В рамках реализации подпрограммы «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», подпрограммы «Воздушный транспорт» долгосрочной областной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы», распоряжения правительства Саратовской области «О Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы» от 29 июля 2009 года № 174-Пр, соглашения от 23 мая 2012 года № С-124-14 между Федеральным агентством воздушного транспорта и правительством области, а также распоряжения правительства области «Об утверждении плана мероприятий по строительству аэропортового комплекса «Центральный», г. Саратов» №144-Пр от 30 мая 2011 года в настоящее время осуществляется работа по строительству нового аэропортового комплекса в районе села Сабуровка Саратовского района области.
Работа над проектной документацией началась еще в 2007 году, работы планировали начать в 2010 году, ввести объект в эксплуатацию — в 2014-м, но из-за кризиса финансирование ряда объектов в рамках федеральной программы было приостановлено, в том числе и в Саратове. В 2011 году была выбрана площадка в 20-ти км от Саратова, проведены изыскательские работы, утвержден проект. Правительство области выкупило у собственников земли под строительство аэропорта, была разработана и получила положительное заключение Главгосэкспертизы России проектная документация. Строительство началось в мае текущего года. В 2012 году проект получил федеральное финансирование – 1,15 млрд рублей на проведение начальной стадии строительных работ.
Проект нового аэродрома предполагал длину искусственной взлетно-посадочной полосы протяженностью 2 650 м, а коэффициент прочности покрытия PCN, выражающий выдерживаемую нагрузку, – 38. Эти цифры несильно отличаются от технических характеристик действующего аэропорта «Саратов-Центральный» (длина полосы 2 220 м, PCN 27), поэтому было принято решение о необходимости увеличения прочности покрытия не менее PCN 59 и впоследствии увеличения длины ВПП до 3 000 м.
Такие изменения позволят расширить линейку обслуживаемых типов самолетов. Заложенные в проекте ТУ-204, Airbus А-319, Boeing-757 будут постепенно заменяться более современными моделями, поэтому решено подкорректировать проект, в частности, под самолеты типа Airbus A-320-200 и Boeing 767-300 ER.
В настоящее время правительство области совместно с голландской компанией NACO (Netherlands Airoport Consultants B.V.) разрабатывает прогноз пассажирских и грузовых перевозок в новом аэропортовом комплексе. По итогам работы будет принято решение об окончательных корректировках в проекте.
Для улучшения прочности взлетно-посадочной полосы было принято решение о замене в основании ВПП песчано-гравийной смеси на гранитный щебень марки не менее М-1400, поскольку данный строительный материал отличается более высокими эксплуатационными характеристиками.
Были в проекте и иные просчеты. Например, не предусматривалось строительство здания аэровокзала. После регистрации в здании аэровокзала действующего аэропорта «Саратов-Центральный» пассажиров предполагалось перевозить на автобусах в Сабуровку. Очевидно, что подобное нецелесообразно, поэтому губернатор Валерий Радаев лично настаивал на доработке проекта. Означенные вопросы неоднократно обсуждались на совещаниях у министра транспорта РФ Максима Соколова и заместителя руководителя Росавиации Константина Махова.
В декабре 2012 года ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и ОАО «Волгомост» заключили госконтракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Строительство аэропортового комплекса «Центральный», I очередь строительства» на сумму 3,83 млрд руб. Это федеральные деньги. В контракт входят работы по строительству взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек, водосточно-дренажной сети, установки ограждения аэродрома и свето-сигнального оборудования, командно-диспетчерского пункта и других объектов. Срок завершения работ в соответствии с контрактом – 2015 год.
В настоящее время в Сабуровке идут земляные работы, установлены временные здания и сооружения, подготовлены подъезды к площадке, функционирует свой бетонный завод. На территории будущей ВПП ведутся работы по укладке нижнего слоя из геотекстиля, щебня и бетона. До конца года планируется завершить укладку нижнего слоя по всей длине возводимой летно-посадочной полосы. Земляные работы также ведутся на территории перрона аэродрома, рулежных дорожек, патрульной дороги (протяженность около 6 600 м), которая будет проходить по всему периметру аэродрома.
За счет средств областного бюджета выбрана площадка под строительство нового аэропорта (4,7 млн руб.), выкуплены земельные участки (49,9 млн руб.).
На конкурсной основе определен генеральный подрядчик работ по проектированию коммуникаций (автомобильной дороги, сетей водо-газоснабжения). Этой организацией стало проектное подразделение «Волгопроектстроймост» – филиал ОАО «Волгомост». Уже известны ориентировочные затраты на строительно-монтажные работы, разрабатываются схемы государственно-частного партнерства.
Строительство сетей электроснабжения планируется начать в октябре-ноябре 2013 года, после проведения конкурсных процедур по выбору подрядчика. Выполнение данных работ будет осуществлено за счет инвестиционной программы ОАО «МРСК Волги».
Также правительство области и ОАО «Саратовоблгаз» подписали соглашение о финансировании работ по строительству газопровода от ГРС «Дубки» до аэропорта «Центральный» за счет средств, предусмотренных в тарифе на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2014-2016 годы.
На данный момент планируемый инвестор – холдинг «Аэропорты регионов» группы компаний «Ренова». У этой компании накоплен огромный опыт в эксплуатации региональных аэропортов на территории России: в Самаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
За счет компании-инвестора планируется возвести аэровокзал внутренних и международных авиалиний, грузовой комплекс, гостиницу, здание управления аэропорта, склады, другие эксплуатационные и технические здания и помещения.
Объемы инвестиций и параметры объектов в дальнейшем будут окончательно уточнены. Разрабатываются эскизы внешнего вида нового аэровокзала.
Доработанный проект будет представлен в апреле 2014 года. По словам зампреда правительства Юрия Моисеева, с учетом изменений цена объекта не увеличится. В ближайшее время планируется презентация проекта на экономическом форуме в Сочи, где его увидит премьер-министр РФ. Затем, по поручению губернатора, несколько проектов обсудят в областной думе и с общественниками. Валерий Радаев убежден: комплекс должен гармонировать с архитектурой Саратова. Изображение со строительной площадки передают три IP-камеры, так что всё происходящее можно видеть в интернете в реальном времени. Как заметил Юрий Моисеев, «это крайне значимый для региона объект, поэтому каждый должен убедиться, что работа не стоит на месте». Если не возникнет форс-мажор, открытие нового аэропорта возможно в середине 2017 года.
Регион получит современный транспортный узел, способный дать мощный импульс развитию инфраструктуры, промышленности и экономики региона.
Материал подготовлен при содействии правительства Саратовской области в рамках совместного проекта «Инноватор и инвестор: найти друг друга» в номинации «Модернизация и инновации в развитии области».
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: