24 Августа 2019, Суббота, 3:21 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Отец ТЮЗа и Дома кино

Номер журнала: №12(171), декабрь 2013 г.
Рубрика: Terra incognita
Отец ТЮЗа и Дома кино21/01/2014 14:19

Недавно в Саратове отметили 95-летие ТЮЗа — первого в мире детского театра. Отметили если не с конфузом, то несколько скромно: с новым работающим и старым сгоревшим зданиями… Чиновники минкульта и театралы не унывают (или делают вид) — говорят, что в следующем году будет лучше: к 100-летию Юрия Киселёва площадь перед ТЮЗом получит его имя и скульптурное изваяние.
А ещё госпожа министр сгоревших театра и филармонии Светлана Краснощёкова высказала идею поставить в Саратове памятник поэту Николаю Палькину. В последнее время предлагали установить несколько монументов. Так, местные монархисты и прочие ультраправые не первый месяц горят желанием возвести в городе памятник царю Николаю II. В начале августа городская администрация сообщала, что на заседании архитектурно-градостроительного совета при комитете по градостроительной политике, архитектуре и капстроительству предстоит обсудить предложение о размещении памятника жертвам политических репрессий. Скульптурная композиция планируется в спортивно-развлекательном комплексе «Парк Свободы» в посёлке Юбилейный.
Саратовское землячество украинцев Поволжья предлагает установить памятник Тарасу Шевченко. Место для скульптуры выбрано не случайно — возле дома историка Костомарова: здание на улице Шевченко было несколько лет назад снесено застройщиком-единороссом Алексеем Березовским, а на месте исторического особняка возведена новостройка.
Недавно речь зашла о планах открытия в областном центре монумента основателю Саратова Григорию Засекину: проект заказал один небезызвестный меценат, больше прославившийся как депутат облдумы и застройщик.
Что ж, раз началась кампания по увековечиванию тех или иных исторических персонажей, а тем более в связи с недавним юбилеем ТЮЗа, «ОМ» предлагает вспомнить о человеке, без которого не было бы первого в истории профессионального театра для детей. В дни праздничных торжеств про Дмитрия Бассалыго (1884—1969) как-то не вспоминали, хотя для Саратова, да и для России, он куда больше, чем просто основатель ТЮЗа. К тому же, в следующем году — 130 лет со дня рождения сценариста и режиссёра, ученика Станиславского и руководителя киностудии «Пролеткино». Чем не повод для памятника?
Дмитрий Бассалыго родился 15 ноября 1884 года в Минской губернии в семье сельского фельдшера. В 1904 году, во время учебы в Харьковском технологическом институте, он знакомится с революционным подпольем и вступает в ряды большевиков. В дни первой русской революции — активный её участник и организатор рабочих выступлений. В 1907 году участвует в V Лондонском съезде РСДРП, где знакомится с Лениным. В 1908 году арестован, заключён в тюрьму, там заболел туберкулёзом и был освобожден в связи с недугом. Вопреки всему, Бассалыго выздоравливает, перебирается в Москву и получает второе высшее образование — юридическое.
В 1912 году начинает активно интересоваться и заниматься искусством. Сначала в I студии Московского Художественного Театра у Константина Станиславского. С 1913-го и до 1916 года играет на сцене Малого театра. Примерно в это же время работает в акционерном обществе «А. Ханжонков и Ко» помощником режиссера Евгения Бауэра, где также снимается в нескольких фильмах. Театр и кино станут его «вотчиной»: ещё до революции в газете «Правда» выходят статьи Дмитрия Бассалыго (под псевдонимом «Старый Сценический Деятель») на тему театров рабочих и для рабочих, а после отречения Николая II от престола, в начале 1917-го, снимает свой первый фильм «Из мрака царизма к сиянию свободы» (последующие киноработы появятся уже в 1920-е годы).
В горячем 1917-м Бассалыго оказывается в Саратове. «В 1917 году, в июле, я, мобилизованный в армию, приехал в Саратов и был зачислен в 92-й пехотный полк»,— вспоминал позже драматург. Вместе с ним в одном полку служил будущий нарком тяжёлой промышленности Лазарь Каганович, а в расположении расквартированного в казармах над Воскресенским кладбищем (ныне — ул. Артиллерийская) 90-го пехотного полка с конца 1916-го пребывал «председатель земного шара» Велимир Хлебников. В некоторых источниках упоминается, что летом 1917-го все трое пересекались в Саратове на одном из солдатских митингов перед железнодорожным вокзалом. По другим сведениям, Хлебников покинул Саратов ещё весной 1917-го: получив в армии пятимесячный отпуск, отправился сначала на лечение в Харьков, а затем в Петроград (впрочем, летом 1917-го он совершал путешествие по городам России, среди которых был и расположенный тогда на территории Саратовской губернии Царицын: не исключено, что по пути оттуда поэт мог мимолётом оказаться в нашем городе, а тем более — в окрестностях вокзала).
В 92-м полку Бассалыго приступил к созданию Солдатского театра имени Революции, рассчитанного на рабочих и крестьян, который начал работу 21 октября 1917 года премьерой спектакля «Гибель надежды» Г. Гейерманса. Учитывая, что в 1917 году численность саратовского гарнизона достигала 70 тысяч человек, театр Бассалыго (где он был одновременно актёром и режиссёром) стал не только культурным центром, но и местом пропаганды марксистских идей среди солдат.
Театр находился напротив сада Липки, рядом с театром Очкина. Здание не сохранилось, но есть данные, что зал вмещал 800 человек (возможно, театр располагался в здании клуба НКВД на месте нынешней Филармонии), театральный коллектив состоял из семи саратовских и московских актёров.
В 1918 году, 2 марта, на улице Большой Казачьей, 20 появился областной отдел искусств. Дмитрий Бассалыго стал его заведующим и председателем драматической секции. Под эгидой отдела в Саратове начали работать свободные рисовальные мастерские (саратовский аналог ВХУТЕМАС) и комиссия по охране памятников.
В апреле 1918 года отдел инициировал национализацию театров и других «зрелищных предприятий». 25 июля исполком саратовского совета выпустил постановление, в котором говорилось:
«Изъять из частного владения в г. Саратове: а) все театры; б) консерваторию, музеи и все учреждения, имеющие отношение к художественному искусству. […] Всё изъятое национализировать. Национализация учреждений с художественными задачами диктуется жгучей потребностью дать революционной демократии во всех видах искусства величественный гимн освобождения трудящихся масс от ига капитализма, наполнить душу зрителя высоким чувством героизма, самопожертвования».
К осени 1918 года в Саратове были национализированы и устроены на новых началах все театры. Также появились «чисто пролетарский народный театр имени Фридриха Энгельса» (Бассалыго был его главным режиссёром и актёром), оперная труппа имени Римского-Корсакова, театр имени Карла Маркса (ныне драмтеатр) etc.
Первый профессиональный театр для детей — детище Бассалыго — открылся 4 октября 1918 года сказкой «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка. «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина» находился в помещении, ранее занимаемом Солдатским театром имени Революции. Впоследствии будущий ТЮЗ неоднократно менял название и дислокацию (в здание на Вольской, 81 он перебрался лишь в 1937 году). А пока, в конце лета 1918 года, за подписью Дмитрия Бассалыго выходит следующий документ: «Совету Народ. Образ. неоднократно я докладывал, что театр Революции с 1-го сентября будет детский бесплатный театр для школьников. Это будет 1-й театр всей Советской России, ставящий перед собой задачу дать детям бедняков разумное и красивое развлечение и воспитание, что будет чрезвычайно содействовать развитию их и приобщению к нашим коммунистическим идеям...».
К 1 сентября театр не открылся, и премьера была перенесена на 4 октября. Причина — не только неустроенность и неподготовленность, но и дискуссии, насколько нужен театр для детей. Стоит отметить, что среди деятелей искусств у Бассалыго было немало критиков. Его, воспитанника Станиславского, критиковали за чересчур академический подход к театру и нежелание менять старые драматургические традиции на новое искусство, в котором нет границы между зрителем и художником. Но Дмитрий Николаевич пошёл по пути именно профессионального театра, направлению, «конкурирующему» с другими культурными школами и концепциями, родившимися буквально за считанные месяцы. «…Мы чувствуем себя обязанными не сидеть сложа руки, а создавать новые песни, новую музыку, новые гимны, иными глазами взглянуть на всё»,— писал Дмитрий Бассалыго. Иными глазами смотрели и широкие массы, вдохновляемые ленинской мистерией «Государство и революция».
Вот как культурную жизнь Саратова в 1918 году описывает Борис Донецкий:
«Художников в городе было действительно очень много, и творческая жизнь бурлила во всех видах искусств, несмотря ни на революцию, ни на гражданскую войну, ни на голод и разруху. При оформлении города к первой годовщине Октября количество изготовленных местными художниками эмблем, знамён, плакатов и панно достигло колоссальной цифры — свыше 2 000 — и всё увеличивалось и увеличивалось с каждым днём.
[…]
Художник Б.А. Зенкевич вспоминал, что В.М. Юстицкий и Н.И. Симон готовили для здания исполкома огромное панно, на котором были изображены обнаженные фигуры Адама и Евы с яблоком. Но такое произведение даже революционно настроенные руководители города вывешивать запретили. А вот творчество художника И.В. Севастьянова пресса отметила как особенно удачное: «...на фоне груды развалин вырисовывалась фигура т. Ленина, а вокруг него рабочие водружали Красное знамя».
На 36-ти квадратных метрах художник Ф.М. Корнеев создал «глубокое и острое по содержанию и заложенной мысли произведение «Орлы Востока несут свободу Западу»...
». (Донецкий Б.Н. «По саратовским следам «Золотого телёнка», 2012).
В декабре 1918 года Бассалыго представляет Саратовскую губернию на особом совещании Наркомпроса по театральным вопросам. Совещание вёл сам нарком Луначарский, участвовали — Мейерхольд, Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров etc. По итогам доклада Бассалыго о деятельности отдела искусств совещание и лично Анатолий Луначарский позитивно оценили саратовский опыт. Возможно, после этого совещания на создателя ТЮЗа обратили внимание в Наркомпросе. Проработав два года в Саратове и уйдя летом 1919-го на фронт, Дмитрий Николаевич сначала становится завсекцией искусства политуправления Северо-Кавказского военного округа, а будучи в Ростове-на-Дону, вновь встречается с Луначарским, который приглашает его на работу в Москву. В 1920 году Бассалыго организует при Наркомпросе центральное управление театров, а в 1923 году — акционерное общество «Пролеткино», являясь одновременно председателем правления, заведующим производством и режиссёром. К слову, в Саратове с 1924 года действовало Поволжское областное отделение «Пролеткино». Оно располагалось в доме №7 по улице Республики (ныне — проспект Кирова; здание сохранилось). Поволжское общество выпускало художественные и документальные фильмы, а созданная на его базе киностудия в Саратове была первой в Поволжье. Именно Поволжское отделение «Пролеткино» стало «прародителем» нынешней Нижне-Волжской студии кинохроники и Дома кино. В 1931 году на базе отделения «Пролеткино» сформирована Саратовская студия «Союзкинохроника», существовавшая до 1942 года. В годы Великой Отечественной войны работники студии ушли на фронт — воевали и снимали военную хронику. Воссоздана студия была весной 1946 года под своим теперешним названием и на нынешнем месте (ул. Октябрьская, 43).
Ну а Дмитрий Николаевич Бассалыго, идеолог «Пролеткино», с 1923 по 1930 годы снял восемь фильмов и написал сценарии для двух. Он был среди тех, кому ЦК РКП(б) поручило запечатлеть на видео похороны Ленина… В 1930-е годы заведовал отделом научной пропаганды искусства Государственной Третьяковской галереи, в годы Великой Отечественной был комиссаром Московских сборных пунктов, а уже в 1944 году руководил курсами по подготовке работников при Высшей дипломатической школе народного комиссариата внутренних дел.
В 1950-х Бассалыго отходит от дел и пишет мемуары «У истоков советского театра». «Конечно, саратовское театральное дело ставлю первым истоком»,— рассказывал Дмитрий Николаевич. Книга основателя саратовского ТЮЗа так и не вышла, а имя его с каждым годом стало упоминаться всё реже. Причём не только в наших краях, обязанных ему многим.


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 807Итоговая оценка: 2.99Прислать новость
М.Гамаюнов
Спасибо за статью!
07/02/2014 13:17
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Публикации / Отец ТЮЗа и Дома кино
Загрузка...
Перелетов в какие страны из Саратова вам не хватает?
Оставить комментарий
Россельхозбанк вклад Инвестиционный

Новости

Частное мнение

21/08/2019 13:56
Стоматология показала зубы
Стоматология показала зубыЖители Саратова взяли кредит на лечение, но оказались в долговой яме
21/08/2019 12:00
"Трубное дело Станислава Невейницына". Цель оправдывает средства | Отзывов: 3На расследование брошены лучшие силы полиции – 6 следователей и 4 оперативника
20/08/2019 13:12
На коротком поводке у
На коротком поводке у "Родительского надзора" | Отзывов: 2Ситуация с реорганизацией так называемой детской поликлиники №10 на Комсомольской получила продолжение
17/08/2019 14:00
Александр Оськин:
Александр Оськин: "Срочно нужен регулятор распространения прессы" | Отзывов: 1"Сожжет" ли цифра бумагу или почему непрофильный ассортимент киоску на пользу
17/08/2019 12:05
Полицейские почти два года ищут убийцу свиней
Полицейские почти два года ищут убийцу свиней | Отзывов: 2Суд и прокуратура указывали на нарушения

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 24 Августа 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ