21 Августа 2018, Вторник, 10:05 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Этнокарта Саратова

Рубрика: Terra incognita
Этнокарта Саратова14/02/2014 18:56

С момента своего образования Саратов считался городом многонациональным. И это неудивительно как географически, так и исторически, поскольку располагается он на территории древних государств — Золотой орды и Хазарского каганата, граничит с бывшей Республикой немцев Поволжья, стоит на пересечении торговых путей со всех концов Евразии… «ОМ» решил вспомнить, где в Саратове компактно селились представители разных национальностей и создать краткий этнографический путеводитель по городу.

Великая степь на берегах Тайбалыка
Поскольку историческим предшественником Саратова является древний город Укек, значительную часть жителей составляло тюркское население. Согласно данным губернского статистического отчета за 1913 год, из 236 тысяч саратовцев около 10 тысяч были тюрками. Это не только потомки золотоордынцев, но и астраханские татары, которые вместе с персиянами, хивинцами и самаркандцами гнали с низовьев Волги на север табуны лошадей и делали остановку в Саратове. С незапамятных времён астраханцы стали жить осёдло и селиться в долине реки Тайбалык (топоним, кстати, тюркский), некогда текущей по дну Глебучева оврага, а также на южном склоне Соколовой горы — на улицах Валовой, Большой и Малой Горных, Староострожной (ныне Гоголя), Часовенной (ныне — Челюскинцев) и Нижней (ныне — Зарубина).
До начала XIX века в этих местах существовала Татарская слободка, ещё не входящая в черту города. Дело в том, что в царские годы «инородцам» было не велено жить в Саратове, вот и останавливались они за городским валом. Позже, конечно, Саратов стал территориально расти и «поглотил» слободку, часть которой до наших дней среди коренного населения именуется не иначе как «аул».
В 1836 году на улице Татарской была основана первая в Саратове каменная мечеть, просуществовавшая до 1930-х годов. В советские годы саратовские мусульмане собирались в доме на улице Валовой, где и сейчас размещается так называемая малая мечеть. На историческом же месте культовое учреждение было восстановлено лишь в 2005 году.
Помимо нагорной части Саратова, до 1917 года татары компактно проживали и в районе Городского парка. Здесь, на Печальном переезде (ныне — ул. Серова), в 1894 году выстроили вторую мечеть. После сноса минарета в 1930-е годы её здание передали Октябрьскому райисполкому, а затем — Октябрьскому отделу ГАИ. В 1980-е годы тут базировался комитет Красного Креста и Полумесяца. Как сообщает краевед Виктор Семёнов, после возвращения верующим мечеть была разобрана как оскверненная, и теперь на её месте располагается автостоянка.
Существовало немало топонимов, связанных с тюрками, исконно проживающими на территории Укека и Саратова. Так, часть Нижней улицы в позапрошлом веке стала носить имя Татарской (ныне это промежуток ул. Зарубина от ул. Радищева до Б. Горной). А ещё «татарским» назывался деревянный мост через Глебовраг, проходящий по улице Никольской (Радищева). Татарской именовалась и гостиница на пересечении Царицынской и Никольской улиц (теперь — здание администрации Саратова на Первомайской, 78), знаменитая тем, что 18 августа 1889 года в её стенах состоялась встреча русского писателя Владимира Короленко и нашего известного земляка, революционера Николая Чернышевского. Гостиница получила название из-за того, что её владельцем был татарский предприниматель Агний Таканаев. По архивным данным, он также имел в собственности гостиницу «Московскую» на пересечении улиц Московской и Александровской (место расположения, название и функциональное назначение этого учреждения не изменились). Интересно, что в XIX веке в Саратове существовала и другая гостиница, которую содержал выходец из татарской общины — Магомед Раджа. Располагалась она на нынешней улице Кутякова, а известна в основном потому, что стала одним из первых зданий в городе с централизованной канализацией.

Обетованная земля — улица Староострожная
Бок о бок с татарами жили и евреи. До падения крепостного права их община была крайне малочисленной. Возможно, одними из первых евреев в Саратове были кантонисты — солдатские сыновья, которые с 1805 по 1865 годы с рождения числились за военным ведомством. В начале 1850-х годов в городе было 44 солдата-еврея. По данным Еврейской энциклопедии, в 1858 году в Саратове было всего 19 евреев, а как сообщает 2-й Саратовский сборник за 1882 год — в 1859-м в Саратове жил 21 еврей.
Знаменитый указ Александра II в 1861 году дал толчок к развитию рыночных отношений и, как следствие, к миграции малых народов. В особенности это коснулось еврейского населения, которое, становясь лавочниками, ростовщиками и предпринимателями покрупнее, начало активно участвовать в строительстве капитализма. К 1913 году еврейская диаспора в Саратове насчитывала уже более 2 000 человек.
Местом их компактного поселения на рубеже XIX и XX веков были окрестности улицы Староострожной (позже по иронии судьбы переименованной в улицу имени писателя Гоголя, допускавшего в своих произведениях некоторые антисемитские высказывания). Здесь в 1897 году появилась первая в городе синагога: её называли ашкеназской, или большой. Помимо неё, с начала XX века на улице Цыганской (ныне — Кутякова) действовала и малая, или сефардская синагога, где собирались хасиды — выходцы из Польши.
Но не стоит думать, что вся община проживала поблизости от культовых мест, в «татарско-еврейском гетто мясников, извозчиков, кожевенных и кузнечных дел мастеров, котле лингвистической похлёбки из русского, татарского и еврейского языков» ((с) Сагит Вахитов «Татарин в овраге, или Монолог монгола», сборник эссе «Музейная долина», 2004). Там обитали в основном небогатые евреи. Более состоятельные жили на центральных улицах, как, например, известный промышленник, табачно-махорочный король Зиновий Левкович. Его особняк на нынешней улице Киселёва в начале XX века считался одним из самых богатых домов Саратова: уже в те годы он был оборудован не только электричеством, паровым отоплением и водопроводом, но и лифтом.
В октябре 1905 года по Саратову прокатился еврейский погром, во время которого была полностью разрушена ашкеназская синагога и значительно пострадала сефардская. Погром был одним из фрагментов целой серии акций монархистов по всей стране после Манифеста Николая II от 17 октября 1905 года, провозглашающего в России парламент. Документ был опубликован под давлением революционного движения, а черносотенцы возмущались подрывом державных устоев царской России и обвиняли в этом, прежде всего, евреев.
Помимо культовых учреждений, были также разграблены аптеки Шмита, Фридолина, Браиловского, слесарная мастерская Кушнера, портняжная Клугмана, склад металлических изделий братьев Коганов, магазин готового платья Вица, еврейская столовая, квартиры многих евреев. Во время погрома в Саратове были убиты 9 человек (по другим данным — 10), ранены — 124, совершено 11 поджогов, разгромлено 168 квартир и магазинов. При этом показательно, что, судя по фамилиям и именам, большинство убитых и раненых не были евреями.
Погром 1905 года был единственным в истории Саратова (в 1905 году от банд черносотенцев доставалось не только евреям). После тех событий сефардскую синагогу восстановили в первоначальном виде, а новое здание ашкеназской в 1907 году отстроили заново неподалеку от прежнего места. В 1930-е годы оба учреждения были закрыты, но в 1946 году на имя Шломо Бокова на улице Кирпичной (ныне — Посадского) был приобретен небольшой дом, который и по сей день используется как синагога, наряду со зданием по улице Гоголя.
В дореволюционные годы в Саратове существовало начальное еврейское училище с 40-60 учащимися, а на улице Александровской, 6 (ныне улица М. Горького) в течение многих лет работал детский сад. Функционировали и еврейские общественные организации. Как гласит справочник-календарь «Весь Саратов» на 1916 год, в городе было два еврейских общества: «Саратовское еврейское общество помощи жертвам войны» и «Саратовское общество пособия бедным». Путеводитель по Саратову за 1917 год называет еще «Еврейское общество потребителей». После погрома 1905 года был учрежден еврейский комитет помощи пострадавшим от погрома. По его данным, для частичной компенсации жертвам погрома было нужно 20 тыс. рублей.

Кто подарил Саратову кизяк?
Как известно, одна из главных улиц старого Саратова носила название Немецкая (ныне — проспект Кирова). И это неспроста. Ведь судьбы русского и немецкого народов на протяжении почти двух веков тесно переплелись: столько времени жили в саратовском Поволжье немецкие колонисты, приглашённые указом Екатерины II в 1760-е годы к освоению российской окраины. Жили они не только в сельской местности и городах, вошедших позже в Республику немцев Поволжья, но и в пригородах Саратова, куда в 1764 году переселились 30 немецких семей. Изначально поселили их где-то на горах, где немцы вскоре начали работать на кирпичных заводах рядом с Глебучевым оврагом (не случайно граничащая с ним улица Посадского называлась Кирпичная). Затем колонисты создали Немецкую слободку на западной окраине Саратова, недалеко от конторы Опекунства иностранных. Не успели гости с Запада образовать своё поселение, как Саратов был взят пугачёвцами. Как говорится в документах, «всякий, носивший иностранную фамилию, предавался жестоким истязаниям и мучительной казни». Тем не менее, поселенцам удалось устоять, и к концу XVIII века немецкая колония состояла из 137 человек. В слободке появились лютеранская и католическая церкви. Основным занятием поселенцев в те времена были сельское хозяйство и производство сарпинки — хлопчатобумажной ткани в полоску или клетку.
К началу XIX века слободка срослась с Саратовом и главная её улица стала Немецкой.
«В двух последних кварталах Немецкой улицы ее обитатели построили небольшие деревянные домики, обмазали их глиной. Две такие мазанки сохранялись очень долго «во всей своей неприкосновенности». В 1909 году репортер одной из местных газет, обратив внимание читателей на эти мазанки, заметил: «Это — типичные постройки Немецкой улицы того времени», то есть конца XVIII — начала XIX века.
Отапливались эти дома кизяками. Такого топлива прежде волжане не знали. Как видим, практичный немец подарил Саратову кизяк.
[…]
Жители Немецкой улицы, в большинстве немцы, подружились с русскими, вместе стали проводить досуг. Молодежь устраивала русско-немецкие танцевальные вечера с «гросфатером», совместные поездки за город, в рощи, сады. Православные убедились, что немцы — и католики, и лютеране — честные, добрые люди. Уважительно к ним относятся», — пишет Ю.В. Песиков в книге «Саратовский Арбат: история одной улицы».
В 1838 году в 50-тысячном Саратове насчитывалось около 2 000 немцев. Сюда приезжали не только колонисты из близлежащих сёл, но и жители Европы, которые открывали тут свои магазины, лавки, гостиницы, производство… Позже немецкие колонисты стали известными мукомолами (Шмидты, Рейнеке), владельцами мануфактурных магазинов (Андрей Бендер), гвоздильного дела (Гантке), табачных фабрик (Штаффы) и пр. Также среди немецкого населения быстро распространялись и левые настроения. В мае 1917 года в Саратове был создан Союз немцев-социалистов Поволжья, который вскоре стал называть себя партией немцев-коммунистов.
В 1880 году на Немецкой улице был воздвигнут католический собор имени святого Климентия. Годом ранее, в 1879-м, неподалёку от Немецкой, на улице Никольской, на месте старого молельного дома, построили большой лютеранский собор. И тот, и другой простояли сравнительно недолго — в советские годы на месте одного был кинотеатр «Пионер», в другом — кукольный театр. Оба здания не сохранились.
В 1883 году городская дума решила дать Немецкой улице имя генерала Михаила Скобелева. Но в царские годы вертикаль власти была похлеще нынешней, и решение на уровне города необходимо было утвердить в тогдашнем МВД. Однако саратовские градоначальники решили, что называется, проявить инициативу на местах и, не дожидаясь одобрения в Петербурге, разослали извещение о переименовании. В январе 1884 года глава МВД наложил на решение гордумы вето, и аншлаги пришлось заменить на прежние. Не удалось переименовать Немецкую даже после начала Первой мировой войны, когда войска Антанты схлестнулись с армией кайзера и его союзников. Зато в 1917 году Немецкая улица стала улицей Республики, а в 1935 году — проспектом Кирова.

Торговцы, кочевники и зловещая ирония
Помимо Немецкой улицы, существовала и Армянская (ныне — Волжская). Улица эта образовалась в середине XVIII века. Изначально она называлась Почтамтской, поскольку брала начало от почтового отделения, однако вскоре получила новое название — из-за того, что здесь стали селиться восточные купцы, среди которых значительную часть составляли армяне. В Саратове они занимались скупкой хлеба и овса для отправки в Персию.
В начале XX века нижняя часть Армянской была присоединена к улице Полицейской (ныне — Октябрьская). В 1937 году оставшиеся четыре квартала Армянской улицы получили новое, тоже «этническое», название — улица Немреспублики. Но уже в 1941 году, когда немецкое население Поволжья было депортировано, а республика — расформирована, улицу переименовали в Волжскую.
Нельзя не сказать несколько слов об ещё одной некогда национальной улице — Цыганской. Сегодня она носит имя Ивана Кутякова, героя Советского Союза, участника гражданской войны и командира 25-й стрелковой дивизии, занявшего этот боевой пост сразу после гибели Василия Чапаева. С саратовскими топонимами, имеющими отношение к Ивану Семёновичу Кутякову, связана некая зловещая политико-этническая ирония. Дело в том, что в 1930-е годы его именем была названа ещё одна квазиэтническая улица — Большая Казачья (называлась так потому, что в XIX веке там проживали донские и украинские казаки, которые и составили Волжское и Астраханское казачьи войска). Но поскольку в 1937 году Иван Кутяков был репрессирован, а годом позже расстрелян, улица, носящая его имя, стала имени 20-летия ВЛКСМ (юбилей комсомола как раз отмечали в 1938 году). В 1950-е годы Кутякова реабилитировали, и в 1957 году его имя дали улице Цыганской. Изначально она была Петропавловской: в честь построенной в 1818 году на Хлебной (Театральной) площади церкви Петра и Павла. Но к концу позапрошлого столетия за ней закрепилось новое название: здесь обитали не только селившиеся рядом татары и евреи, но и цыгане. В дореволюционной России осёдлого цыганского населения было крайне мало, но, согласно городским легендам, в XIX веке представители кочевого этноса жили на нынешней улице Кутякова целым табором. Цыгане селились ближе к торговым лавкам и храмам, расположенным у Верхнего базара, — в самом начале улицы. (Впрочем, в конце улицы Кутякова, в Завокзальном посёлке, до сих пор сохранились цыганские проезды, и, надо сказать, не случайно, поскольку нынешние цыгане-влахи облюбовали местность возле железнодорожного и автовокзала.) В дореволюционные годы полиция обвиняла цыган в том, что они совершали набеги на лавки и церкви, а награбленное имущество прятали где-то неподалёку от своих домов. Эти истории до сих пор связаны с легендами, что в старых домах и дворах улицы Кутякова полно тайников с сокровищами.
Существует и другое мнение насчёт происхождения старого названия улицы. Согласно ему, цыгане здесь вовсе не жили. Будучи кочевниками, цыганские таборы разбивали лагеря где-нибудь на берегу Волги. Мужское население занималось не только конокрадством, но и кузнечным делом. И именно железные и скобяные изделия (топоры, молотки, ведра, лопаты, ступы, сковородки, подковы, кастрюли etc) они не без успеха сбывали саратовцам на Верхнем базаре, где был целый Цыганский ряд. Он выходил на улицу Кутякова (тогда — Петропавловскую), из-за этого она и получила своё название.
Как и цыгане-влахи в районе вокзалов, современные цыгане-котляры до сих пор компактно селятся в «излюбленных» местах города и области.
«Котляры — самая многочисленная цыганская этническая группа, сформировавшаяся в середине XIX века на границе Венгрии, Румынии и Молдавии. В настоящее время они проживают во многих регионах России. Обычно котляры покупают земельный участок вблизи крупного города и застраивают его домами. Объединение семей, проживающих на определённой территории, представляет собой табор. По свидетельствам самих котляр, Саратов и Саратовский район они избрали местом постоянного жительства с 50-х годов ХХ века. В 1950-60-х гг. котлярский табор располагался близ Муравлёвки (ныне Заводской район Саратова), в 70-х гг. — на окраине города Энгельса, в 80-е-начале 90-х гг. — в Комсомольском посёлке. С конца 1990-х гг. по настоящее время котляры живут в посёлках Дубки, Клещёвка и Сторожёвка Саратовского района. При этом в их среде постоянно происходит миграция: одни семьи по своим причинам покидают табор, другие приезжают и строят себе дома рядом с существующими. Однако прибывшие в Саратов котлярские семьи часто не имеют материальной возможности построить собственный дом. В этом случае они снимают дома в частном секторе посёлков Агафоновка и Пролетарка в черте Саратова. Именно эти районы были облюбованы котлярами несколько десятилетий назад для съёма жилья. Предпочитая селиться компактно, живущие вне табора семьи подыскивают здесь себе жильё и по сей день», — рассказывает сотрудник Саратовского этнографического музея Татьяна Фрибус.
По её словам, традиционное занятие котлярских женщин — гадание. Если в 1980-х годах основными местами их промысла являлись Привокзальная площадь и Набережная Космонавтов, то с конца 1990-х по настоящее время они «работают» около Сенного рынка и Главпочтамта. Реже — возле стадиона «Локомотив», на аллее вдоль торговых рядов между Торговым центром и площадью Ленина, а также в районе конечных остановок трамваев №8 и 9.
А ещё в Саратове есть массив частного сектора, именуемый «Цыганским посёлком», расположенный неподалёку от Дворца пионеров в 5-м Квартале Ленинского района. По одним свидетельствам, некогда это был массив самостроя, отчего и пошло название, по другим — в середине прошлого века власти здесь, как и в районе Смирновского ущелья, действительно давали жильё цыганам, намереваясь сделать их осёдлым народом. Но что-то не вышло…


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 663Итоговая оценка: 2.88Прислать новость
Фактчекинг
1. "С момента своего образования Саратов считался городом многонациональным". Антон, зачем начинать текст с явного подлога? С момента своего образования Саратов был моноэтническим городом, то есть исключительно русским. "И это неудивительно как географически, так и исторически, поскольку располагается он на территории древних государств — Золотой орды и Хазарского каганата, граничит с бывшей Республикой немцев Поволжья, стоит на пересечении торговых путей со всех концов Евразии…" Это вообще сравнение, притягивающее теплое к зеленому. Какая разница, на чьей бывшей территории основан город, если к моменту основания никакой орды здесь уже и близко не было. Так можно и киргиз-кайсаков в коренные саратовцы записать., они прибегали, грабили, убивали. А уж Республику немцев, основанную при Советах, пристегивать к изначальному Саратову вообще смешно. Итак, в момент основания Саратов был 100-процентно русским городом. К революции 1917 года в нем (городе, а не области) проживало менее 10 процентов нерусского населения, так что по всем международным нормам Саратов был моноэтническим городом.
15/02/2014 10:01
Фактчекинг
2. "Поскольку историческим предшественником Саратова является древний город Укек, значительную часть жителей составляло тюркское население". Между гибелью Увека и основанием Саратова прошло 200 лет. Нет НИКАКОЙ исторической связи между Увеком и появлением в Саратове тюркского населения. Я понимаю, идеология, все дела, надо доказать изначальную многонациональность Саратова, но это, увы, еще один подлог. Никакого "поскольку" здесь быть не может. Тюркское население появилось в Саратове в другое время и другими путями.
15/02/2014 10:15
Фактчекинг
3. "С незапамятных времён астраханцы стали жить осёдло и селиться в долине реки Тайбалык (топоним, кстати, тюркский), некогда текущей по дну Глебучева оврага". Еще одна попытка создать у читателя правильное (заданное автором) впечатление, но и здесь исторический косяк. Во-первых, что такое "незапамятные времена" для историка? Это когда? При царе Горохе? Для журналиста - понятно, подвести читателя к нужной мысли "незапамятные времена" = "всегда". Я не изучал специально вопрос, но автор, похоже, путает астраханских и казанских купцов, которые действительно до середины 19 века многое контролировали в саратовской торговле (саратовское купечество было слабее и беднее) с какими-то другими важными профессиями. Богатые тюркские купцы в Саратове не жили, не поселялись, а только торговали. Во-вторых, привязка Тайбалыка к Глебучеву оврагу - это лишь одна из гипотез, а не научный факт. Я понимаю, что Тайбалык здесь нужен для создания тюркоатмосферной истории (обидно же, что реку называли просто Глебовка), но вообще можно было бы обойтись и без Тайбалыка. Достаточно вспомнить происхождение слова "Саратов".
15/02/2014 10:35
Фактчекинг
4."Существовало немало топонимов, связанных с тюрками, исконно проживающими на территории Укека и Саратова. Так, часть Нижней улицы в позапрошлом веке стала носить имя Татарской (ныне это промежуток ул. Зарубина от ул. Радищева до Б. Горной)". Антон, жили татары в Саратове жили, но зачем же деревья валить. Как связано название улицы Татарской (в каком веке она возникла? в 19-м?) с Укеком, разрушенным в конец века 14-м? Не было никаких исконных "татар", проживавших постоянно на территории современного Саратова со времен Золотой орды.
15/02/2014 10:39
Фактчекинг
5. "Помимо Немецкой улицы, существовала и Армянская (ныне — Волжская). Улица эта образовалась в середине XVIII века. Изначально она называлась Почтамтской, поскольку брала начало от почтового отделения, однако вскоре получила новое название — из-за того, что здесь стали селиться восточные купцы, среди которых значительную часть составляли армяне". Впервые читаю версию о массовом заселении армянскими купцами Армянской улицы. В исторических книгах она, похоже, не встречается (есть версия об ОДНОМ армянском купце-эксцентрике, в честь которого улица и стала Армянской), но, понимаю, всякое лыко в строку.
15/02/2014 10:45
Фактчекинг
В общем и далее по курсу все та же песня. Зачем изобретать альтернативную историю заселения Саратова и Саратовских земель (она была хорошо описана уже в 19 веке хотя бы у Духовникова), когда есть настоящая? Указы Екатерины Великой о малороссах и соляной путь, следующий указ об иностранцах-переселенцах, соседняя мордва, постепенная отмена "черты оседлости" для евреев, ссылка в Саратовскую губернию участников Польского восстания и т.д. Но все это, конечно, не ложится в теорию изначально русско-тюркского-армянского-немецкого Саратова.
15/02/2014 10:54
Уак
Казахский род У-Ак(некоторые русские историки называли их Увак) Наши устные предания говорят, что Саратов, Жигулевские горы это Уаков земля, там даже холм Увак есть в Саратове. Это Средний Жуз казахов Уак--Кирей Кирей есть в Монголии, а так же Герей в Крыму. / в поэме Эдиге в числе беков Тохтамыша есть представитель Уаков." (Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. т.I - 1961 - С.205)/. /Из племени Уак, как известно, происходят богатыри Ер-кокче и его сын Ер-косай, причем ишимские уаки считают Ер-кокче основателем своего рода. Ссылаясь на "Никоновскую летопись" Чокан Чингисович устанавливает историческую достоверность существования Ер-кокче (в летописи "Кокчю") и время его гибели 1423 /. /Волнения в Среднем казахском жузе с сентября 1773 по май 1774 года. Казахи Среднего жуза также принимали участие в Крестьянской войне 1773—1775 годов. Восстание поддержали прежде всего казахи родов из всех 4 поколений жуза — Найман, Кипчак, Аргын и Увак-Гирей, которые кочевали в верховьях рек Тобола/.
23/02/2014 04:46
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Публикации / Этнокарта Саратова
Загрузка...
№5-6(209), май-июнь 2018 г.№5-6(209), май-июнь 2018 г.
Журнал "Общественное мнение" в ваших телефонах
Скачать приложение для андроида Скачать приложения для iPhone
Как изменилась ваша жизнь в связи с подорожанием бензина?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

20/08/2018 10:00
"Ходатайства на проведение ОРМ в районный суд не предоставлялись и не рассматривались" | Отзывов: 23Разрешал ли суд прослушивать телефон бывшей замглавы Фрунзенского района Елены Никитиной на самом деле?
17/08/2018 15:15
Кто решил снова воспользоваться проторенными мусорными дорожками?
Кто решил снова воспользоваться проторенными мусорными дорожками? | Отзывов: 3Среди руководства Балаковского района все чаще звучат "революционные" призывы
16/08/2018 11:57
"Про вымогательство мне сказали написать сотрудники полиции" | Отзывов: 32Свидетели обвинения по делу Елены Никитиной разоткровенничались в суде
10/08/2018 12:37
Одиночество в среднем профессиональном образовании
Одиночество в среднем профессиональном образовании | Отзывов: 1СПО – это не точка сборки слабых, а место, где человек получает узкие навыки и знания
09/08/2018 16:27
Видео. Ответы на главные вопросы по делу Елены Никитиной
Видео. Ответы на главные вопросы по делу Елены Никитиной | Отзывов: 54Чем в итоге может закончиться показательный процесс над экс-замглавы Фрунзенского района Саратова
Дендрарий НИИСХ Юго-Востока

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 21 Августа 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ