Откровенно говоря, складывается впечатление, что Физико-технический лицей №1 в Саратове все эти годы живет по какому-то алхимическому рецепту. Даже при всём сегодняшнем разнообразии передовых образовательных технологий он не просто сохранил и сохраняет свою особую интеллектуальную ауру, но и без лишнего шума берет всё новые и новые высоты.
В этом году он, единственный в области, вошел в ТОП-50 лучших школ России по успешности поступления выпускников в ведущие вузы и получил награду Невской образовательной ассоциации — диплом Лауреата Всероссийского Конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров – 2017» в номинации «Лучшая школа с углубленным изучением отдельных предметов». Вместе с тем директор лицея Людмила Правдина не без оснований считает, что любую внушительную победу сложнее всего не одержать, а удержать. Возможно, именно поэтому здесь в 2016 году решили объединить лучшие практики и наработки школы за последние десять лет в пятилетнюю Программу повышения конкурентоспособности среди ведущих общеобразовательных школ России. В ее рамках сегодня в лицее реализуется технологический профиль по нескольким направлениям: математика-физика-информатика, математика-физика-химия и математика-химия-биология.
— Я работаю в лицее четвертый год, и, на мой взгляд, сейчас самыми популярными становятся даже не химия, физика и информатика как таковые, а именно интегрированные науки,— рассказывает учитель химии ФТЛ №1 Татьяна Дуванова.— Доказательство тому — выбор нашими выпускниками междисциплинарных факультетов престижных вузов. Не химического факультета МГУ, а допустим, физтеха или факультета наук о материалах, где обучение ведется как раз на стыке двух наук. Когда наши ребята замечательно решают задачи по физике, берут интегралы и дифференцируют, но при этом еще и понимают, зачем это надо и как они могут это применить в других науках,— это, как они сами любят говорить, настоящий кайф и огромный стимул для дальнейшего развития.
Или другая ситуация — школьник свободно разбирается в задачах по химии, но чувствует, что ему не хватает знаний по математике. И он тогда начинает заниматься математикой через химию. Плюс, конечно, связь с информатикой — уже четвертый год у нас работает электронный образовательный ресурс по химии, материал которого используется на уроках, на кружках и на дополнительных занятиях. В его создание целиком вовлечены лицеисты — программисты программируют, химики занимаются содержательной частью, специалисты-«моделисты» занимаются 3D-моделированием. Вот в таком взаимопроникновении, стыке наук, я считаю, и заключаются главные фишки образовательного процесса в нашем лицее.
Важно, что такой профильный подход полностью распространяется и на внеучебную деятельность. Взять хотя бы центр молодежного инновационного творчества «ЦентрИТ» на базе лицея, который за несколько лет уже обрел известность далеко за пределами Саратовского региона.
— Подобные центры, где школьники сами придумывают собственные инженерно-технические проекты и реализуют их на современном оборудовании, создаются по всей Саратовской области в рамках федеральной программы с 2014 года,— комментирует директор ЦМИТ «ЦентрИТ» Вячеслав Прокофьев.— Но по количеству наград на соревнованиях, связанных с нестандартным техническим мышлением и креативностью, по охвату — занятия по робототехнике и программированию у нас посещают дети с 6 до 16 лет — мы, безусловно, уникальны. Сегодня в копилке Центра уже 76 наград всероссийских и региональных конкурсов по робототехнике и инженерному делу. Только за этот год ребята завоевали два первых места на II Интеллектуальной олимпиаде школьников ПФО — как лучший молодой программист и лучший молодой робототехник региона, четвертое место в чемпионате Всероссийского конкурса рабочих профессий WorldSkills, плюс у нас сразу два победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике «Робокарусель».
Понятно, что в полном «вакууме», без сотрудничества с вузами и другими учебными заведениями города, внедрять образовательные инновации с таким КПД, как в лицее, очень сложно. В апреле 2016 года в ФТЛ начала работу базовая кафедра математических основ информатики и олимпиадного программирования СГУ, которая помимо прочего взяла на себя организацию последних сезонов публичных научно-популярных лекций «Школьная Академия» (ведущие ученые и эксперты читают их для школьников, учителей и родителей). А уже в декабре 2017 года между ФТЛ и Институтом химии Саратовского госуниверситета было достигнуто расширенное соглашение о сотрудничестве, в том числе по индивидуальным планам подготовки с одаренными и перспективными школьниками на университетской базе. Кроме того в текущем году лицей стал площадкой «Технариума» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А., что предполагает тесную коллаборацию образовательных усилий ФТЛ и опорного вуза региона в интересах одаренных школьников, проявляющих интерес к инженерному и техническому образованию.
Однако Физико-технический лицей перестал бы, наверное, быть собой, если бы не выбрал и здесь свой особенный, новаторский путь. Не успела войти в привычку практика, когда старшеклассники в лицее сами, по собственному желанию, организуют самостоятельные научные сообщества (первой ласточкой стало научное сообщество «Мельница», по фамилии учащегося 10 класса, который вокруг себя собрал сотоварищей, так же, как и он, интересующихся программированием), как уже родилась новая идея, позволяющая старшеклассникам и выпускникам реализовать свой интеллектуальный и педагогический потенциал. Такие серьезные научно-практические конференции, как «Вектор успеха» и «Благодаровские чтения», которые традиционно проходят на базе ФТЛ, уже стали настолько масштабными, что «взрослых» научных руководителей часто не хватает, чтобы охватить всех желающих участников. Особенно это актуально для «Благодаровских чтений», которые для учащихся 6-7-х классов становятся первым опытом публичного выступления, научно-исследовательской работы, проектной деятельности. Поэтому у руководства лицея в этом году родилась очередная новаторская идея — привлекать учащихся 10-х классов к руководству проектами младшеклассников. В свою очередь выпускники ФТЛ возвращаются в лицей руководителями профильных олимпиадных кружков, где делятся с лицеистами не столько знаниями, сколько опытом.
«Знания можно получить из книжки, но опыт рождается постепенно, из упорного и кропотливого труда, через жернова олимпиад и прочих испытаний. Поделиться им и показать все подводные камни лучше всего получается именно у наших выпускников, которые возвращаются в школу в новом и почетном для себя статусе наставников. Для лицея это — огромный подарок и принципиально новое, многомерное качество подготовки»,— убеждены в Физико-техническом лицее №1.
P.S.
При стабильно 100%-м результате поступлений больше половины выпускников ФТЛ становятся студентами МГУ, СПбГУ, МФТИ, МИФИ, ВШЭ, ИТМО и прочих столичных вузов.
Партнерский материал
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги:



