Семь — число и сакральное, и счастливое, и просто красивое. «Семеро на одного» — блиц-опрос. Семь вопросов, семь ответов. Говорим на актуальные темы, ловим тренды, обсуждаем насущное. Художник Анна Харитонова рассказывает о курсах живописи, на которых может научиться рисовать любой желающий.
В последнее время художественные занятия, уроки по изобразительному искусству и мастер-классы весьма востребованы и популярны. Чем это объясняется?
Люди в свое время не смогли заниматься тем, чем хотели. Как правило, это женщины, часто уже в возрасте, родившие детей, вырастившие. Дети уже где-то работают, обеспечивают себя, а у них появилось время для себя. Или мама в свое время не разрешила ходить на уроки рисования: вместо художественной школы водила в музыкальную.
А популярны студии стали после активной рекламы в социальных сетях: люди видят занимающихся рисованием, возникает естественная потребность тоже себя в этом попробовать.
Кто приходит на занятия?
В основном девушки, женщины. Как уже говорила — те, кто не занялся этим в свое время. Выучились на экономистов, бухгалтеров, а творчества хочется. Хочется немного отвлечься от основного вида деятельности.
Как выстраивается программа?
От простого к сложному. Программу я выстраиваю в основном для людей, у которых вообще нет никаких навыков к рисованию. Последний раз они держали краски и карандаши, когда учились в пятом классе. И то не имели особого успеха. Начинаем с самых простых вещей: как держать карандаш в руках, как наносить краску; смотреть, как она себя ведет; изучать другие материалы. Затем усложняем.
Начинаются интересные задачки. Людям кажется, что это все неимоверно сложно. А на деле решить их часто можно быстро и легко. Усложняемся-усложняемся, а заканчиваем самостоятельной творческой работой. На последнем курсе, который закончился, девочки сами делали итоговую работу, никто им не подсказывал. Одна делала портрет. Портрет! Я сама не ожидала. Это настолько здорово, что человек взялся за такую сложную вещь. А сейчас в сети, смотрю, еще одна уже пробует, вторая. Они сами себе начали усложнять задачу. Основу портрета я им не давала вообще. А они сами справляются в меру возможностей. Но тут главное — тренироваться, и всё получится.
Для мастер-классов и уроков по ИЗО нужны хотя бы минимальные способности или это всего лишь арт-терапия, дающая релакс и самоудовлетворение?
На мастер-классах люди всё же расслабляются и отдыхают. Но в какой-то момент я им даю нелегкие задачки, и они начинают немного нервничать. А вообще, навыков никаких не нужно: все мы умеем рисовать изначально. Просто этот навык кто-то тренирует и разрабатывает в течение всей жизни, а кто-то забрасывает во время учебы в школе. Однако развить его можно в любое время. Но главное, безусловно,— получать от этого удовольствие. Потому что если в тягость — вряд ли будешь к этому возвращаться.
Даже если это называть арт-терапией, занятия могут дать толчок к саморазвитию. Позволят выходить на более сложные курсы. Помимо Москвы и Питера есть много различных туристических поездок, в которых ты выезжаешь за рубеж на неделю с командой таких, как ты, мастеров. И вы эту неделю ездите по достопримечательностям, изучаете их, а также пишете и рисуете.
А если увлечься, можно после курсов идти в учебное заведение. Они могут заменить, например, художественную школу. Девочки, которые у меня сейчас выпустились, даже не имея академического образования в рисунке, в наше саратовское училище поступят.
Не являются ли подобные студии банальным поощрением дилетантизма?
Нет. Уже нет. Уровень занятий сейчас довольно серьезный. Мне кажется, зачастую на них можно получить больше, чем в художественной школе. Я, например, планирую свои курсы так, чтобы за определенный срок дать хорошую основу по живописи или рисунку. Понятно, что не подготовлю человека к поступлению в академию. Но эта задача и не ставится — сделать из них членов Союза художников и организовать с ходу десяток персональных выставок. Да и они этого не хотят. Они хотят рисовать для себя. А педагоги объясняют им, в каком направлении нужно двигаться. Ведь сами преподаватели ходят на мастер-классы. Да и готовые художники могут пойти на мастер-класс, чтобы посмотреть, как другой человек работает с той или иной техникой.
Как быстро можно научиться рисовать?
Нельзя назвать конкретный срок, за который можно научиться. Можно дать человеку толчок, чтобы появилось желание развиваться. Нужно время, и вообще учиться нужно всю жизнь. Ты получишь базу, получишь навыки. Затем другие навыки, начнешь их совмещать. Пойдешь к другому мастеру — с программой посерьезней, уже не для начинающих. Эти курсы не волшебный эликсир — мы не говорим, что через семь занятий вы станете знаменитым художником. Это база и общение с педагогом.
Насколько высок уровень преподавания на подобных занятиях?
Всё зависит от мастера, безусловно. Я вот не училась в высшем художественном учебном заведении. Но это не негативная характеристика. У нас в училище Боголюбова много преподавателей, которые успешны как мастера, несмотря на то, что тоже не пошли в вуз.
Не всегда у мастеров есть, например, педагогическое образование. Но это люди с художественным образованием, которые могут поделиться опытом.
Сейчас большая конкуренция в Саратове. И студию, дающую низкий уровень, рынок просто вытеснит. Или она займет нишу для совсем начинающих.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: