На этот вопрос я в разной форме отвечаю пару раз на неделе. Иногда он звучит так: «А что такое современное искусство?». Или: «А почему современное искусство — это не я?». Или: «А почему современное искусство не то, что висит у меня на кухне? Я вот только недавно купил…». Или в совсем закамуфлированной форме: «Ну ведь Малевич просто прикололся, а так это просто дурь какая-то».
То есть о том, что такое современное искусство и что такое несовременное. Вспоминая товарища Маяковского, буду честным. У меня секретов нет, и очень краткий ответ помещаю в журнале.
Казалось бы, ответ очевидный — это то искусство, которое делают наши современники, но это не совсем так. Все мы знаем, например, про стиль «модерн», под которым у нас в стране понимают нечто, происходившее чуть больше ста лет назад в архитектуре, живописи и прочих визуальных изысках. В Германии его называют «югендстиль», то есть стиль молодых, хотя эти молодые уже давно умерли. А во Франции это называлось «ар-нуво» — новое искусство. Таким образом, «новым искусством» французы называют то, что делалось сто с лишним лет назад. То есть если речь идет о терминах, их не всегда нужно понимать дословно. Ещё у меня есть любимый пример-анекдот о том, что если горит крыша, то нужно звонить 01, если летит «крыша» — 02, а если просто нужна «крыша» — 03. Звучит всё одинаково, но есть один существенный нюанс — кавычки.
Так вот, безусловно, под современным искусством можно понимать всё, что угодно, что делается сегодня. Под этот термин попадают всевозможные никосы и шиловы, молодые художники с самыми различными творческими поисками, авторы от Кабакова и Церетели до Павленского и Кулика. Они все живы и вполне наши современники.
Есть маленькое но. Кроме сказанного есть ещё термин «современное искусство». Его придумала в середине прошлого века искусствовед Розалинда Краус, он всем понравился и стал использоваться повсеместно. В английском варианте это звучит как contemporary art, в русском, очевидно «современное». У него много очень разных признаков, таких, например, как концептуальность, артикулированность высказывания, критичность и социальная значимость. Когда на музее или центре написано, что он «современного искусства», речь именно о термине и таком узком понимании словосочетания. В нем могут висеть работы авторов, которые давно умерли или совсем не молодые, но они работают в этом направлении. Согласитесь, было бы странным полностью менять экспозицию каждые 10-20 лет, избавляясь от тех, кто перестал быть современником, и приносить шедевры новых художников.
Такое возможно для сборных временных выставок самого разного уровня и варианта. Я вспомнил об этом в связи с тем, что в Саратове в ТЦ «Триумф Молл» проходит второй фестиваль современного искусства. Там представлены работы многих и очень разных авторов в диапазоне от дипломных студенческих и любительских до произведений известных местных живописцев и дизайнеров. Их объединяет только одно — все они наши современники и фестиваль может быть так назван именно в первом значении. А вот термин в данном случае неприменим. Не потому, что работы недостаточно хорошие, а просто они другие.
На фестивале, между прочим, выставлены работы Андрея Голубцова, которые были ранее представлены на выставке ИМХО-галереи, целевым образом посвященной тому самому contemporary art. Вполне вероятно, что при определенных обстоятельствах и другие авторы могли участвовать в проектах галереи. Но это не меняет общей ситуации. Нельзя же называть, например, хор детским, если в нем 3 человека младше пятнадцати.
Выставок должно быть много и разных. Классиков и современников, академистов и совсем не академистов. Просто правильно пользуемся терминологией, ходим и смотрим везде и всюду. А за дополнительной информацией — на лекции и в библиотеку в медиатеке М48 (это в СОДРИ — бывшем доме офицеров), где как раз начался новый лекционный сезон. Велкам.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: фестиваль, искусство, триумф молл, СТО, крыша, современное искусство, стиль, ответ