Городская топонимика — штука говорящая. Про улицы в границах старого Саратова мы более-менее знаем: на Кузнечной жили кузнецы, на Кирпичной (ул. Посадского) были кирпичные заводы, Московская, Симбирская и Вольская — это улицы, перерастающие в тракты к одноименным городам. Даже в советские годы некоторые топонимы были «функциональными»: на Ламповой улице, к примеру, жили рабочие завода приёмно-усилительных ламп, Буровая названа в связи с близостью елшанского месторождения газа, на Политехнической находится политех. А вот рядом с политехом в Октябрьском районе есть улица Беговая и целый ряд одноимённых проездов. Покопавшись в старых картах и книгах краеведов, мы выяснили, что топоним этот имеет давнюю историю, уходящую в середину позапрошлого столетия, и напрямую связан с конными бегами в нашем городе.
Считается, что первый ипподром в России появился в 1826 году в городе Лебедянь, ныне расположенном в Липецкой области, а на тот момент относящемся к Тамбовской губернии. И только через 12 лет ипподром был открыт в Москве. Что же касается Саратова, первое упоминание о конных бегах, точнее об их отмене, относится к 1847 году: «Назначенные в Саратове троичные, беговые и возовые испытания — оные не были произведены по случаю холеры». В архивах имеются документы, согласно которым, первые конные бега состоялись в 1849 году: «Из двух представленных на испытания первой пришла тройка, принадлежавшая г-ну Аничкову. Тройка совершила, за неимением большего удобного места, 20 верст в 48 минут и получила приз 100 рублей серебром».
Как писали в книге «Саратов дворянский» краеведы Виктор и Николай Семёновы, с 1846 по 1854 годы Саратовскую губернию возглавлял бывший атаман оренбургского казачьего войска Матвей Кожевников. Как любой казак, Матвей Львович к лошадям был неравнодушен. Более того, как отмечает краевед Вячеслав Давыдов, губернатор имел привычку работать с документами и принимать посетителей «за конторкой, сидя верхом на серебряном, усыпанном кораллами и бирюзой казачьем седле на высокой подставке». Не исключено, что благодаря Кожевникову в наших краях прошли первые бега. (К слову, Матвей Кожевников и по нынешним временам считался бы довольно неординарным губернатором — он был вхож в прогрессивные саратовские круги, общался с Николаем Чернышевским, а вот с предводителем саратовского дворянства и композитором Николаем Бахметевым люто конфликтовал, вероятно, из-за требования соблюдать имевший в те годы место запрет на ношение длинных бород. Примечательно, что брат саратовского губернатора — Андрей Львович — поддерживал декабристов и входил в Северное тайное общество, а в доме Кожевникова на улице Большой Сергиевской Николай Чернышевский познакомился с другим декабристом — Александром Беляевым.)
Ипподром в Саратове появился уже после выхода Матвея Кожевникова в отставку — 8 августа 1858 года по велению императора Александра II в нашем городе было создано «Общество охотников конного бега», которому отвели земельный надел — по тем меркам за границей Саратова, где к 1860 году открыли первый ипподром. Располагался он возле депо РУЖД около товарной станции (ныне — Саратов-2) ещё не открытой Тамбовско-Саратовской железной дороги. И именно из-за проведения здесь рысистых бегов, позже, рядом с Агафоновской слободой, на землях зажиточного семейства Патрикеевых, были проложены улица Беговая и одноимённые проезды, существующие и по сей день.
В 1889 году ипподром перенесли на Привокзальную площадь — туда, где сегодня находится стадион «Локомотив». На новом месте были не только дорожки, конюшни, трибуны и подсобные помещения. Рядом с саратовским вокзалом заработал тотализатор, который стал притягивать как знатоков конного спорта, так и рядовых горожан, охочих до азартных зрелищ.
В 1915 году из-за возросшей аренды за землю ипподром перенесли в окрестности Монастырской слободки, рядом с Воскресенским кладбищем — «на выгон между шоссе и полотном железной дороги».
В 1917 году здесь прошло 12 беговых дней, а в 1918-м, в разгар Гражданской войны, голода и разрухи, на саратовском ипподроме бега проводились 31 раз, в том числе в августе состоялись торжественные игры, приуроченные к 60-летию общества конного бега.
Но уже в следующем году ипподром закрылся почти на три года, и бега в Саратове возобновились только в 1922-м.
В 1926 году ипподром вернули на Привокзальную площадь, где бега, а до кучи и прочие массовые мероприятия с выставками сельскохозяйственной техники, проходили вплоть до 1958 года — года столетия саратовских конных бегов. А на Привокзальной площади началось строительство стадиона «Локомотив», заработавшего в полную силу уже в начале 1960-х.
Юбилей «Общества охотников конного бега» отпраздновали на новом ипподроме, который перенесли на нынешнее место,— между Северным посёлком и полями НИИСХ Юго-Востока. Однако первое время площадка работала в режиме стройки. Только в 1961 году здесь появились первая конюшня и призовая дорожка с наклонным профилем и виражами. Полностью же всем необходимым саратовский ипподром на новом месте обзавёлся лишь к началу 1970-х.
К слову, как и в случае с Беговой улицей и проездами в XIX веке, в нынешнем столетии конные бега в Саратове также проходят по говорящему адресу — на улице Ипподромной.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Саратов, губернатор, запрет, дороги, Локомотив, улица, общество, ипподром, площадь, улицы, бега