий город в бедняцкой же стране. И авиакомпания «Саратовские авиалинии» полностью соответствует Саратову и его аэропорту, построенному в советские годы.
Первый раз я прилетел в Саратов в 1991-м году на Як-42 из Тбилиси. Затем летал в 2009-м, 11-м, 13-м, 15-м, 16-м, 17-м годах. Всего раз двадцать, наверное. И с каждым разом аэропорт становился лучше. Настолько, насколько мог. Там отремонтировали терминал, на регистрации появились мониторы, облагородили зоны ожидания, образовалась кафешечка, обновился парк самолетов.
Самолеты «Саратовских авиалиний» кажутся несерьезными снаружи и сомнительными внутри? Да. «Эмбраер» не «Боинг 777», но такой к нам и не сядет.
Сервис у компании не очень, в проблемных ситуациях, особенно в других аэропортах, нет оперативного решения? Да. Но компания маленькая, с ограниченным ресурсом.
Все об этом знают! И все хотят чего-то большего. Как слабоумные! Как слабоумные капризные принцессы! Мы хотим другие самолетики, мы хотим другие терминальчики, мы хотим другие аэропортики! Как в кино! Я тоже хочу. Но просить некого. Не к кому взывать. Когда мы видим разбитый участок дороги, старый трамвай, текущую трубу — то есть к кому взывать — к районной администрации, к депутатам, к мэрии. А в случае с небесным эшелоном — не к кому.
Вот сейчас продолжается стройка нового аэропорта в Сабуровке. Она должна была завершиться весной прошлого года, чтобы с лета можно было уже летать. Но не получилось, бывает. Теперь в 2019 году обещают регулярные рейсы. Пусть так. Очень хорошо, это будет просто чудесно, что в Саратове, наконец, появится современный, пусть и не очень большой, аэропорт «Гагарин».
Какие компании изъявят желание летать в Саратов, какой будет сбор, во сколько обойдется обслуживание, какая будет цена билета — мы не знаем еще. Никто на данный момент не знает.
Случилась трагедия, Россия похоронила 71 человека в авиакатастрофе. Но какая бы трагедия ни была эмоционально опустошающая, это не повод хоронить авиакомпанию. При этом даже не зная истинных причин катастрофы.
Игорь Осовин, мыслитель, главный редактор портала conspirology.org
В марте 2019 года планируется ввести в эксплуатацию новый саратовский аэропорт в Сабуровке. В связи с чем возникают два очень интересных с финансовой точки зрения вопроса: 1) кто будет продолжать осуществлять пассажирские авиаперевозки из Саратова (понятно, что без собственной авиакомпании «столица Поволжья» остаться не может); 2) что станет с землёй под старым саратовским аэропортом?
Начну со второго. Территория пока ещё действующего международного аэропорта «Саратов-Центральный» — это 220-230 га земли в центре Саратова. Пока земли находятся в федеральной собственности, но передача их городу — это вопрос практически решённый. Перспективы уже обозначены: в апреле прошлого года губернатор Саратовской области Радаев сообщил, что территория старого аэропорта Саратова будет осваиваться под жилищную застройку с разбивкой там городского парка и строительством стадиона.
Застройка этого колоссального земельного участка в активно развивающемся районе Саратова (от исторического центра в сторону Усть-Курдюма) — то, за что есть смысл биться матёрым саратовским застройщикам. Вряд ли эти корифеи железобетонных конструкций и звёзды каркасно-монолитного строительства собираются (даже гипотетически) в этом деле как-то учитывать интересы нынешнего владельца «Саратовских авиалиний».
А кто будет осуществлять пассажирские авиаперевозки из нового аэропорта? Вариантов, по сути, три. Первый — всё те же «Саратовские авиалинии» с прежними владельцами, что маловероятно. Второй вариант — «Саратовские авиалинии», но с новыми владельцами. Наконец, это может быть совершенно новая компания, без Евстафьева со товарищи. Два последних варианта — самые реальные.
Кстати, бизнес «Саратовских авиалиний» (СА) не такой уж и мелкий, как кто-то может подумать. Согласно данным «Росавиации», по итогам 2017 года по количеству перевезённых пассажиров (без малого 770 000 человек) СА занимали 19 позицию из 35 включённых в рейтинг перевозчиков. Рост по сравнению с 2016 годом составил 58% при чрезвычайно высоком проценте средней занятости пассажирских кресел — 82,4. А теперь о денюжках: данные за 2017 год мне найти не удалось, а вот по итогам 2016 года выручка СА составила 3 млрд 774 млн рублей, а чистая прибыль — 151,9 млн рублей. Причём возможности для дальнейшего роста показателей есть!
Массированная информационная атака на фактического владельца авиакомпании Аркадия Евстафьева (55,55% акций СА принадлежат ему через ООО «Союз Инвест» и 26,63% — посредством ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз»), с моей точки зрения, может объясняться только одним: Аркадию Вячеславовичу сделано предложение, от которого он не должен отказаться. А именно — ему следует подобру-поздорову уйти из авиационного бизнеса. Аэропорт в Сабуровке ведь явно строили не под его интересы, а финансовые потоки пассажирских авиаперевозок вполне сможет освоить другая компания.
Объективно говоря, Аркадий Евстафьев многое сделал для реального развития если не качества, то уж точно объёмов пассажирских авиаперевозок в нашем регионе. Но и предъявить ему есть что, если судить даже по первым итогам расследования катастрофы АН-148.
Произошедшее однозначно будет использовано для снижения влияния Евстафьева в Саратовской области. И в этом смысле катастрофу с самолётом «Саратовских авиалиний», даже если бы её, к счастью, не было, обязательно придумали бы...
Новый мундир
В Саратовскую область наконец-то прислали нового начальника полиции. Им стал Николай Трифонов из Ярославской области. Судя по ярославским СМИ, человек без негативного бэкграунда, вояка. Назначение происходило в атмосфере легкой секретности, президентский приказ на момент написания материала так и не был опубликован, хотя г-н Трифонов уже был представлен саратовскому губернатору. На местах пока только присматриваются к новому главному полицейскому региона, что отражается и в прессе, которая аккуратно собирает мнения о нем. В Ярославле, кстати, Трифонова не ругают и относятся к нему сдержанно положительно. В Саратове тоже ждут изменений, отмечая, что «хуже, чем есть, уже не будет», заговорили, что «новая метла» выметет из нашей области всех ставленников Сергея Аренина и будет нам счастье. Последний, кстати, уже прокомментировал назначение и сказал, что Николая Трифонова взяли в центральный аппарат МВД именно по его рекомендации. Если это так, то надежды «обновленцев» могут и не оправдаться.
Пресс-оценки: только положительные отзывы, при полном взаимопонимании, нареканий нет, десятки успешно проведенных операций, области повезло.
Сергей Перепечёнов, гражданский активист
Массовое беззаконие и произвол в сфере градостроительства и ЖКХ начались в Саратове до назначения Аренина на должность ГУ МВД по Саратовской области. С середины «нулевых» доверие горожан к органам власти и силовым структурам «угасало на глазах» — незаконно создаваемые «глобальные УК и ТСЖ» захватывали в свои руки жилищно-коммунальное хозяйство; хищные застройщики «точечной застройкой» уничтожали исторический облик старого купеческого города; все попытки саратовцев оказывались без поддержки тех структур власти, которые обязаны пресекать все проявления беззакония. Люди, жители оставались один на один со своими бедами.
Приход новых руководителей в региональные силовые ведомства всегда вселяет определённую надежду. Но после 2008-10-х годов, если ситуация в сфере ЖКХ и градостроительства стала спокойнее, то только потому, что всё, что можно было захватить,— захватили, всё, что можно сжечь,— сожгли! О восстановлении законности речи уже и не велось. В Саратове и Энгельсе всё больше возникало ситуаций, мало понятных для обывателей, за которыми виделись некие политические действа с перераспределением, а то и захватом объектов собственности, с привлечением к уголовной ответственности людей по весьма надуманным обстоятельствам. Фискально-жандармские функции всё больше проявлялись в деятельности полиции в последние годы. Преследования с обысками и посадками гражданских активистов на фоне многочисленных убийств, поджогов, грабежей, воровства, коррупционных деяний — сюжеты из местных средств массовой информации!
С Арениным и «его временем», с его «наследством», я уверен, разберутся. Желательно, чтобы вовремя…
Денис Лебедь, главный редактор ИА «СаратовИнформ»
Назначение нового начальника ГУ МВД в Саратовской области традиционно приводило к смене руководства управления: каждый руководитель приводил свою команду. С большой долей вероятности можно предположить, что этот процесс начнется и сейчас. К тому же, недавно в Саратовской области сменилось сразу несколько начальников районных отделов внутренних дел, некоторые из них получили взыскания, то есть улучшать в руководстве управления и в среднем звене, очевидно, есть что. Еще один немаловажный момент: Трифонов в Ярославской области прославился прежде всего довольно жестким стилем управления: как писали местные СМИ, он начал довольно жесткую кадровую чистку. Поэтому вполне вероятно, что руководство саратовской полиции ждут не самые приятные новости.
Сергей Вилков, обозреватель «ОМ»
В Саратове, как и в любом регионе России, милиция/полиция годами сращивалась с криминалом, и сей симбиоз становился все более равноправным, пока мафия легализовывалась как часть политического класса. Разгребать этот свинарник можно только засылкой варяга, не имеющего связи с местным питательным субстратом. Хотелось бы верить, что Трифонов перемещен в наш город именно для этого, хотя уверенным быть нельзя — трудно судить по его предыдущим местам службы, где он действовал в других условиях и, возможно, с другими, чем у нас, установками. Будет ли он делать как в Ярославле, уволив, по его собственным словам, под 90% руководящего состава полиции (это скорее всего преувеличение, но понятно, что речь идет о серьезной чистке), неизвестно. Однако без этого невозможно преодолеть пучок проблем, связанный с местными структурами МВД. Это существующие, на мой взгляд, система отработки заказных уголовных дел, связи с политиками криминального происхождения, которые в то же время компенсируются излишне строгими армейскими порядками и принципом коллективной ответственности по отношению к простым, не блатным подчиненным. Могу сказать, что если новый генерал будет ориентирован на чистку в регионе, то совместно с действующим начальником УФСБ они могут сыграть роль смертельных клещей для устоявшейся здесь клановой системы. Так или иначе, в Трифонове главное — он пока не опутан паутиной групп влияния, а это уже, пусть на время, сильно меняет местные расклады. Один правозащитник сказал, что хуже Аренина быть не может. Хуже не пробовали, может быть, и есть. Но у нас по крайней мере уж десять лет как не было с чем сравнивать. Кстати, вполне возможно, что нового начальника ГУ МВД ждет непростая борьба с влиянием своего предшественника на силовые органы.
Силовики на левом берегу
Новость, которую ждали, и событие, в вероятность которого не верили,— Дмитрий Лобанов арестован по подозрению в сомнительных сделках с землей в Энгельсском районе. То, о чем не один год говорили местные коммерсанты и общественники, наконец-то заметили правоохранительные органы. Официальная версия обвинения пока не озвучивается, но речь идет о взятке в особо крупном размере. И если с самим Дмитрием Лобановым, кроме фабулы преступления, всё более-менее ясно, и многие понимали, что его пренебрежительное отношение к закону рано или поздно закончится изолятором, то вопросы оставались к другим энгельсским випам. В прессе стали появляться сигналы, будто одним Лобановым дело не ограничится. Ведь если речь шла о земельных махинациях, то в них не мог быть не замешан Андрей Куликов, бывший глава администрации района, или прокурор Энгельса Владимир Климов, который тоже должен был знать о том, что происходит в районе. Но пока силовики молчат, и будет ли в Энгельсе еще одна или несколько спецопераций, непонятно. Ряд наблюдателей вообще предположили, что Лобанова припугнули и в ходе следствия дело рассыплется.
Пресс-оценки: награда нашла героя, административное давление, вздохнули с облегчением, следствие не хочет выслушать, способствовать в разбирательстве.
Максим Головченко, обозреватель «ОМ»
Прежде всего нужно понимать, что сегодня сам факт пребывания Дмитрия Лобанова на должности главы Энгельсского района для многих знающих ситуацию изнутри выглядит еще большим недоразумением, чем в самом начале. Тем более что после «вручения» тогда, в 2011 году, власти незаметному, но главное — до того абсолютно несамостоятельному Лобанову, через несколько лет той же руке пришлось спешно ее передавать кандидатам принципиально «не лобановским», а по факту — и вовсе «лысенковским». То, насколько члены команды Лысенко эффективны и самодостаточны без своего патрона,— вопрос второй. В любом случае сам Лобанов — на уровне района персонаж абсолютно отработанный. Судя по публикациям СМИ, среди свидетелей, на показания которых ссылается следствие по его делу, оказался человек по имени Васин — один из самых ближайших соратников Лобанова. Поэтому, убежден, в концептуальном плане гораздо уместнее ждать последствий не столько от ареста Лобанова, сколько от того, что в конце мая выходит на свободу Михаил Лысенко.
В то же время арест Лобанова дает обывателю хотя бы видимость возможности торжества справедливости в том обществе, которое мы сегодня имеем. Хотя умом-то все понимают, что взаимосвязи в политике (назовем это именно «политикой») основаны по большому счету лишь на внутренних интригах и принципах типа «ты — мне, я — тебе». И если один элемент выпадает из этой цепочки, значит, так было нужно тому, кто управляет этим процессом. Ожидать массовых разоблачений в таких условиях — занятие крайне неблагодарное. Будет нужно — разоблачат кого нужно. А так всё останется, как было.
Елена Микиртичева, заместитель главного редактора «Газеты недели в Саратове»
Задержание Дмитрия Лобанова — это очень интересный эпизод в политической жизни Саратовской области. Не секрет, что господина Лобанова связывают с губернатором региона Валерием Радаевым, который закрывал глаза на многие «шалости» Дмитрия Юрьевича. Была ли за этим меркантильная составляющая или это был просто акт доброй воли — пока не известно. Но вполне может стать достоянием гласности, если Дмитрий Лобанов будет активно сотрудничать со следствием. Чему есть некие предпосылки.
Вообще, есть подозрение, что в ходе следствия выяснится много нового и интересного. Что, как минимум, изрядно изменит расклад сил в Энгельсском районе, а как максимум, может выйти на федеральный уровень и затронуть очень высокопоставленных персон.
А если учесть, что в Энгельсе живут и работают много людей, на которых завязаны влиятельные политические деятели региона, то сюжет становится просто захватывающим. А вот выйдет ли всё это в публичную плоскость — неизвестно и зависит от очень многих факторов.
Рейтинг важных событий:
1. Падение самолета «Саратовских авиалиний» в Подмосковье.
2. Назначение нового начальника ГУ МВД по Саратовской области.
3. Задержание и арест экс-главы Энгельсского района Дмитрия Лобанова.
4. Сформирован новый состав Общественной палаты области.
5. Началось рассмотрение дела в отношении Павла Беликова.
6. Предлагается вернуться к обсуждению вопроса о московском времени.
7. Саратовская мэрия ищет способы не платить по искам АТСЖ Ленинского района.
8. Идет суд о признании общества больных диабетом иностранным агентом.
9. Алексею Ерусланову запросили пять лет колонии за избиение полицейского.
10. Приняты изменения в Генеральный план Саратова.
Рейтинг упоминаемости:
1. Валерий Радаев, губернатор – 2229
2. Михаил Исаев, глава Саратова – 854
3. Александр Ландо, председатель Общественной палаты – 361
4. Иван Кузьмин, спикер облдумы – 278
5. Дмитрий Лобанов, экс-глава Энгельсского района – 198
6. Леонид Писной, депутат облдумы – 192
7. Николай Панков, депутат Госдумы – 165
8. Александр Буренин, зампред правительства – 162
9. Игорь Пивоваров, вице-губернатор – 118
10. Людмила Бокова, сенатор – 106
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: