Производство: США, 2013
Жанр: комедия, биографический
Режиссёр: Мартин Скорсезе
Авторы сценария: Теренс Уинтер, Джордан Белфорт
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джона Хилл, Марго Робби, Кайл Чандлер и др.
В представлении Мартин Скорсезе не нуждается, как, собственно, и его многочисленные работы, быстро становящиеся информационным поводом. Вспомнить хотя бы «Таксиста», послужившего Джону Хинкли своеобразным посылом для покушения на Рональда Рейгана в 1981 году (страдающий психическим расстройством американец таким образом хотел привлечь внимание снявшейся в картине Джуди Фостер). Или нападки религиозных фанатиков на режиссёра за «Последнее искушение Христа» (1988)…
Вот и новая картина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» не успела попасть на российские экраны, как чиновники тотчас же нашли в ней «вредную» для подданных информацию. В частности, в Новосибирске управление Госнаркоконтроля составило в отношении региональных кинотеатров административные протоколы по статье «Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств» за прокат именно этой ленты. И вскоре суд оштрафовал пять сетей кинотеатров на 4 миллиона рублей. Но прокатчики атаку отбили: они оспорили штрафы, и в начале мая суд отменил прежнее решение.
В других регионах особых проблем с показом вроде бы не было. Хотя странно, что новинкой от Скорсезе заинтересовались лишь борцы с наркоманией. Ведь в фильме, снятом по мотивам одноимённой книги мемуаров штатовского брокера Джордана Белфорта, есть чем возмутиться ревнителям «духовности» — это и «разврат», и нецензурщина, и посягательство на личную безопасность… Не хочу, чтобы меня восприняли как возбудителя озабоченной морализмом общественности, но, тем не менее, придётся сказать кое-что о «запретном».
Картина о пути, собственно, Джордана Белфорта, которого сыграл Леонардо ДиКаприо (Скорсезе остаётся верен концепции создания картин на основе реальных историй), в «блистающий мир» американской мечты. Устроившись после работы в инвестиционном банке L.F. Rothschild в небольшую компанию по торговле дешёвыми акциями, главный герой вскоре создаёт свою фирму, и она бешеными темпами накачивает спекулятивный пузырь мировой экономики.
Работа на обслуживание капитала приносит свои бонусы Белфорту и его сотрудникам: перманентные вечеринки с наркотой, свингом и потерей памяти, дорогие виллы и яхты… В общем, пафосный шик повседневности в промежутке между принятием кокса с женской задницы и комично-контрабандистским способом перевоза бабла в Швейцарию (ультрареализм Скорсезе часто выражается в формате комиксов).
Жить как Белфорт и его коллеги желают многие, ставшие жертвами рыночного дьявола и уверовавшие в неолиберальные ценности, а это миллионы в том числе и наших сограждан. В этой связи понятно, почему отечественные «запретители» быстро отстали от картины,— пусть народ смотрит и созерцает вожделенную мечту.
Ведь, по сути, картина способствует лишь «репрессивной десублимации», как выражался философ и социолог Герберт Маркузе: «разврат» и злоупотребления всевозможными веществами тут выступают союзниками ревнителей духовности и охранителей олигархических порядков. Социальную ненависть к «брокерам» или «ультрабогатым» Скорсезе не разжигает, ограничиваясь выпусканием пара через клапан желаний, а также определённой долей иронии над героями. И эту иронию вряд ли поймут те, кто не хочет видеть оборотной стороны безумного парада привилегий и дорогих развлечений — вещей, куда более неказистых и неприглядных, чем вызывающая лёгкую жалость попытка Белфорта сесть за руль в состоянии наркотического прихода.
Имущественный дуализм — неотъемлемая часть современного мира: выражаясь словами основателя гонзо-журналистики Хамтера Томпсона, когда кто-то разбрасывается зелёными бумажками так, будто они вышли из моды, кто-то спит под мостом или материт айпады в суицидальных потогонках Третьего мира. Богатство единиц и нищета миллиардов — как два полюса магнита, которые невозможно отделить друг от друга.
Зная это, понимаешь, что «Волк с Уолл-стрит» прямо и рублено, без сюжетных виньеток и лирических отступлений, свидетельствует: капитализм — источник болезней и лютой, бешеной зависимости от больших денег. В октябре 2008 года, в разгар мирового кризиса и обвала котировок, американский бизнесмен, топ-менеджер Pricewaterhouse Coopers и Sony Pictures Картик Раджарам убил пятерых членов своей семьи и застрелился сам. На оптимистическом краю мирового рынка топ-менеджер «Роснефти» Игорь Сечин назначил себе зарплату в 50 миллионов долларов в год или 5 миллионов рублей в день. В случае с Джорданом Белфортом, испытавшим и взлёты, и падения, даже внимание со стороны ФБР и небольшой тюремный срок за махинации не изменили его мироощущения и привычек.
Пока товарная кровь пульсирует по биржевым капиллярам Уолл-стрит, так и будет. Похоже, эту незатейливую мысль невольно донёс до нас Скорсезе, иллюстрируя внутреннее, в т.ч. и эмоциональное, состояние экономических опричников этого мира. Невольно, поскольку заниматься производством глобальных смыслов 71-летний мастер — не любитель.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: