23 Сентября 2019, Понедельник, 5:29 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Как нам реорганизовать рабкрин? (с) (бюджет)

Номер журнала: №8(178), август 2014 г.
Как нам реорганизовать рабкрин? (с) (бюджет)19/08/2014 16:36

В свете обсуждения планов правительства об увеличении налогового бремени на население и бизнес с целью «помощи» региональным бюджетам (да и бюджету федеральному) компенсировать растущие расходы, я решил потратить некоторое время для того, чтобы вникнуть в суть проблемы. Благо, что есть в сети открытые официальные данные, а не только комментарии специалистов и экспертов разной степени квалификации.
Мне показалось интересным не просто поковыряться в бюджете (боюсь, что мне недостаточно квалификации, самоучка как-никак), а сравнить нас с соседями по ПФО, к примеру, и попытаться проанализировать общую логику формирования бюджета. Ну и порассуждать, как водится…
Давайте посмотрим на результаты за 2013 г. По доходам (79641 млн. рублей) мы занимаем 9-е место из 14-ти субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ. А если взять доход на одного жителя субъекта, то, извините, но мы на 14-м, последнем месте с доходом 31810 рублей на жителя региона. Обидно, да? А как вам 80-е место среди всех субъектов РФ? Речь идет о консолидированном бюджете, то есть о бюджете субъекта РФ плюс все «нижестоящие» бюджеты.
Самый богатый регион в ПФО, прогнозируемо, Татарстан с доходом 54508 рублей на каждого проживающего. Причем, Татарстан – один из самых густонаселенных регионов в ПФО. Но доходы субъекта столь высоки, что жители все равно самые «бюджетообеспеченные» в ПФО. Соседи-самарцы не сильно отстают. В три раза менее Саратовской области населенная Мордовия при скромных доходах, тем не менее, занимает почетное 4-е место по доходам на душу населения, правда, как они это делают, я расскажу чуть позже.
Я сознательно обращаю внимание именно на отношение доходов региона и численности населения. Ведь, по большому счету, доходы бюджета генерируются населением, которое в регионе проживает. По крайней мере, для нашего ПФО это так. Да, нефтеносный Татарстан стоит некоторым особняком, но мы же не сравниваем себя со столицей, где все деньги, с Ханты-Мансийском, где нефти полно, а людей мало, или с Чечней, которой «Аллах помогает» (с).
Самое время проговорить, откуда берутся и из чего формируются доходы бюджета субъекта РФ. Начнем с конца, то есть с самого неинтересного. Есть такая штука, как безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. В Саратовской области доля таких поступлений – аккурат 25% от всех доходов. Много это, или мало, я затрудняюсь определить. Республики Марий Эл и та же Мордовия живут за счет безвозмездных поступлений на 44% (почти наполовину), тогда как Пермский край – чуть более чем на скромные 10%, обеспечивая себя на 90% собственными доходами.
Есть так называемые неналоговые доходы. Это тоже не слишком интересно просто потому, что доля их в общей структуре доходов – 3,81%. Лучше всех эти самые неналоговые доходы умеют генерировать в Башкортостане – 10%. Есть у кого нам поучиться эффективно использовать собственность субъекта на благо его жителей.
Ну и, наконец, самое интересное, на мой взгляд, – налоговые доходы. На них приходится 71% от всех доходов, что практически точь-в-точь совпадает и с ПФО и со всей Российской Федерацией в целом. Но, как и йогурты, не все налоги одинаково полезны для регионального бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу, доходную часть консолидированного бюджета субъекта формируют лишь часть налогов, собираемых на его территории, а другая часть идет напрямую в Федеральный бюджет. Отбросим безвозмездные поступления и неналоговые доходы и посмотрим вклад каждого налога в графу «Налоговые поступления».

Всплывающая подсказка

Видим, что доходная часть бюджета Саратовской области в гораздо большей степени формируется за счет НДФЛ, то есть налогов с населения, чем за счет налогов, собираемых с субъектов экономической деятельности (налог на прибыль, акцизы, совокупный доход). Получается, что наша область экономически менее развита, чем другие регионы ПФО, либо экономическая деятельность у нас гораздо менее прибыльна, чем в других регионах. Либо существенная часть предприятий, географически осуществляющих деятельность в Саратовской области, входят в так называемые вертикально-интегрированные структуры, прибыль которых свободно гуляет по регионам и «показывается» (если показывается) в том регионе (или оффшоре), где это представляется правильным владельцам этого предприятия.
И потом, как мы с вами понимаем, налог на прибыль появляется тогда, когда появляется сама прибыль. Возьмем, например, только что построенный завод «Северсталь» в Балаково. Я не в курсе как обстоят дела с прибыльностью металлургического бизнеса, но подозреваю, что при таких существенных капиталовложениях предприятие выйдет на прибыль не скоро. К тому же, входя в вертикально интегрированную «Северсталь», предприятие может «продлевать» свой период окупаемости, а значит и отодвигать начало пополнения бюджета нашего региона налогом на прибыль, по сути, столько, сколько сочтет нужным. В этом смысле, «наши», доморощенные компании для регионального бюджета более «полезны» что ли…
Есть еще одно наблюдение. Согласно бюджетному кодексу доходы регионального бюджета формируются в основном за счет прямых налогов. Единственный косвенный налог (то есть налог, напрямую не связанный с доходом налогоплательщика и взимающийся независимо от конечных результатов деятельности, получения прибыли), который частично остается в регионе – это акциз (его доля 10%, см. таблицу). Основной же косвенный налог – НДС - перечисляется в бюджет федеральный. Таким образом, доходы регионального бюджета, формирующегося из прямых налогов, гораздо более чувствительны к экономическим результатам деятельности субъектов (будь то юридические или физические лица), зарегистрированных в регионе.
Ведь доля поступлений от налога на прибыль в федеральный бюджет – 2,3%, сравните с 22% в саратовском бюджете и 28% в ПФО. «Да пропади он пропадом этот налог на прибыль вместе с самой той прибылью!» - могут подумать федералы. Поэтому у федеральной власти в рамках этого бюджетного кодекса не дрогнет рука повысить, например, тарифы на продукцию естественных монополий. Да, себестоимость продукции, производимой на территории страны, повысится, прибыль понизится, да и хрен бы с ней! Налоги-то с нее где-то в регионах остаются, а НДС мы по-любому в федеральный бюджет соберем.
Федеральный бюджет РФ, надо сказать, вообще гораздо больше зависит не от результатов экономической деятельности внутри страны вообще (за исключением сырьевой отрасли), а, скорее, от внешнеэкономической конъюнктуры и от общей ситуации в мировой экономике (в части ее потребности в сырьевых ресурсах). В структуре доходов (по результатам на 01.04.2014г.) доля таможенных пошлин и НДПИ составляет 52,3%. Если прибавить сюда совокупный НДС, собранный как с «родных», так и с ввезенных на территорию РФ товаров и услуг (26,8% доходов), то получается, что без малого на 80% бюджет сформирован. Сиди, кури.
Еще раз обращаю внимание на то, что эти налоги и сборы вообще никак не зависят от того прибыльна ли экономика или «на ладан дышит» (НП), получают ли вообще и сколько конкретно граждане заработную плату (НДФЛ)… Это как раз головная боль регионов, вернее региональных бюджетов.
Сейчас всерьез обсуждается вопрос об изменении в системе налогообложения в РФ, планируется увеличить ставки существующих налогов и введении новых (хорошо забытых старых) типа налога с продаж, который планируется оставлять в регионах. То, что нужно что-то делать с региональными супердефицитными бюджетами, это всем понятно. Однако, увеличение налогового бремени в условиях экономической рецессии или спада представляется мне весьма спорной. Иное дело – перераспределение налогов существующих. Сейчас я попытаюсь прописать логику таких возможных изменений, если кто еще сам не догадался. Может это и дилетантский подход, но, на мой взгляд, вполне логичный.
Итак, коротко, что мы имеем…
1. Федеральный бюджет формируется в основном за счет налогов и сборов, которые не зависят напрямую от результатов экономической деятельности, а зависят лишь от деятельности, как таковой.
2. Бюджеты региональные же, напротив, формируются практически исключительно за счет налогов прямых, более всего и в первую очередь страдающих в условиях ухудшения ситуации в экономике, и не имеют «подушки» в виде относительно «стабильных» косвенных налогов.
3. Имея в своих руках все рычаги воздействия на естественные монополии, тарифы которых играют очень существенную роль в формировании себестоимости, а значит и результата финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономической деятельности, федеральная власть никак через бюджет не заинтересована в ограничении их аппетитов. То есть, НДС она собирает, а доля от налога на прибыль пренебрежимо мала. Региональные же власти, кровно заинтересованы именно в прибыльности и доходах «местных» предприятий, но практически не могут оказать влияния на тарифы (газ, энергоносители, бензин, ж/д перевозки).
Предполагаю, для того, чтобы сбалансировать бюджеты и сделать более логичным бюджетный кодекс, а также придать импульс развитию экономики в целом, подумать в следующих направлениях.
Первое (парадоксальное). Увеличить долю, идущую в федеральный бюджет (в настоящий момент 2%) от налога на прибыль, уплачиваемого субъектами экономической деятельности за счет доли, остающейся в регионе (18%). Конкретные цифры нужно считать – у меня ума не хватает. Цель – увеличить заинтересованность федерального бюджета именно в прибыльности бизнеса в регионах, а, значит, стимулирования бизнеса как такового, в том числе за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Второе (ожидаемое). Оставлять в регионах часть собираемого в регионе НДС. Цель – создать бюджетную «подушку» из поступлений от косвенного налога. Логику попробую проговорить.
В структуре доходов федерального бюджета доля НДС полученная от «доморощенных» товаров (16,1%) сравнима с долей, полученной от НДС на импортируемые товары при их таможенном оформлении (10,7%). Ставка налога одинаковая (18%). Предлагаю следующий подход.
Импортеры, которые уплачивают НДС «на границе» за ввозимые товары пусть продолжают платить его в федеральный бюджет. В конце концов, жители региона, по большому счету, не имеют отношения к этой продукции. Они ее не произвели. А вот к товарам и услугам, произведенным на территории РФ, жители регионов имеют самое прямое отношение и вправе рассчитывать на то, чтобы часть собранного НДС оставалась в бюджете их региона! Цифры конкретные пусть посчитают специалисты. В условиях, необходимости отстраивания промышленности заново, на чистом месте, либо ее глубокой модернизации (что также сопряжено с большими капвложениями) региональные бюджеты могут попросту не дождаться вожделенных поступлений в бюджет от налога на прибыль. Когда она (это самая прибыль) еще появится!.. Пусть федерация ждет вместе с регионами. А НДС (какая-то его часть) – это «быстрый» налог, который может оперативно поправить доходы региона.
Третье (революционное). 32% в доходах бюджета – это таможенные пошлины, которые, как известно, бывают экспортными и импортными. Предлагаю сразу выделить и оставить федеральному бюджету экспортные пошлины на углеводороды, а, может, и на всю сырьевую группу товаров. В конце концов, природные богатства – это достояние всей страны, а не конкретного региона, в котором просверлили дырку в земле. Пусть эти доходы аккумулируются «в центре» и потом каким-то образом распределяются. Также следует поступить и с налогом на добычу полезных ископаемых НДПИ (20,3% доходов федерального бюджета). Это разумно. Но вот что касается пошлин на другие виды товаров, то предлагаю исходить из логики пункта предыдущего.
Импортная пошлина пусть идет в федеральный бюджет. Жители региона эти товары не произвели и пусть на эту пошлину не претендуют. Но если в регионе существует бизнес, способный производить конкурентоспособную за пределами страны продукцию, то это заслуга, в первую очередь жителей региона, вложивших в это свой труд. Вполне логично, на мой взгляд, оставлять часть этой экспортной пошлины в бюджете региона. Это будет также стимулировать власти региона к развитию именно таких производств, а то сейчас, кроме «престижа» никаких бюджетных выгод, насколько я понимаю, не просматривается. За цифрами – опять же к спецам с калькуляторами.
Вот такие вот вполне конкретные предложения по оздоровлению бюджетной системы Российской Федерации родились у саратовского самоучки без портфеля после просмотра некоторой открытой статистики в интернете. Сравните с абстрактными «давайте снизим/повысим налоги» или «давайте спишем долги регионам». Кому-то эти мои предложения покажутся идиотскими, не судите строго, самоучка, говорю ж! Но, если уж вы дочитали до этого места, то, может, выскажите свои соображения в комментариях? Заранее благодарен всем за критику.
В подготовке этого материала использовались данные с сайтов http://info.minfin.ru и http://saratov.ifinmon.ru.


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 1032Итоговая оценка: 2.83Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Публикации / Как нам реорганизовать рабкрин? (с) (бюджет)
Загрузка...
Перелетов в какие страны из Саратова вам не хватает?
Оставить комментарий
Россельхозбанк вклад Инвестиционный

Новости

Частное мнение

18/09/2019 13:55
Тернистый путь Саратовской гармоники
Тернистый путь Саратовской гармоники | Отзывов: 120 сентября отмечает юбилей Сергей Шалимов - один из главных пропагандистов Саратовской гармоники, символа региона
17/09/2019 13:33
"Трубное дело": хронология поднадзорного беззакония | Отзывов: 5Итоги журналистского расследования о деятельности Станислава Невейницына и расследовании уголовного дела, возбужденного по его заявлению
12/09/2019 16:00
Дело
Дело "ТОРЭКСа" пытаются убрать из СМИ | Отзывов: 5Интернет-издания подали апелляционные жалобы на решения районных судов
06/09/2019 13:00
Минздрав
Минздрав "приказал не лечить" | Отзывов: 6На протяжении почти двух месяцев пустует четвертый этаж городской клинической больницы №12
04/09/2019 13:33
История одного назначения... не про Толстого
История одного назначения... не про Толстого | Отзывов: 6Действительно ли теперь каждый новый глава Энгельсского района будет хуже предыдущего?

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 23 Сентября 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ