«ОМ» открывает новую рубрику «Чего нет в Саратове», в которой мы будем говорить о явлениях, сооружениях и прочих урбанистических и не только опциях, имеющих место быть в мегаполисах России и мира, но по разным причинам не дошедших или не укоренившихся в Саратове. Первый материал о метро.
В России метрополитен действует в семи городах – Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. Кроме этого, в соседнем Волгограде есть метротрам – подземно-надземный скоростной трамвай.
В советские годы метро строили в городах-миллионниках, к каковым Саратов не относится. Хотя на рубеже 1970–1980-х годов о строительстве подземки в нашем городе говорили. Очевидно, это было связано с принятием Генплана 1974 года, который предусматривал, что к 2000 году население Саратова должно перевалить за миллионную отметку. (Сегодня с 840 тысячами жителей мы находимся на 16-м месте в России и возглавляем список мегаполисов, недобирающих до миллиона.)
В статье «Ехали по улице трамваи, или Что делать с транспортным коллапсом» («ОМ», № 3(138), март 2011 г.) мы уже писали, что проект метрополитена был разработан в 1979 году. Он состоял из двух очередей. Первая — из двух линий: Химкомбинат — Соколовогорский район, протяжённостью 23 км с 15 станциями со средней длиной перегонов 1,56 км (от «Саратоворгсинтеза» под проспектом Энтузиастов, в центр вдоль улиц Чернышевского, Радищева и далее в Соколовогорский посёлок), и Торговый центр — Речной вокзал, протяжённостью 9,8 км с 7 станциями со средней длиной перегонов 1,47 км. Вторая очередь подразумевала строительство линии под Волгой в Энгельс, а также другие линии в Саратове.
Проект неоднократно менялся, но дальше гидрогеологических наработок дело не продвинулось. Как сообщает портал rosmetrostroy.ru, в конце 1980-х планировалось начать строительство первого участка от Заводского района к центру города вдоль ул. Чернышевского. Но в связи с близостью к Волге и связанной с этим водонасыщенностью грунтов, которая потребовала бы больших затрат на водопонижение, проект пересмотрели и решили строить первую ветку из микрорайона Солнечный, вдоль проспекта 50 лет Октября к вокзалу и центру. Это было экономически реальнее, но в связи с разрухой 1990-х о метрополитене забыли.
«Надо сказать, кроме обычных для старых городов издержек (узкие улицы, пересеченный рельеф местности, непрямые направления пассажиропотоков) и таких распространенных геологических препятствий, как обводненные и песчаные грунты, под Саратовом много пустот с природным газом. Такого нет ни в одном городе, где планировалось как факт строительство метро»,— говорится на rosmetrostroy.ru.
В связи с огромными затратами строительство подземки в последние годы велось лишь в трёх городах, где этого общественного транспорта пока нет. Это Омск (построена одна станция, открытие первой линии планируется к 2016 году), Челябинск (открытие намечено на 2017 год) и Красноярск (перспективы туманны в связи с отсутствием финансирования).
В Саратове уже не первое десятилетие в качестве менее затратной альтернативы планируется создать лёгкое метро, т.е. скоростной трамвай. Согласно последним заявлениям, прозвучавшим в прошлом году, намечена организация двух линий путем объединения трамвайных маршрутов №3 и №10, а также — маршрутов №9 и №11 (с последующим продлением в сторону строящегося аэропорта в поселке Сабуровка). Подробнее об этом см. статью «Будущее трамвая светло, но дорога к нему извилиста» («ОМ» №3(162), март 2013 г.).
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: