8 апреля в Саратовском областном доме работников искусств, на базе ИМХО-галереи современного искусства и медиатеки М48 открылась выставка «Космоса нет». Один из её организаторов — Алексей Трубецков — размышляет о cмыслах, с которыми работают современные художники, теме экспозиции и расширении географии участников.
О теме выставки
Экспозиция была подготовлена символически к 54-й годовщине полёта Юрия Гагарина в космос, но так получилось, что мы немного по-другому попытались осмыслить привычную тему. Дело в том, что ко Дню космонавтики в разные годы проводилась масса тематических выставок. Например, в Московском музее современного искусства год назад открылась экспозиция «К полёту готов». В Самаре, в новом центре современного искусства «Фабрика-кухня», сейчас открывается выставка «Первые люди на Луне». Последний саратовский арт-проект «Завод» тоже был посвящен космосу. Но мы обсуждаем, на наш взгляд, довольно важное явление: дело в том, что в России слово «космос» по-прежнему используется в том смысле, в котором оно пришло в русский язык от Гесиода. В этом контексте слово «космос» обозначает миропорядок, гармонию сфер, движение светил по небесной тверди во благо жителей Земли. И это в то время, когда мы уже давно знаем, что за пределами атмосферы существует не космос в его античном понимании, а некий хаос. Старую картину мироздания «сломали» умопомрачительные, идущие одно за другим открытия, связанные с большим взрывом, красным смещением, чёрными дырами и квазарами, совершенно удивительными галактиками...
Иногда кажется, что для нас, на поверхности Земли, ощущение старого миропорядка, космоса, оказывается более «уютным». Иногда бывает немного страшно представить, что находится за пределами нашей планеты. И это бытовое осмысление космоса стало поводом для рефлексии художников, принявших участие в выставке.
Об участниках выставки
Очень приятно, что в создании экспозиции участвовало большое количество авторов. Это знаменитый московский художник Дмитрий Гутов (интересно, что главной областью его теоретических интересов являются эстетические взгляды Маркса и наследие философа Михаила Лифшица.— «ОМ»), Ринат Волигамси — молодой, но очень известный автор из Уфы, Александр Шишкин-Хокусай из Санкт-Петербурга и многие другие. Как и прежде, свои работы представили Диана Мачулина (оммаж Дмитрию Гутову), Вилли Мельников, Анна Терешкина, группа «Синие носы». По сравнению с предыдущими выставками у нас очень серьёзное расширение географии участников — не только столицы и Саратов, но Воронеж, Казань, Волгоград, Новочебоксарск. Часть присланных работ худсовет галереи отклонил, но очень приятно, что сохранилась традиция представлять автора, который первый раз предлагает своё произведение на выставку. В этот раз — это студентка технического университета Мария Гуськова. Её работа открывает нашу экспозицию. Другие местные авторы тоже прошли отбор — Сергей Терентьев (Тихий Куст), Александр Гнутов, Андрей Голубцов.
Об экспонатах
Для меня очень интересным показался диалог различных техник. Использование на выставке принтов странным образом объединяет живопись Волигамси, офорты Аксинина. Зачастую не совсем понятно, что, собственно, сфотографировано, отчего у довольно бытовых снимков появляется некий мистический и космический смысл. Послание сразу нескольких авторов связано с поиском «космоса» в окружающем нас мире, совсем рядом.
О продолжении
Вообще, получилась очень хорошая выставка. Есть повод задуматься о нашем отношении к космосу и его визуальному образу. Не стыдно уходить на летние каникулы, но очень непросто представлять то, что мы выставим в сентябре. И ещё нужно осмыслить уже сделанное. Пока нам многие говорили, что вторая экспозиция была лучше первой, а третья ещё масштабнее и серьезнее. Эту тенденцию мы сохраним. А тему новой выставки пока не разглашаем.
P.S. На выставке «Космоса нет» состоялся разговор двух очень значимых авторов, который может оказаться незамеченным зрителями, пришедшими посмотреть экспозицию самостоятельно, без очередной экскурсии. Выставленные коллажи Дмитрия Гутова, выполненные на старых советских обоях, проникнуты чувством всеобщего единения 60-х годов, когда появление битлов на свадьбе Терешковой не воспринималось невозможным и восхищение американскими астронавтами не казалось идеологически неправильным. Космос объединял. Одновременно в пространстве лестницы доминирует летящий треугольный журнальный столик, в котором зрители безошибочно угадывают первый искусственный спутник. Этот реди-мейд-объект — посвящение Дмитрию Гутову автора, куратора и члена худсовета ИМХО-галереи Дианы Мачулиной. Неустойчивый и довольно хрупкий столик, как пишет Мачулина, «…был рожден не для современного практицизма, а для полета». Сегодня мы вполне может ностальгировать по этому ощущению единения и полета, не зависящему от политических реалий.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: