Дом работников искусств многие по привычке называют «домом офицеров». Но если раньше о Доме офицеров слышали только в связи с выставками-продажами шуб или мебели, то сейчас ситуация сильно изменилась. Работники искусств внесли то, что должны были,— шумную и суетливую деятельность множества художественных коллективов, детских студий. И выставочную деятельность тоже. Уже возникла некоторая специализация территорий и можно знать, куда идти, чтобы не обмануться в ожиданиях.
Первый этаж оккупирован художниками-любителями, или «наивными», как они себя часто называют, справедливо понимая, что эта самая наивность многими ценится. Иногда на некоторое время залы занимают детские работы. Произведения как всегда разные, даже очень разные, но выставка, разместившаяся сейчас, наиболее массовая и необычная.
Зал второго этажа — самый большой, и его освоение одним художником может вызывать сложности. Потому там проходят преимущественно групповые выставки. Сейчас СОДРИ принимает ежегодную выставку, подготовленную по результатам Хвалынских пленэров. Не нужно напоминать, что уже много лет подряд группа художников выезжает на берега Волги, где занимаются пейзажной живописью и под руководством Владимира Александровича Мошникова осваивают его теоретические размышления о живописи. В экспозиции одновременно работы авторов, которые уже давно принимают участие в движении и сформировали свою узнаваемую манеру изображения в пределах изучаемых подходов, а также произведения неофитов и студентов. В один из дней на фоне выставки прошла лекция Владимира Мошникова под общим названием «Новая волна». Это было приглашение обсудить возможности объединения академизма, модернизма и постмодернизма для всеобщего согласия в рамках интегрального подхода и на опыте саратовской художественной школы. Похоже, что открываются большие перспективы.
А ещё на втором этаже — выставка мэтров саратовской фотографии. Принимали только тех, кому «за пятьдесят». Это очень сильная ретроспектива: Савкин и Набатов, Пузанов и Бакуткин, Гуськов и Кузьменко… Короче, многие и всем известные. Между прочим, у Юрия Пузанова почти одновременно открылась выставка «Камни» в «Кофе и шоколаде». Выставка фотографий заброшенных старых церквей в области. Уходишь с очевидным вопросом, нужно ли ставить новые, если в таком состоянии действительно здания с историей и не такая же ли судьба ожидает новоделы.
О выставке «Демотиваторы» ИМХО-галереи на третьем этаже рядом с Медиатекой М48 и на прилегающей лестнице уже говорилось в прошлом номере журнала «ОМ». Добавим только, что ей решено придать «проградиентный» характер, и каждую неделю она стала распространяться и пополняться новыми произведениями, радуя посетителей лекций и экскурсий.
А ещё можно вспомнить, что именно в Медиатеке, где демонстрируется выставочное видео в ходе экскурсий, проходила одна из секций конференции «Искусство и власть», посвященная региональным аспектам современного искусства, и в непосредственной близости — лекция известного специалиста по российскому видео-арту Антонио Джеузы. Поскольку речь зашла о конференции: это событие с каждым разом набирает обороты и становится всё более авторитетным. На первой конференции практически все мероприятия умещались в одну секцию, и разговоры на ней сводились к тому, как бы успешнее представителям творческих профессий посоветовать местным властям украсить свой город. Сейчас вопросы урбанистики тоже поднимались, но уже более активно, чтобы не сказать — агрессивно. Обсуждалась роль Академии художеств, локальных властей, региональные особенности и вопросы политизации искусства. А на пленарном заседании художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Александрович Бажанов жестко сказал, что власть обязана слушать художника, даже если ей это не нравится. Собственно, обязанность художника — не уходить от острых проблем — тоже следует помнить: «...верность себе самому» никто не отменял.
И если можно — две рекомендации. Первая — прийти на выставку в залах художественного училища Андрея Фурмана. Художник умер очень молодым, но успел сделать многое. Выставка, если и не полная, то самая насыщенная, картины собирались по музейным и частным собраниям.
Вторая — посетить «Домашний музей» в доме Павла Кузнецова. Это выставка из собрания художника и музейного реставратора Вячеслава Лопатина. Интерес вызывают не только сами произведения, но и их шпалерная авторская повеска. Жизнь с картиной, своей и другого автора, близкого знакомого или незнакомого — это замечательно. Искусство должно быть и в музее, и дома, и на улице, и в мыслях каждого.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: