В середине марта в Саратове открылся филиал уральского ПАО «МЕТКОМБАНК», входящего в крупнейшую в России группу компаний «Ренова». В каких условиях вынуждены работать банки и как они справляются с неопределенностью на рынке, рассказывает председатель правления ПАО «МЕТКОМБАНК» Дмитрий Торбенко.
— По итогам 2014 года «МЕТКОМБАНК» вошел в ТОП-100 в рэнкинге «Интерфакс-ЦЭА» по размеру нераспределенной прибыли, активов и собственного капитала. Что позволило вам добиться таких показателей? И каков в целом был прошлый год для Банка?
— Предыдущие несколько лет Банк стабильно входил в первую сотню крупнейших банков России по основным показателям деятельности, поэтому мы не считаем, что в 2014 году произошло нечто экстраординарное. Банк работал в соответствии со своей стратегией развития, что позволило нам, несмотря на сложности в экономике, закончить прошедший год на позитиве. Мы сохранили клиентскую базу, увеличили отдачу от нашей территориальной сети, улучшили качество активов, увеличили прибыль.
— Как отразилось на работе Банка решение о приобретении статуса ПАО?
— Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования — получение Банком статуса публичного акционерного общества является одним из факторов повышения его конкурентоспособности, информационной открытости и прозрачности, улучшения имиджа. Кроме того, новый статус оказывает положительное влияние на формирование доверия и уверенности в надежности ПАО «МЕТКОМБАНК» со стороны Банка России, инвестиционного сообщества и клиентов.
«МЕТКОМБАНК» и раньше соответствовал критериям публичности — мы просто привели наименование и уставные документы в соответствие с новыми требованиями законодательства.
— По данным ЦБ, в Саратовской области действует девять региональных банков, а также 22 филиала инорегиональных банков и множество других структурных подразделений. Вы готовы работать в конкурентных условиях?
— Рынок — это всегда конкуренция. Умение быстро и качественно работать с корпоративными клиентами и их сотрудниками будет одним из наших главных конкурентных преимуществ.
— В прошлом году «МЕТКОМБАНК» проводил оптимизацию сети. Каких результатов удалось добиться?
— Банковский бизнес не должен стоять на месте. Неэффективные направления и точки присутствия должны соответствующим образом оптимизироваться или закрываться. Но вместе с тем мы ищем новые ниши — например, открываем офисы в аэропортах, цель которых — оперативное обслуживание пассажиров.
— Приоритет работы «МЕТКОМБАНКА» — сотрудничество с крупными корпоративными клиентами. Сохранится ли этот принцип и в Саратове?
— Да, безусловно, сохранится.
— По данным ЦБ, в 2014 году российские банки сократили кредитование нефинансовых организаций на 4,7%. С чем это связано?
— Это связано с ростом рисков в данном сегменте на фоне замедления роста российской экономики в целом: финансовое положение организаций ухудшается, падают выручка и рентабельность. Кроме того, по-прежнему сужается ликвидность. Что касается нашего корпоративного портфеля, он хорошо диверсифицирован и состоит из качественных заемщиков, что отражается в низкой доле просроченной задолженности — 0,3% по состоянию на начало 2015 года.
— Многие предприятия испытывают сложности с выплатой по существующим кредитам и опасаются брать новые. Как это отражается на работе Банка?
— Резкие скачки на рынке не сказались на качестве корпоративного портфеля нашего Банка во многом благодаря тому, что он состоит, как я уже говорил, из качественных заемщиков, с которыми Банк сотрудничает не первый год. Мы знаем и понимаем бизнес наших корпоративных клиентов, доверяем им. И мне приятно отметить, что, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, все настроены на дальнейшую работу.
— В конце прошлого года банки повысили ставки по вкладам. Как это повлияло на объем привлеченных средств в банковской системе?
— Повышение ставок по вкладам было вынужденной мерой, обусловленной сложившейся на тот момент экономической ситуацией в стране. И так называемый «кризис», случившийся в конце прошлого года,— это прежде всего паника участников рынка, человеческий фактор. И именно паника тогда диктовала поведение заемщиков: срочные переводы накоплений в валюту зачастую совершались по невыгодному курсу, массовое снятие наличных стимулировало необдуманные переходы в новые, не всегда эффективные активы. Безусловно, импульсивное поведение вкладчиков повлияло не только на их личное благосостояние, на каждый отдельно взятый банк, но и на всю финансовую систему страны в целом.
В тот период нам важно было вести индивидуальную работу с каждым клиентом. В результате тем, кто не поддался «валютной лихорадке», удалось не только сохранить свои сбережения, но и заработать на кризисе, разместив свои средства по более высокой ставке.
А вот банкам, к сожалению, едва ли удалось извлечь из этой ситуации прибыль — многие до сих пор испытывают последствия столь высокой стоимости привлечения средств. «МЕТКОМБАНК» прошел данный период вполне благополучно: мы придерживались консервативной политики по ставкам, работали индивидуально с каждым клиентом.
— Какие меры вы принимаете, чтобы продолжать развитие в новых условиях?
— Основным моментом в своей деятельности «МЕТКОМБАНК» видит оперативное реагирование на изменения на рынке, а это, по сути,— гибкая кредитная и депозитная политика. Только так, на мой взгляд, можно оставаться конкурентоспособными, удержать и расширить клиентскую базу.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: