Производство: Франция, США, 2016
Режиссёр и автор сценария: Джеймс ДеМонако
В ролях: Фрэнк Грилло, Элизабет Митчелл, Майкелти Уильямсон, Джозеф Джулиан Сория, Бетти Гэбриел и др.
Неплохой, хотя и одноразовый фильмец об окончательной приватизации и разгосударствлении насилия, которое Бог знает почему названо в «Афише» «кровавым демократическим перформансом» («Афиша», видимо, последнее место, где демократия вышла из моды). Никакого демократизма (власти большинства) в «Судной ночи» как раз нет, это полная анархия тогда уж, но анархия в индивидуалистической и карикатурной версии. Анархия, как её понимают элиты, запугивающие общество кровавым хаосом (или наша власть, или вот это).
Судьба главной героини третьего фильма — это, конечно, намек на ограничение доступа к оружию, которое так остро обсуждается в американском обществе уже не первый год, но нам, не американцам, можно понимать это кино более широко: как повод подумать, что будет, если вдруг на 12 часов исчезнет государство? У кого и почему должна быть монополия на насилие? Как выглядит связь между кровавым уличным хаосом и кабинетами высшей власти? Через какой фильтр дозируется этика власти?
То есть, собственно, антинародная, коррумпированная и реакционная власть подразумевает такие «зоны бесконтрольного насилия», как собственную изнанку (липкую тень), расположенную если не в пространстве («Высотка»), так во времени («Судная ночь»). А главная героиня это типа — такой политический ангел, поставивший целью убрать этот зазор между циничной властью и варварским обществом, покончить с положением, когда кровавые праздники безвластия чередуются с периодами отчуждающего угнетения, вернуть демократию, соучастие в истории и т.п.
Мне нравится эта простая, но важная мысль: «кровавый перформанс», т.е. полная легализация «войны всех против всех» не есть противоположность сложившейся системы господства. Этот праздник насилия есть неизбежная другая сторона сложившейся иррациональной системы власти. Система не исчезает в момент «отмены всех законов на 12 часов», но зависает, чтобы перезагрузиться в прежней версии. Такая ночь охоты «всех на всех» есть предельно утрированная форма победы частного предпринимательства ничем не ограниченных личностей, т.е. полная противоположность «прощению долгов», с которого начинается отказ от капитализма по Греберу.
А «похожа» ли главная героиня на Хиллари Клинтон, насколько толстый тут намёк на президентские выборы, как работают американские национальные символы: «свобода» с выколотыми глазами и зашитым ртом, неофициальный гимн США (God mend thine ev’ry flaw/ Confirm thy soul in self-control/ Thy liberty in law.), меня волнует не столь. Может, и «похожа», в любом случае это кино ставит простой вопрос о «цене системы», которую мы платим, чтобы она продолжала существовать.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: праздник, США, производство, выборы, праздники, Кино, системы, власть