26 Апреля 2024, Пятница, 7:12 ВКонтакте Twitter

За Маркса…

Номер журнала: №8(167), август 2013 г.
Рубрика: Кино культ
18/09/2013 13:40

Производство: Россия, 2012
Жанр: драма
Режиссёр: Светлана Баскова
В ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Виктор Сергачев и др.

Режиссёр Светлана Баскова известна довольно узкой группе любителей кино в основном весьма специфическими — трэшовыми, абсурдистскими — картинами «Зелёный слоник», «Голова», «Пять бутылок водки» etc. Некоторые знатоки подобного жанра небезосновательно отмечают, что автор использует абсурд для выхода за грань реальности с целью вызвать в зрителе ощущение нелепости мира и стремление к его изменению. В ленте «За Маркса» Баскова по собственному признанию стала пользоваться «другими приемами — но не для того, чтобы формально сменить стилистику».
Новый фильм рассказывает не о девиациях человеческой психики, но о современном кризисе и месте в нём российского рабочего класса. Класса, закисшего на патерналистских дрожжах застойного СССР, а в условиях дикого рынка 90-х и полицейщины нулевых не имеющего опыта самоорганизации и борьбы за свои элементарные права. Квинтэссенцией этого коллективного состояния стал герой завсегдатая басковских фильмов Сергея Пахомова — в меру безумный, болтливый оболтус, недовольный своим положением, но легко манипулируемый его хозяевами.
«Возникновение капиталистических отношений в современной России автоматически делает актуальными идеи Маркса. Именно Маркс описывал все те проблемы, с которыми мы столкнулись в последние двадцать лет, — безудержное стремление к прибыли, не признающее никаких законов и норм, жесткая эксплуатация работников во имя личного обогащения, безразличие к окружающей среде, — это наш «дикий капитализм», который не поставлен в рамки государственных регулирующих институтов. «За Маркса...» — название с тремя точками — как символ неопределенности результатов этой исторической схватки», — объясняет Светлана Баскова и добавляет, что название позаимствовано у одноимённой книги философа-структуралиста Луи Альтюссера.
Несмотря на проблемы роста из «класса в себе» в «класс для себя», герои картины — пролетарии с металлургического комбината, упрятанного где-то в бесконечных индустриальных джунглях депрессивной российской провинции, — делают первые шаги на пути осознания своего положения. Они создают независимый профсоюз и начинают борьбу за банальные, казалось бы, вещи — улучшение условий труда, сохранение трудового коллектива и повышение заработной платы. Но сам факт объединения, не санкционированного начальством, уже вызывает негодование, оборачивающееся самыми непредсказуемыми последствиями…
Если в предыдущих художественных работах Басковой трэш — привычный метод, определяющий форму и содержание, то в картине «За Маркса» — это средство отстранения, по Шкловскому — «деавтоматизации восприятия». Привыкшие мерить мир категориями Станиславского «верю» — «не верю» могут сколько угодно твердить, что персонаж Владимира Епифанцева (директор завода) чересчур карикатурный, как и карикатурны рабочие активисты, рассуждающие в курилке о Брехте, Годаре и исторической школе Покровского. Да и воротилы крупного бизнеса сегодня более «социально ответственны», нежели в 90-е, не охотятся по европейским аукционам за «Чёрным квадратом» Малевича на средства от оптимизации зарплат и рабочих мест и не «заказывают» профактивистов киллерам. Рабочие, согласно такой логике, все сплошь пьянь да быдло, интересующиеся в лучшем случае второсортными поделками шоу-бизнеса и не проявляющие социальной активности. Отчасти так и есть — правящий класс России имеет некоторую возможность подкармливать одну часть наёмных работников (т.н. рабочую аристократию) за счёт сверхэксплуатации других (полуколоний, гастарбайтеров и провинциальных рабочих), а трудяги, не желающие видеть иных путей, погружаются в рутину либо саморазрушения, либо подражания бомонду. У публики, не сталкивающейся с нищетой повседневной жизни, привыкшей к своему положению и воспринимающей его как имманентность, создаётся обманчивое впечатление о «социальной ответственности» верхов перед низами и покорного смирения низов перед верхами. Но это впечатление — следствие автоматизированного восприятия, в условиях которого не может быть ни критического осмысления окружающего мира, ни движения в сторону его изменения. Именно поэтому брехтианский «эпический» подход Светланы Басковой, принцип «не перегнёшь — не выправишь», нащупан очень верно, словно антагонистические образы Маяковского в окнах РОСТА. И этот метод родился не на пустом месте, а стал следствием долгой работы над фильмом не в среде художественных салонов, но в открытом пространстве. Дело в том, что ещё до выхода фильма «За Маркса» в ограниченный в основном интернетом прокат появилась её документальная картина «Одно решение — сопротивление», созданная по итогам многочисленных контактов с рабочими активистами и леваками, погружения в атмосферу классовых конфликтов в Липецке, Тутаеве, Тольятти, Ярославле и других городах.
Современные художники, как правило, не берутся за исследование жизни рабочих. В этой части фильм Басковой — не только пощёчина общественному вкусу, но и попытка вложить правильные слова в безъязыкие до поры до времени уста миллионов. Впрочем… Вряд ли «За Маркса» станет достоянием действительно широких масс — прошедшей через фестивальные тусовки и узкие премьерные показы ленте уготована судьба киноклубной фишки для продвинутой в культурном и политическом плане публики. Тем не менее, простому человеку, не искушённому в эйзенштейнах, бриках и вертовых, картина будет понятна и близка, потому что именно ему и предназначена. К тому же, вопреки антипиратским инициативам, торренты остаются рассадниками прогрессивного контента, который под замок «интеллектуальной собственности» не упрячешь.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 13Итоговая оценка: 2.85
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"

Блоги



Поиск по дате
« 26 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ