Горшенёв-Есенин/Смерть поэта/2013
На всяких пресс-конференциях журналисты, особенно провинциальные, любят спрашивать музыкантов и вообще всех творческих о том, что их вдохновляет, как протекает рабочий процесс, как в голову пришла идея и так далее. В большинстве случаев вопросы звучат глупо, а ответы — скучно. Как минимум, по причине их дежурности, а чаще — простого незнания какой вопрос задать по существу. Впрочем, иногда бывает иначе. Но не так уж часто выпускаются альбомы, посвященные вдохновителям. А если таковые и появляются, музыканты обычно делают отсыл к коллегам по цеху — либо создают сборник нравящихся им песен, как то альбом «Симпатии» группы «Чайф», либо концентрируются на одном авторе, как то бесчисленные проекты по песням Вертинского или Высоцкого. Но действительно нечасто главным героем такого рода пластинок становятся любимые поэты.
В этом году Алексей Горшенёв — лидер группы «Кукрыниксы» и родной брат недавно ушедшего из жизни Михаила Горшенёва (группа «Король и Шут») — выпустил свой второй сольный релиз. Как и первый альбом, он посвящен творчеству Сергея Есенина. Предыдущий выходил год назад под названием «Душа поэта». Исполнитель на обложке указан как «Горшенёв-Есенин» — некая модель «соавторства» поэта серебряного века и музыканта века двадцать первого, пока безымянного.
Открывает альбом песня на стих «Не ругайтесь. Такое дело!». По музыке Алексей не очень далеко ушел от привычного звучания «Кукрыниксов». Стихи интересно и порой неожиданно ложатся на несколько мрачноватую манеру Горшенёва. Однако стоит сразу оговориться, что исполнение и несколько непривычный контекст произведение нисколько не портят.
Вряд ли Горшенёв ставил перед собой цель популяризации имени Есенина, скорее это дань вдохновителю и ответ на так часто задаваемый вопрос, который журналистам теперь придется опускать. Складывается ощущение, что работа с материалом проходила очень осторожно, а стихи — строчка за строчкой — очень бережно накладывались на сложенные в мрачноватые мелодии ноты.
Есенинская лирика буквально заиграла новыми красками, так как Алексей, по всей видимости, не старался подать его поэзию в привычном всем варианте, как это делают профессиональные чтецы или же, тем паче, как тому учат в школе. Строки поданы именно так, как их чувствует питерский музыкант, — с неподдельной искренностью и без пресловутого безруковского пафоса.
Правда, некоторые меломаны сочли релиз «Смерть поэта» несколько проигрывающим первой части дилогии. Однако никто из критиков не упрекнул Алексея в этом напрямую, отмечая, что во второй альбом вошло преимущественно позднее творчество Есенина. Так что, пластинка получилась своего рода вторым томом, который не лучше и не хуже, ибо является неотъемлемой частью «Души поэта».
Горшенёв уже заявил, что на этом (как следует и из названия альбома) заканчивает свое исследование классика. «Хотя, возможно, я открыл не все стороны его таланта, и, возможно, кто-то не согласится с моей интерпретацией его творений, одно точно — делал я это от чистого сердца и ради его светлой памяти!» — рассказал он в интервью.
Что характерно, альбом был записан на деньги поклонников группы «Кукрыниксы». Достаточная сумма была собрана и на издание второй части — следовательно, материал пришелся слушателям по вкусу.
Разговоров об альбоме добавило трагическое совпадение — вскоре после его выхода умер брат Алексея — Михаил, и многие сочли пластинку под таким названием некоторым недобрым предвестием.
Мумий Тролль/SOS Матросу/2013
Некоторые российские группы — как коты Шрёдингера. То ли они есть, то ли их нет. Вроде вчера ещё были, а сейчас — совсем непонятно. Кажется, живут, теплятся, появляются где-то, а новых треков как-то и не слышно; если и мелькают в радийных эфирах, то какого-то следа не остается. На отечественной сцене это происходит сплошь и рядом. Исключение — сцена альтернативная, проще говоря, команды, не попадающие или редко попадающие на радио, выступающие в клубах, а не на официальных концертных площадках. Да и там не сказать, что ситуация лучше, просто эти музыканты живут по иным законам, и критерии оценки здесь тоже другие.
Из таких полузабытых коллективов и «Мумий Тролль», который нехило так гремел в 90-х и нулевых. Пик популярности пришелся именно на стык этих десятилетий и, по чистой случайности, — ещё и веков, тысячелетий. Успех во многом был обоснован работой где-то между рок-музыкой и качественной попсой: треки звучали не только на концертах и по радио, но и на любой дискотеке — от самых модных до самых сельских.
В этом году команда выпустила очередную пластинку с названием в знакомой стилистике — «SOS Матросу!». Группа заранее позаботилась о максимально эффективном предпродакшене. Музыканты писали альбом на яхте, на которой совершали кругосветное путешествие. Соответственно, из разных городов делались прямые и не очень включения, велись дневники круиза на радиостанциях и т.д. Готовый продукт выложили для прослушивания в свободном доступе на «Яндекс.Музыка».
В общем и целом альбом похож на все предыдущие. Собственно говоря, ожидать, что «тролли» захотят что-то поменять в своём творчестве, не стоило. Точнее, может, они и желают, но чётко понимают, что делать этого не надо — новый продукт уже так не раскрутить. Потому на альбоме можно услышать треки во всем знакомой манере: лайтовый поп-рок, узнаваемый голос Лагутенко, который, по идее, должен пачками сводить с ума девушек.
Но есть и что-то, что не даёт покоя человеку, который более или менее помнит прежние, хотя бы самые известные композиции. Так и напрашивается банальное «уже не те», но и сказать так язык не поворачивается. Вроде всё, как раньше: и голос, и саунд похожий, и тексты такие же — немного поэтично-бредовые, с извечными намёками на тему секса. Только звучит всё это как-то иначе. Наверное, дело в том, что Илья Лагутенко не оказался Дорианом Греем и вынужден стареть сам, оттого все намёки и недосказанности звучат так, будто он сам старается вписаться в собственную же стилистику. Причем не без труда.
Если многим (негативно или позитивно — не так важно) врезалась в память фраза про «ожерелье голых поп», то припев, состоящий из циклично повторяемого названия альбома и заглавного трека, воспринимается уже не озорно и с духом настоящей бесшабашной молодости, а несколько пошло и двояко.
При этом по звуку «Мумий Тролль» нисколько не потеряли в качестве. Остались в своей специфичной нише, с интересным, мало на что похожим звучанием, однако на новом альбоме практически нет зажигательных песен, так что, видимо, на дискотеках мало что из этого приживётся. Собственно говоря, музыка несколько ушла на задний план, стала менее разнообразной и ещё чуть более электронной. Будто основное её назначение — лишь оттенять голос Лагутенко. Некоторые песни вовсе выглядят как эдакие электронные колыбельные: например, песня «Малёк», которую музыканты пафосно представили на закрытии Универсиады в Казани.
Вообще, коллектив оказался в довольно странном положении — все знают, что они существуют, но почти никто не знает деталей. А треки с очередных альбомов отсеиваются радиоэфиром и, пожалуй, формируют некую единую «бестовку», вряд ли задерживаясь у меломанов в сознании именно как целостная пластинка. Но, оказывается, группа ведёт активную жизнь и не перестаёт участвовать в пафосных мероприятиях — подчас всероссийского масштаба. Хотя последнее на нашей сцене — скорее, признак умирания, и в этом музыкантам помогает официальная номенклатура.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: