7 б | Бессмертный | 2014
Вот иногда удивляешься, как та или иная группа, о которой уже довольно давно ничего не было слышно, резко появляется на горизонте. Вроде пропала, оставив самые приятные воспоминания, а тут — вот они, живые и даже разродившиеся новой пластинкой. И часто выходу нового материала сопутствует ряд каких-то событий. Мы, конечно, не какая-нибудь Мисс Марпл, чтобы утверждать, будто участие Паука (Троицкого) в политической жизни страны и выход нового альбома «Коррозии металла» с удивительно качественным звуком — «звенья одной гребаной цепи». Но общеизвестно, что причастность группы к провластным мероприятиям обычно совпадает по времени с очередным витком карьеры.
Иван Демьян из группы «7 б», конечно, не отвлекал клоунадой во время выборов на своего кандидата голоса неопределившегося электората, но появление новой пластинки совпало с участием коллектива в «Последнем звонке» на Красной площади, а в июле группа выступала на форуме «Селигер». Но мы ни на что не намекаем. Как минимум, потому, что «Бессмертный» получился весьма качественный. И скорее всего у поклонников творчества коллектива вызовет лишь положительные эмоции.
Группа не стала экспериментировать со звуком, тем более что нужды в этом нет — коллектив давно уже нашел уникальный, самобытный, а главное — узнаваемый саунд. Так что для меломанов здесь всё без сюрпризов. Как, в общем-то, и остальное.
Коллектив умудрился практически не измениться с момента своего появления, упорно держит марку. По сути, альбомы «7 б» даже невозможно подразделить на более тяжелые или, например, экспериментальные. Иван Демьян все это время если не поет одну длинную песню, то, как минимум, пишет единый альбом. Говорить о тенденциях можно разве что сравнивая в них количество лирики. На последних пластинках ее стало ощутимо больше. Сказывается то ли взросление музыканта, то ли ориентация на более широкую и разномастную аудиторию.
Тексты Демьяна также остаются «эдакими» — с небольшой чудинкой. Хотя, это ожиданно и закономерно — все же название нужно оправдывать, вживляя уже раскрученный бренд в тело творчества. А статья «7 б», по которой вокалист и лидер группы косил от армии, все же не что иное, как психопатия. Неожиданные рифмы, внезапные словесные формы и не совсем обычные сюжеты текстов всегда были отличительной чертой коллектива. Как и немного картавый вокал Ивана, рассказывающего полусказочные истории.
Все это укутано в уютное полотно низкого, но легкого звука, который отлично слушается как фоном, так и целенаправленно. Треки обладают способностью втягивать слушателя внутрь себя. Ритм-секция как всегда отлично справляется со своей шаманской задачей — погрузить меломана в транс, на который отлично ляжет подчас несколько психоделичная манера Демьяна доносить свои мысли.
«Бессмертный», пожалуй, тоже относится к альбомам «7 б», насыщенным качественной лирикой. Ее действительно много. Любовной, посвященной любви к жизни как таковой и небольшому уходу от реальности, позволяющему сделать моменты чуть ярче и более запоминающимися. Композиции подчас обладают каким-то медитативным эффектом, когда поддавшись гипнозу, слышишь не совсем обычный голос Ивана, настраивающий на позитивный лад. Содержание и смысл текстов порой немного абсурдны, но если воспринять всю картину целиком: и этот трек, и другие, и альбом, и другие альбомы, и несколько попсовое звучание, всё сольется в одну простую мысль: «Может, не сразу, но все будет хорошо».
Владимир Кузьмин | EndОrFin (Диск 4 Ангелы-мечты) | 2014
Уход некоторых музыкантов со сцены порой напоминает маркетинговые ходы магазинов обуви, которые пишут на окнах большими буквами «Мы закрываемся» да «Ликвидация товара», устраивают распродажу, а на самом деле совсем даже не закрываются. Так и группы заявляют, что распались, но по инерции выступают еще пару лет, затем устраивают прощальный тур, потом еще один тур, отыгрывают на десятке-другом корпоративов, а потом вдруг говорят, что будут писать новый альбом. Но это еще ничего — нестрашно. Это просто возможность заработать на раскрученном бренде напоследок. Хуже когда музыкант и не собирался уходить со сцены, а каждый его концерт воспринимается как последний. Так, например, не раз приходилось слышать от саратовских меломанов, завидевших в городе афишу Владимира Кузьмина и группы «Динамик», что «На Кузьму нужно сходить. Он снова «Динамик» собрал. Старые песни, наверное, играть будет».
Ан нет. Кузьма группу и не распускал. С 1983 года «Динамиком», по сути, называются те, кто аккомпанируют Кузьмину. Это как «Борис Гребенщиков и группа «Аквариум». Но примечательно здесь иное — что люди, позиционирующие себя как фанатов музыканта, не знают, что он и не прекращал творить, а выпускал пластинку за пластинкой. Его альбомы выходили, если говорить о новейшей истории творчества, с 1999-й по 2003-й — ежегодно. Затем были издания в 2006-м и 2007-м. А в 2012-м Кузьмин начал работу над «четверным» альбомом «EndОrFin», каждая часть которого имеет отдельное заглавие. В этом году вышла заключительная часть релиза «EndОrFin (Диск 4 Ангелы-мечты)».
Даже само название наводит на мысли, что после этого Кузьмин должен-таки уйти на покой: два слова из трех переводятся как «конец». Но в то же время название явно с претензией на нечто «современное» и обновленное. По крайней мере, по сравнению с предыдущими «именами» альбомов — «Сети», «Рокер», «Рокер 2», «О чем-то лучшем», «Тайна» и т.д. Так что «EndОrFin» — в данном случае явно прилив фантазии. Да и сам Кузьма считает четверной релиз прорывом. В интервью он называл это лучшим, что ему удавалось.
Для тех, кто не слышал творчество музыканта года, эдак, с 1996-го: во время первого прослушивания в звучании будет много нового. Дело в том, что Кузьма, видимо, терзаемый славой каких-нибудь Зинчуков, часто позиционировал себя в первую голову как гитариста. Потому на всех ранних альбомах и во всех треках особо выделялись его соло. Однако со временем это привело к тому, что он стал звучать отдельно от «Динамика». Судя по тому, что можно услышать на «EndОrFin (Диск 4 Ангелы-мечты)», группа существует только как ненавязчивый фон для их лидера, с чем прекрасно справляется. А сам лидер теперь звучит особняком.
И этот передний план скорее всего вызовет недоумение у тех, кто помнит и любит ранние треки Кузьмы. Если он когда-то и был гитаристом-новатором, то остался таковым в том далеком уже прошлом. Кажется, что Владимир Борисович просто не научился ничему новому, пытаясь удивить меломанов тем же, чем изумлял в 80-х советского слушателя, просто не знавшего реального новаторства. Теперь же эти устаревшие потуги, еще и отдельно от аккомпанемента, смотрятся достаточно нелепо.
То же произошло и с текстом. Кузьмин, действительно, будто законсервировался в 80-х. Уровень его лирики даже снизился по сравнению с тем, что он же и выдавал два-три десятка лет назад. Один из треков, например, начинается со строчек «Я раньше в жизни много не понимал,/Хотя не понимаю и сейчас…». Что печально, из таких строк состоят почти все тексты, пропитанные, плюс ко всему, дикими клише в духе: «Я не знаю, как мне дальше жить:/оборвалась тонкая струна». К тому же, никогда не бывший сильным вокалистом Кузьмин, кажется, вовсе растерял навыки. Эти графоманские строки, сплошь из соплей вместо лирики, даже не поются, а скорее напеваются поверх остального звука дребезжащим голосом.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: