Борис Гройс. О новом. Опыт экономики культуры.
Ад Маргинем Пресс, 2015
В чем сходство между музеями и банками? Каковы отношения между ценой и ценностью произведения? Есть ли тайная связь между русским авангардом и большим сталинским стилем? Почему любое «обновление» оказывается одновременно «возрождением» чего-то прежнего и давно вытесненного? Что превращает вчерашнюю «классику» в «кич» и «попсу»?
По образованию Борис Гройс лингвист и математик. Он переехал в Германию еще в начале 1980-х и стал там одним из главных «понимателей» современного искусства.
В его модели есть поле профанного (не признаваемого искусством) и поле архива (признанного искусством на данный момент). Между этими двумя полями постоянно происходит двусторонний обмен.
Логика этого «попадания в искусство» и «выпадения из искусства» крайне удивительна, и Гройс описывает самые головокружительные ее повороты. Его задача — максимально точно показать экономику этой перманентной переоценки, которая и составляет суть культурного производства. Как связан этот «инновационный обмен» с креативностью, сексуальностью, рынком и нашим мышлением как таковым?
В чем ценность «нового», если оно не открывает нам никакой скрытой прежде истины? С одной стороны, эпоха больших модернистских утопий, требовавших абсолютно нового и окончательного решения вечных вопросов, миновала. С другой стороны, новизна остается важнейшим критерием успеха на арт-рынке.
Как соотносится «новое» и «иное», «новое» и «модное»? На каких условиях национальные архивы (музеи и другие культурные институции) включаются в единый мировой архив? Как все это описывалось романтиками, гегельянцами, марксистами, психоаналитиками, структуралистами и постмодернистами?
Чтение Гройса делает поход в любой музей настоящим приключением, а биографию любого художника — захватывающим расследованием.
Джозеф Стиглиц. Цена неравенства.
Эксмо, 2015
Базовая идея Стиглица — человек откажется от выгодных для себя, но невыгодных для общества условий игры, если он уверен, что так же поступит большинство людей. Он — нобелевский лауреат по экономике, кейнсианец, критик либералов и разоблачитель химер свободного рынка как панацеи. Сравнивает «жесткую экономию» с кровопусканием, которым в Средние века пытались лечить все болезни.
По расчетам Стиглица, неравенство в США достигло той степени, когда оно перестает быть стимулом и становится тормозом для дальнейшего развития. Еще при Рейгане этот разрыв стал губительным для общества, а сейчас усугубился в несколько раз.
Правительство помогает тем, кто вызвал экономический кризис, ничего не делая для тех, кто от него страдает. В такой ситуации у большинства граждан исчезает чувство «честной игры», и общество заходит в политический тупик. Этим объясняется «кризис демократии» по всему миру.
Неравенство — ключевая проблема, из которой следуют все остальные. Стиглиц критикует регрессивную налоговую систему, при которой неравенство растет, предлагает ограничить операции с рентой и ввести новые налоги на рост капитала. По его расчетам, даже самое незначительное перераспределение доходов внутри общества приведет к ощутимому росту спроса, оживлению экономики и снижению безработицы.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: рост, США, чтение, налоги, искусство, кризис, обмен