16 Декабря 2017, Суббота, 18:59 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Бегущие по волнам

Номер журнала: №6(203), июнь 2017 г.
Рубрика: Наблюдатель
Бегущие по волнам16/07/2017 16:43

С аппаратами, которые удачно спроектировал в свое время нижегородский конструктор Ростислав Алексеев, случился глобальный и весьма драматичный исторический конфуз. Суда на подводных крыльях (СПК) и тем более экранопланы превосходили по скорости и комфорту (и в принципе, превосходят и до сих пор) традиционные средства перемещения по водной поверхности. Все говорили, что за ними будущее, но после 1990-х годов будущее наступило без них. Их перестали строить, на что был целый ряд причин, хотя на некоторых речных и морских участках (в том числе за рубежом) суда на подводных крыльях до сих пор эксплуатируются и пользуются спросом. Тем не менее, попытки переломить эту ситуацию предпринимаются весьма часто, поэтому новости, что в России возобновляется создание экранопланов и СПК, появляются с завидной стабильностью. Увы, продолжения они не имеют, ибо у инициаторов что-то обязательно идет не так. Но на этот раз новость претендует на продолжение: министр транспорта РФ Максим Соколов заявил недавно, что производство первой партии модернизированного морского «крылатого» судна «Комета» — уже запущено.

Непревзойденный теплоход
Оценивая те или иные пассажирские суда на подводных крыльях, уместно использовать пять параметров: скорость, прочность, устойчивость на волнах, комфортабельность, экономичность эксплуатации. Именно эти параметры (ну и еще привлекательный внешний вид) определяют «жизнеспособность» нового СПК. История отечественных пассажирских крылатых судов началась, как известно, с «Ракеты» (не считая, разумеется, пробных катеров), от которой проектанты отталкивались — там было что улучшать. «Ракета» была клёпаным судном, что затрудняло его ремонт, по устойчивости на волнах она уступала западным судам на воздушной подушке, двигатели были рядом с рубкой (то есть на корме), и их шум мешал экипажу. Единственное, что надолго оставалось непревзойденным — так это скорость «Ракеты» (60, а иногда и 65 км/час).
«Метеор», спроектированный через год после этого судна (1960 год), уже имел ряд усовершенствований. Его рубка была перенесена вперед, а каюты — подальше от двигателей; надежность «Метеора» и его устойчивость при волнении не вызывали нареканий, а ремонт шел быстрее; пассажиров он мог взять на борт больше (уже не 65, а 117).
Далее началась битва за скорость, вместимость и комфортабельность среди речных СПК, которая в определенном смысле достигла апогея в 1962 году, когда был создан теплоход «Вихрь». Он вмещал 250 пассажиров и развивал скорость, по некоторым данным, до 70 км/час.
В 1964 году конструктор всех этих судов Ростислав Алексеев спроектировал «Комету» — первое СПК, предназначенное для моря. Его пассажировместимость — 125 человек, скорость — 60-65 км/час. Обладая отличными мореходными характеристиками, данное судно без нареканий со стороны экипажа эксплуатировалось на Черноморском побережье, на Байкале и за рубежом — особенной популярностью оно пользовалось в Греции. Ресурс данного судна на сегодняшний день полностью исчерпан — тем не менее, в некоторых местах оно, по имеющейся информации, эксплуатируется до сих пор. На форумах и в частных беседах пассажиры и члены экипажа до сих пор высказывают мнение, что именно «Комета» — лучший, непревзойденный пассажирский теплоход.
Кстати, «Комета» стала последним СПК, спроектированным лично Ростиславом Алексеевым. После этого (начиная с 1968 года) выдающийся конструктор переключился на экранопланы.

Созидательный кризис
Следующий морской теплоход на подводных крыльях — «Колхида» (1981 год). Его появление было связано с тем, что на побережьях требовали еще «комет», и чтобы конструкторское бюро не простаивало, нужно было сделать новое судно, которое, как минимум, не уступало бы «Комете».
Однако конструктор «Колхиды» Вадим Максимов отмечал, что превзойти теплоход, созданный Алексеевым, не получилось. Более того, новое судно уступало старому: у него стало меньше обтекаемых элементов и больше углов, пассажиры испытывали вибрацию из-за приближенных к салону двигателей, скорость и пассажировместимость остались на прежнем уровне. В конце концов, на носу, в отличие от «Кометы», у «Колхиды» не было иллюминаторов. Данный теплоход не пользовался бешеным спросом: если «комет» было изготовлено более 100, то «колхид» — около 40.
Вместе с тем, в 1986 году алексеевское ЦКБ по СПК создало двухпалубное морское судно «Циклон», которое практически все признают удачным. Оно было комфортабельным, специально подогнанным под европейские стандарты, развивало скорость более 70 км/час. Конструкторы данного КБ смогли создать продукт высокого качества и без Алексеева. Один только изъян был в данном продукте: он имел турбодвигатели и «ел» много топлива — это была цена за высокую скорость.
1990-е годы поставили крест на отечественных скоростных пассажирских судах. Их создание и эксплуатация перестали финансироваться государством. Если в ряде зарубежных стран подобные дотации сохранялись (в связи с чем речной и морской «быстрый» транспорт не перестал быть популярным и дешевым), то у нас казенные вливания во время перестройки исчезли. Это породило, во-первых, эксплуатационный кризис: дорогие билеты никто не покупал (благо есть автобусы), а дешевые билеты разорили бы перевозчика. Во-вторых, у создателей этой чудо-техники тоже начался кризис: портфель заказов изрядно похудел, зарплаты упали, опытные конструкторы (так называемые сподвижники Алексеева) разбежались по фирмам, пытаясь по отдельности начать создание СПК или экранопланов. В массе своей попытки эти были обречены на неудачу. Сплотить же воедино этих специалистов мог только Алексеев, которого уже не было. Что же касается заводов, которые производили СПК, то они вообще оказались на грани банкротства и потеряли уникальные технологические линии.
При этом целый ряд портов продолжал требовать новых «комет» — и это говорит о том, что даже во время перестройки данные суда сохраняли рентабельность.

Проверим на греках
Вся эта история не дает и не может дать четкого ответа на главный интересующий нас вопрос: а будет ли модернизированная «Комета» (та самая «Комета 120М», строительство которой началось в Рыбинске) не хуже прежней, созданной Алексеевым?
С одной стороны, прежний коллектив ЦКБ разбежался — и не исключено, что потеряны некоторые знания, которые невозможно сохранить на бумаге. С другой стороны, на предприятии остался ряд ветеранов, сохранилась некая школа — и, конечно же, сохранились многочисленные технологические наработки.
По основным характеристикам «Комета 120М» мало чем будет отличаться от прежней: столько же пассажиров, такие же длина и мощность. Она сохранит обтекаемые формы, хотя дизайн ее будет более современным. Рубку конструкторы «переставили» на корму, ближе к двигателям, однако если будут использованы новые материалы, экипаж вряд ли будет страдать от лишнего шума. В общем, у данного судна есть все шансы оказаться удачным и востребованным, однако есть и определенные риски. Ведь заказчики будут сравнивать его не с чем-нибудь, а с непревзойденной «Кометой».
Надо сказать, что, как минимум, с одной неудачей «модернизаторы» уже столкнулись. В 2009 году «Комету 120М» (она тогда еще проектировалась) предложили сделать основным видом транспорта Сочинской олимпиады. Но «олимпийцы» ответили отказом: они предпочли голландские катамараны, которые якобы более устойчивы на волнах, хотя прежняя «Комета» обладала превосходными мореходными качествами и успешно эксплуатировалась в том же городе Сочи.
Кстати, и сегодня сочинские турфирмы относятся к эксплуатации этих судов настороженно: туристы привыкли передвигаться вдоль побережья «лениво», время от времени выходя на открытую палубу. На «Комете» такого удовольствия они будут лишены. С другой стороны, если им захочется быстро, без пробок и паромов, переместиться, допустим, в Крым, это будет, пожалуй, идеальное транспортное средство.
Пока что верными и настойчивыми почитателями таких судов остаются греки. Именно с ними Россия заключила договор о взаимопонимании, согласно которому в Грецию будет поставлено четыре модернизированные «кометы». Именно там, в Средиземноморье, эти суда пройдут главные испытания — испытания пассажирами. Если СПК понравятся партнерам, будут более массовые заказы, а там, глядишь, и перевозчики Черноморского побережья подтянутся. Все шансы на успех, как мы уже отметили, есть.

Ростислав Алексеев
Ростислав Алексеев и его детище.


Теги: Россия, школа, производство, ремонт, строительство, кризис, история, скорость, судно, суда, теплоход, там, время, комета, за рубежом, пассажиры

Оцените материал:12345Проголосовали: 292Итоговая оценка: 2.97Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
Союз Тархова
Свободная пресса - Поволжье
№9-10(205), сентябрь-октябрь 2017 г.№9-10(205), сентябрь-октябрь 2017 г.
Каким образом вы получили ваше жилье?
Оставить комментарий
НВК

Новости

Частное мнение

14/12/2017 12:06
Неклассический подход, или Миллиард долларов за сложные задачи
Неклассический подход, или Миллиард долларов за сложные задачиЭксклюзивное программное интервью с кандидатом в президенты
05/12/2017 16:36
Ситуация вокруг «Торэкса» начала угрожать региону социальными  рисками
Ситуация вокруг «Торэкса» начала угрожать региону социальными рисками | Отзывов: 12Депутаты и общественники пообещали не дать захватить успешное предприятие
01/12/2017 18:28
Григорий Вингурт: «Счастье — это талант заниматься любимым делом и не замечать того, чего ты не имеешь»
Григорий Вингурт: «Счастье — это талант заниматься любимым делом и не замечать того, чего ты не имеешь» | Отзывов: 8Патриарх саратовской тележурналистики рассказал о важных вещах, которым стоит учиться
28/11/2017 10:09
Стоит ли за проблемами саратовских дольщиков одна организованная группа?
Стоит ли за проблемами саратовских дольщиков одна организованная группа? | Отзывов: 87Расследование «ОМ» по следам ЖСК «Капитель-2002»
21/11/2017 17:02
В Саратове расследуется дело о сборе с коммерсантов денег на строительство церкви
В Саратове расследуется дело о сборе с коммерсантов денег на строительство церкви | Отзывов: 95Его фигурантка, бывшая чиновница Елена Никитина, в интервью рассказывает свою версию предпосылок преследования
Оркестр Саратовского театра оперы и балета

СПЕЦПРОЕКТЫ

17/03/2017 17:30
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом | Отзывов: 3Малая энциклопедия большого города
28/02/2017 16:59
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук | Отзывов: 1Сравниваем цены в магазинах и на рынках города
04/09/2017 14:14
Режем look. Всеволод Хаценко
Режем look. Всеволод Хаценко | Отзывов: 7Фотокамера г-на Хаценко любит, да и он, судя по всему, лишний раз пофотографироваться всегда «за» — хоть в цилиндре, хоть в кольчуге

Блоги

Полезные советы

Поиск по дате
« 16 Декабря 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ