Behemoth/The Satanist/2014
На музыкальной сцене, как и в политике, экономике или просто жизни, к стабильности отношение может быть разное. Стабильность стабильности — рознь. Некоторые, например, регулярно выпускают новые пластинки, иные не отходят от взятого курса и являются фундаментом жанра, другие могут быть стабильными в своей бездарности. Но большая часть любителей метала под стабильностью чаще всего понимает то, что звучание не становится легче, — для многих это синоним слову «попсовей».
Откровенно говоря, трудно себе представить, чтобы группа Behemoth, выпустившая в этом году очередной студийный альбом, начала играть какую-то попсу. Нет, не для того эти поляки учились делать black metal и стали одним из столпов всей тяжелой польской музыки. Начинала команда с типичного блэка, однако с чуть более отчетливо выведенным на передний план тяжелым ритмом вместо зубодробильной работы драм-машин. Тексты были преимущественно на антихристианскую тематику. Однако со временем группа несколько изменилась — начала включать в свои треки все больше элементов death metal.
В текстах тоже несколько сменились акценты. Больше внимания музыканты стали уделять оккультизму и философии знатных его представителей — например, Алистера Кроули, на книгах и идеях которого завязана значительная часть творчества «бегемотов». Нужно отметить, что к своим текстам Behemoth относились всегда серьёзно. Не все знают, но у группы есть даже кто-то вроде наставника-консультанта, в роли которого выступает оккультист Кшиштоф Азаревич. Он же и пишет для коллектива «идеологически выверенные» тексты.
Новый альбом получил название «The Satanist». Его обложка значительно отличается от предыдущих своей аскетичностью. Просто буквы, не обычным, конечно, шрифтом, но просто на чёрном фоне. И всё: никаких тебе пентаграмм, перевёрнутых крестов, козлиных голов, сцен страшного суда и прочего такого — наводящего ужас. Этой обложкой «бегемоты» будто в очередной раз подтверждают, что они — настоящие профессионалы и легенды блэк-метал сцены, которым уже не нужно столько пафоса, а достаточно лишь названия — имени библейского демона плотских желаний. Остальное и так всё понятно.
Среди прочего понятно и то, что пластинка будет тяжелой. Этого всегда было не занимать. Музыка Behemoth в последнее время приобрела ещё несколько отличий. Между припевами, рвущими слух громыхающими гитарными рифами и очень быстрыми ударными, саунд становится более мрачный за счет какой-то, заимствованной буквально из дума, протяжности. И даже когда в припеве медленный ритм сменяется чем-то невообразимым, на передний план выводится нечто среднее, почти шаманское, погружающее в атмосферу трека.
Нельзя не отметить, что так любимые металистами «бегемоты» сильно изменились со времен своей первой пластинки, однако группу будто минуло практически повальное увлечение симфо-блэком, оказавшимся таким коммерчески успешным. Behemoth в этом отношении предпочли стабильность — по-прежнему безапелляционно тяжелый саунд, пусть и с небольшими новациями, которые лишь на пользу. Видно, что поляки идут навстречу более притязательному слушателю: повышают качество треков и отходят от канонов блэка в сторону некоего, легче воспринимаемого на слух, микса направлений тяжелой музыки.
Бахыт компот/Полигимния/2014
Любители русского рока уже несколько достали риторикой об особом его пути, наличии души в каждой песне и стихах, которые может понять только человек, обладающий шифром к замороченному российскому культурному коду. Собственно говоря, все эти стенания можно разделить на две части: первая — про особый путь — придумана из желания оправдать чисто российский саунд. Он значительно отличается от того, как играют музыку буквально везде, кроме, пожалуй, некоторых стран постсоветского пространства. Вторая же часть относится к текстам песен, которые самые ретивые слушатели «НАШЕго радио» называют исключительно «поэзией, грамотно положенной на музыку». В связи с этим только у нас есть сборники стихов «поэтов русского рока». Безусловно, на книжных страницах тексты всем известных песен смотрятся забавно, ну да оставим это на совести шовинистов-русофилов. Конечно, никто не собирается умалять качество текстов некоторых деятелей русского рока, где образность достойна всяческих похвал, но, поверьте, это всё же стихи, написанные, чтобы их петь, а не читать, стоя на табурете.
Однако не может не быть исключений. Но парадоксально, что самые яркие из них теми самыми «любителями поэзии» почти не поминаются, по крайней мере — в этом контексте. Одно из таких исключений — известная группа «Бахыт компот». Известность её, правда, относительна по ряду параметров. Во-первых: сейчас уже её знают, пожалуй, преимущественно представители старшего поколения (безусловно, за исключением вечно молодых треков про пионервожатую и прочих, которые часто поют у костра под пьяную гитару, не задумываясь об авторстве). Во-вторых: поэзия лидера команды Вадима Степанцова несколько специфическая.
В этом году коллектив, существующий и успешно выступающий, хотя и преимущественно на небольших площадках, выпустил очередную полноформатную пластинку под названием «Полигимния». Те, кто в курсе репертуара Степанцова, не найдут в альбоме ничего ни нового, ни неожиданного, ни разочаровывающего. Поэт, входивший в 80-х в Орден куртуазных маньеристов, верен себе и в музыкальном плане, и в плане текстового наполнения.
Музыка так и осталась роково-ресторанной. Причем последняя составляющая явно лидирует — будто располагает под эти песни вкусно выпивать. Здесь изменений минимум. Звук стал чуть грамотней, записан чище, но это, впрочем — лишь дух времени. Саунд «Бахыт компота» был выверен давно и уже вряд ли претерпит радикальные изменения. Но, как мы видим, не обходится и без некоторых экспериментов. Например, в «Полигимнии» музыканты исполняют кавер на песню «Мышонок» группы «Лига блюза», ныне реинкарнировавшей в проект с не менее блюзовым названием «Четверг Арутюнова».
Пожалуй, не стоит особенно углубляться в объяснения, что вообще из себя представляют тексты Степанцова. Потому лучше скажем о небольших новшествах. А связаны они, конечно же, с возрастом. Поэт, обустроившийся в своей нише, не стремится быть или, тем паче, становиться модным. Потому его стихи адресованы в основном представителям его же поколения, ну и, разумеется, всем любителям иронической поэзии. Чувствуется веяние времени и в темах. Одна из них — как «взросляк приглашал танцевать молодняк», несколько разделяющая возрастные категории. Кстати, о последних: на обложке, в связи с новым законодательством, по-прежнему нужно ставить метку 18+.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: