Калинов мост/Contra/2013
Музыка, как и любое творчество, более естественно рождающееся на некоем изломе, развивается волнообразно: то эмоциональный подъём, то спад, диктуемый истощением, неизменно наступающим после нервного срыва. Безусловно, за рамки этих тенденций выходят одинаковые группёшки, появляющиеся и быстро умирающие от похожести друг на друга. Они не в счёт. Плюс, нужно сделать поправку на коммерциализированность музыкальной сферы. Сейчас недостаточно просто родить качественный продукт – нужно ещё и попасть в формат радиостанции или попросту иметь стартовый капитал на раскрутку. Формируемая с этими замечаниями картина получается эдаким рыночным аналогом фольклора: потребитель голосует рублём и скачиваниями. В последнее время в музыке на переднем плане политические проблемы и тема духовности (или отсутствия оной). В России споры идут не столько о вере как таковой, сколько о ней в рамках РПЦ – структуры политизированной и равняющей ожидание Христа, голосование за правильную партию и чаяния за чувства верующих.
До последнего момента относительно аполитичными оставались музыканты группы «Калинов мост», выпустившей в этом году новый альбом под названием «Contra». Тексты песен лидера группы – Дмитрия Ревякина – во все годы были как раз о духовности абсолютизированной, храме внутреннем, а не наземном. Сибиряки со свойственной им прямотой заявляли, что с современным миром приключилось нечто и что-то с этим нужно срочно делать. Притом до недавнего времени мир воспринимался ими через призму славянской мифологии, русских сказок и языческих мотивов. Ситуацию несколько изменило обращение Ревякина к христианству в 2000 году. Новая же пластинка открывает ещё одну веху в истории группы.
Нельзя сказать, что песни «Калинова моста» стали политизированными в привычном смысле этого слова, но современные реалии и газетные заголовки всё же проникли в тексты, явственно демонстрируя реакцию на естественные раздражители, а подчас – невозможность на них не реагировать. «Ты в разработке, тебя пасут./Держать контроль!/Шантаж и подкуп терзают суть./Держать контроль!/Дымятся раны, рыдает твердь./Держать контроль/сулят экраны. Цинична смерть», – заявляется в первом же, довольно агрессивном, треке. По сравнению с относительно мягким (не без закономерных исключений) творчеством группы новый альбом звучит весьма жестко, местами – даже непривычно тяжело.
Но в целом звук прежний. Да и вообще, вообразить, что «Калинов мост» может кардинально измениться, трудно. Единственный, кажется, допустимый вариант эксперимента – традиционная акустика – уже был реализован Ревякиным в его сольных альбомах. «Contra» звучит плотно – хорошо сочетающимися звуками заполнена каждая секунда. Только кажется, что в этот раз самая большая ставка была сделана музыкантами на нарочитую ритмичность – порой маршевые ритмы, на которые ложатся клочкастые тексты.
Во всём чувствуется большая решительность, но осталось на пластинке место и для лирики. Правда, она не благостна и приятна, но тревожна, будто затишье перед бурей. Показателен трек «Солнце умрёт», в начале и конце имеющий очевидный отсыл к флойдовскому «Goodbye blue sky» из знаменитой «Стены». «Сбудется слово – Солнце умрёт», – вторит ей Ревякин. Кажется, что основный посыл этой пластинки именно в близкой смерти Солнца и всего сущего, если что-то срочно не сделать. При этом уже не ясно, что нужно делать, куда идти – то ли в храм, то ли на баррикады, а на всякий случай, как ни парадоксально, лучше сходить и туда, и сюда разом.
Ландыши/Ульянов в огне/2013
Дебоширить можно по-разному: можно насосаться пива в падике и пойти на дискотеку, а можно написать песню про крышечку от аппарата «Зенит». Но отказывающееся замирать время несколько меняет и интересы, и спектр волнующих тем. Однако, как выяснилось, даже при этом места простому сумасбродству в жизни меньше не становится. Авторы шуточных, истинно панковских, треков про никоем образом не волнующую угрозу ядерной войны и явно не похожий на ландыши бензонасос недавно выпустили новую пластинку. Некая, даже условная, политизированность, казалось, вовсе несовместима с группой «Ландыши», но теперь она сквозит даже в названии свежего альбома – «Ульянов в огне».
Конечно, нельзя сказать, что панки вдруг социализировались или стали, например, какими-нибудь белоленточниками, но даже названия треков с альбома говорят, что окружающая действительность покоя им не даёт, а темы для вдохновения – просто чуть взрослее. При этом забавно, что изменения претерпели лишь начальные импульсы, побуждающие мастеров самобытного изложения акынских мыслей к написанию нового текста. А результат любого такого измышлизма остался прежним – нарочито придурошным и максимально несерьёзным. Собственно говоря, иного мало кто и ожидал. Простые, но грамотно сложенные фразочки по-прежнему веселят слушателя. Только мотивы стали менее мажорными, а аранжировки – более грамотными.
Новый альбом выглядит как попытка реализовать приходящее с возрастом желание систематизировать всё в своей жизни и хотя бы приблизительно разложить по полочкам. Однако сложно привести в систему абсолютно бессмысленный набор предметов. Трудно выработать какую-то логику, когда на одной полке должны оказаться ландыши с бензонасосами. Так и в этом релизе сочетаются ипотека с дракой в женском туалете, толстая жопа и необходимость учить английский, чтобы устроиться в жизни.
Можно сказать, что тексты песен направлены даже не столько на систематизацию и каталогизацию происходящего бреда, сколько на придумывание всему смысла, оправдания и приспособление к использованию в жизни. Ведь угрозу ядерной войны никто не отменял, а в руках – яки скипетр и держава, лишь пресловутые весенний цветок и малополезная вне автомобиля деталь. В текстах молодая мать, собирающаяся «в садик за Павликом», «Вымыла все тарелки,/Всё постирала,/Кал убрала за белкой,/Дала ей корму./Семьдесят раз присела,/А ужинать не стала». Она переживает кризис среднего возраста, когда серая обывательщина заставляет думать только о чистоте в доме, садике и толстеющей жопе. «Вот я и стала бабой», – грустно констатирует мадам. Этот трек кажется основным, даже несмотря на то, что не стал заглавным.
В остальном же на пластинке имеется всё, за что поклонники и любят «Ландыши» – несложный юмор, сдобренный матерцой, впрочем, не выходящей за рамки и не заполняющей всё пространство, как у группы «Ленинград». Несколько изменившийся саунд не сделал группу непохожей на саму себя. Звучание немного потяжелело, чуть выделились дополнительно партии бас-гитары, и произошел небольшой перекос с драйва в более взвешенное повествование.
Так что поклонники «Ландышей», пожалуй, получат от альбома всё, чего и ждут – только с небольшой поправкой на возраст. Но ведь и они, скорее всего, уже чуть повзрослели, «стали бабами» или взяли ипотеку. Поэтому творчество растёт как вместе с музыкантами, так и слушателями.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: