Производство: Россия, 2013
Жанр: драма
Режиссёр: Борис Хлебников
В ролях: Александр Яценко, Анна Котова, Евгений Сытый и др.
40-летний Борис Хлебников — не просто режиссёр, но киноактивист, всей душой переживающий за судьбу родной отрасли. В начале 2010 года он вместе с группой коллег вышел из официального Союза кинематографистов и стал одним из создателей нового профессионального объединения — Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений. Причина раскола – недовольство «вертикалью самодержавной власти внутри профессионального сообщества» и «тоталитарным стилем руководства нашим Союзом», а проще говоря — политикой председателя Никиты Михалкова, который «назначает на все выборные места угодных себе людей, с которыми затем принимает ключевые решения на выездных сессиях при закрытых дверях». В апреле 2011 года, когда чиновники территориального управления Росимущества кошмарили саратовский Дом кино, Хлебников написал письмо губернатору Павлу Ипатову с просьбой вмешаться в ситуацию и спасти Нижне-Волжскую студию кинохроники от уничтожения.
Как и общественная деятельность режиссёра, большинство его фильмов концентрируют внимание на неприглядной реальности, повествуют о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни»: невыносимая лёгкость бытия в «Коктебеле», трудовая и экзистенциальная безнадёга в «Свободном плавании», чёртово колесо отчуждения в «Сумасшедшей помощи»... В прошлом году Хлебников снял, казалось бы, выходящую за рамки «концентрированного реализма» картину «Пока ночь не разлучит», основанную на ресторанных разговорах столичных знаменитостей — Василия Уткина, Сергея Шнурова, Анны Михалковой, Дуни Смирновой etc. Впрочем, монологи и диалоги богатых и знаменитых (в духе статьи «Вкусные разговоры» в журнале «Большой город», созданной на основе подслушанной болтовни посетителей ресторана «Пушкинъ» и, по признанию режиссёра, ставшей основой картины) рассекаются «вторжением» низов. Обслуживающие посетителей официанты и шеф-повар попутно решают свои проблемы: одни с родными и близкими, другие, пытаясь вызволить из околотка рабочего-мигранта,— с полицией. То есть тут глянец не средство изображения стабильности и всеобщего благосостояния, но доказательство существования иного мира, в котором живут не миллионеры, а миллионы.
Новый фильм Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» про житие-бытие фермера и работающих на него жителей в глухой провинции (картина снималась на берегах Белого моря в Мурманской области) ещё погружён в реальность, свойственную «Свободному плаванию» и «Сумасшедшей помощи». Как и другие ленты режиссёра, узнаваемые по набору «родных» актёров (Александр Яценко, Евгений Сытый, Владимир Коробейников и Сергей Наседкин), «Долгая счастливая жизнь» — своего рода путеводитель по российской глубинке. Главный герой — Александр — когда-то взял у государства деньги, на которые арендовал кусок земли и занимается сельским хозяйством. Но местная бюрократия решает изъять возделываемые гектары и выдать Александру компенсацию. Поначалу он соглашается, но когда о планах властей узнают сами крестьяне, они уговаривают Александра отказаться от сделки, понимая, что никаких перспектив, кроме картофельной фермы, у них нет. Работяги поначалу даже готовы бороться с оружием в руках. Возникает некая неосознанная параллель со стилизованным под сталинский кинематограф вестерном Петра Луцика «Окраина», где крестьяне ведут настоящую герилью против скупившей их пашни нефтяной компании и местных начальников, причастных к махинациям. Но «Окраина» — это картина, которая своеобразно (не без доли подспудного страха) идеализирует стремление широких масс к правде. Она была снята в 1998 году, когда в стране бушевали рельсовые войны и забастовки шахтёров, а в низах ещё была жива надежда на справедливость в виде кажущегося реальным восстановления СССР. У Хлебникова ситуация разворачивается по-иному: теперь Советский Союз «воссоздан» как загнивающая «стабильность» на фоне пахнущего черненковским нафталином запретительского ража правителей и всеобщей провинциальной энтропии, на которую, увы, мало повлияли столичные протесты. Получился закольцованный с жизнью символизм. Главный герой — хотя и фермер, но выходец из города — становится тем самым «рассерженным», чьи собратья вышли в декабре 2011-го на Болотную. Он совершает «революционное самоубийство», поддержав землепашщев и рассорившись с чиновниками. Однако вскоре Александр оказывается один на один с системой: первоначальный энтузиазм крестьян перекипает в привычную апатию, и они «складывают оружие», которое, по-чеховски, всё же задействуется…
Прототипам истории, показанной в фильме Хлебникова, — несть числа, свидетельство чему хотя бы титры, в которых указаны фамилии многочисленных фермеров из разных регионов страны, ставших консультантами картины. Коррупция и деградация села — вещи, не нуждающиеся в расшифровке, ибо это будни сырьевой сверхдержавы и, одновременно, черви, изъедающие шаткий фундамент её перекошенной в сторону углеводородных пузырей экономики. За многолетнюю трансляцию этих будней западные критики назвали Хлебникова русским Кеном Лоачем — английский мэтр тоже работает в реалистическом жанре и не изменяет своим интересам к социальным низам.
Параллелей тут масса. Название «Долгая счастливая жизнь» восходит к одноименному фильму Геннадия Шпаликова и альбому «Гражданской обороны». Но Борис Хлебников заявил, что снять ленту его сподвигнул вестерн Фреда Циннемана «Ровно в полдень». Казалось бы, картины мало сопоставимые, но общее есть: там — американский шериф один на один остался с бандитами, здесь «рассерженный фермер» – с чиновниками. Тонкий намёк засчитан.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: