Производство: Россия, 2012
Жанр: драма
Режиссёр: Светлана Баскова
В ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Виктор Сергачев и др.
Режиссёр Светлана Баскова известна довольно узкой группе любителей кино в основном весьма специфическими — трэшовыми, абсурдистскими — картинами «Зелёный слоник», «Голова», «Пять бутылок водки» etc. Некоторые знатоки подобного жанра небезосновательно отмечают, что автор использует абсурд для выхода за грань реальности с целью вызвать в зрителе ощущение нелепости мира и стремление к его изменению. В ленте «За Маркса» Баскова по собственному признанию стала пользоваться «другими приемами — но не для того, чтобы формально сменить стилистику».
Новый фильм рассказывает не о девиациях человеческой психики, но о современном кризисе и месте в нём российского рабочего класса. Класса, закисшего на патерналистских дрожжах застойного СССР, а в условиях дикого рынка 90-х и полицейщины нулевых не имеющего опыта самоорганизации и борьбы за свои элементарные права. Квинтэссенцией этого коллективного состояния стал герой завсегдатая басковских фильмов Сергея Пахомова — в меру безумный, болтливый оболтус, недовольный своим положением, но легко манипулируемый его хозяевами.
«Возникновение капиталистических отношений в современной России автоматически делает актуальными идеи Маркса. Именно Маркс описывал все те проблемы, с которыми мы столкнулись в последние двадцать лет, — безудержное стремление к прибыли, не признающее никаких законов и норм, жесткая эксплуатация работников во имя личного обогащения, безразличие к окружающей среде, — это наш «дикий капитализм», который не поставлен в рамки государственных регулирующих институтов. «За Маркса...» — название с тремя точками — как символ неопределенности результатов этой исторической схватки», — объясняет Светлана Баскова и добавляет, что название позаимствовано у одноимённой книги философа-структуралиста Луи Альтюссера.
Несмотря на проблемы роста из «класса в себе» в «класс для себя», герои картины — пролетарии с металлургического комбината, упрятанного где-то в бесконечных индустриальных джунглях депрессивной российской провинции, — делают первые шаги на пути осознания своего положения. Они создают независимый профсоюз и начинают борьбу за банальные, казалось бы, вещи — улучшение условий труда, сохранение трудового коллектива и повышение заработной платы. Но сам факт объединения, не санкционированного начальством, уже вызывает негодование, оборачивающееся самыми непредсказуемыми последствиями…
Если в предыдущих художественных работах Басковой трэш — привычный метод, определяющий форму и содержание, то в картине «За Маркса» — это средство отстранения, по Шкловскому — «деавтоматизации восприятия». Привыкшие мерить мир категориями Станиславского «верю» — «не верю» могут сколько угодно твердить, что персонаж Владимира Епифанцева (директор завода) чересчур карикатурный, как и карикатурны рабочие активисты, рассуждающие в курилке о Брехте, Годаре и исторической школе Покровского. Да и воротилы крупного бизнеса сегодня более «социально ответственны», нежели в 90-е, не охотятся по европейским аукционам за «Чёрным квадратом» Малевича на средства от оптимизации зарплат и рабочих мест и не «заказывают» профактивистов киллерам. Рабочие, согласно такой логике, все сплошь пьянь да быдло, интересующиеся в лучшем случае второсортными поделками шоу-бизнеса и не проявляющие социальной активности. Отчасти так и есть — правящий класс России имеет некоторую возможность подкармливать одну часть наёмных работников (т.н. рабочую аристократию) за счёт сверхэксплуатации других (полуколоний, гастарбайтеров и провинциальных рабочих), а трудяги, не желающие видеть иных путей, погружаются в рутину либо саморазрушения, либо подражания бомонду. У публики, не сталкивающейся с нищетой повседневной жизни, привыкшей к своему положению и воспринимающей его как имманентность, создаётся обманчивое впечатление о «социальной ответственности» верхов перед низами и покорного смирения низов перед верхами. Но это впечатление — следствие автоматизированного восприятия, в условиях которого не может быть ни критического осмысления окружающего мира, ни движения в сторону его изменения. Именно поэтому брехтианский «эпический» подход Светланы Басковой, принцип «не перегнёшь — не выправишь», нащупан очень верно, словно антагонистические образы Маяковского в окнах РОСТА. И этот метод родился не на пустом месте, а стал следствием долгой работы над фильмом не в среде художественных салонов, но в открытом пространстве. Дело в том, что ещё до выхода фильма «За Маркса» в ограниченный в основном интернетом прокат появилась её документальная картина «Одно решение — сопротивление», созданная по итогам многочисленных контактов с рабочими активистами и леваками, погружения в атмосферу классовых конфликтов в Липецке, Тутаеве, Тольятти, Ярославле и других городах.
Современные художники, как правило, не берутся за исследование жизни рабочих. В этой части фильм Басковой — не только пощёчина общественному вкусу, но и попытка вложить правильные слова в безъязыкие до поры до времени уста миллионов. Впрочем… Вряд ли «За Маркса» станет достоянием действительно широких масс — прошедшей через фестивальные тусовки и узкие премьерные показы ленте уготована судьба киноклубной фишки для продвинутой в культурном и политическом плане публики. Тем не менее, простому человеку, не искушённому в эйзенштейнах, бриках и вертовых, картина будет понятна и близка, потому что именно ему и предназначена. К тому же, вопреки антипиратским инициативам, торренты остаются рассадниками прогрессивного контента, который под замок «интеллектуальной собственности» не упрячешь.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: