Аффинаж/ Я и Мебиус едем в Шампань/2014
На «Нашем радио» в свое время, помнится, был проект «География» (кажется, так назывался): музыканты рассказывали о городах, где они родились, росли и откуда уехали добиваться известности. Некоторые места рождения воспринимались как откровения, в ком-то изначально чувствовались сибирская манера или же, напротив, – московская школа. Немного особняком стояли группы из ленинградского рок-клуба. Вместе с ними, но чуть более обособленно, держались непосредственно питерские группы. Это подчас даже было никак не объяснить: просто становилось понятно, что за инструментами и у микрофонов – петербуржцы, ленинградцы, питерцы…
Примерно такое же ощущение складывается, когда ставишь альбом группы «Аффинаж». Все сомнения отпадают буквально на середине первого трека. Конечно, не хочется ассоциировать группу исключительно с Питером, но, на самом-то деле, ситуация буквально обратная: творчество группы ассоциируется с Питером. Примерно так же обстоит дело с группой Billys Band. Хочешь-не хочешь, но если относишься к любителям этого города, о нем при прослушивании думаешь непременно.
Однако эти две команды друг на друга почти не похожи. Не диаметрально противоположны, но просто совсем иные. Что касается «Аффинажа», выпустившего недавно свою первую полноценную пластинку под названием «Я и Мебиус едем в Шампань», тут трудно определиться с жанром. Напрашиваются и рок, и джаз, и шансон (в хорошем понимании этого слова), и авторская песня, какой-нибудь новомодный арт-рок… Эти приятные, мягкие по звучанию, но несколько депрессивные песни находятся где-то на стыке всего этого, на пересечении множества полноценных и самодостаточных стилей-дорог. А едущий по ним человек, кажется, немного выпил для настроения красного полусладкого.
Звучание действительно воздушное: абсолютно не напрягает ни при целенаправленном прослушивании, ни в качестве фона. Приджазованный саунд, умело сотканный из гитары, баса и аккордеона. Отсутствие ударных даже не чувствуется. Музыканты так хорошо и четко задают ритм, что, если не задуматься, можно и не заметить, что никто не бьет на заднем фоне в барабан.
Тексты чуть меланхоличны и очень литературны. Это, безусловно, настоящая поэзия, атмосферная, не положенная на музыку, но будто (возможно, так и есть) созданная вместе с музыкой или оной порожденная. Притом есть какой-то не совсем объяснимый, но такой понятный «разбег»: музыка может звучать очень по-летнему, невесомо, а текст будет с этакой не всегда легкой грустинкой. Грусть сквозь улыбку или наоборот.
И даже трудно сказать, в чем заключается эта нарочитая питерская направленность коллектива, – в интеллигентности, интеллектуальности, приджазованности, литературности, улыбке с грустью (наоборот?), какой-то пряной пьяности? Но неразрывную связь с городом подчеркивают многие, прослушавшие этот альбом и предшествующий ему EP. Но главное, радует, что могут существовать и существуют такие вот приятные и любителю музыки, и ценителю поэзии проекты, и есть они потому, что музыканты просто живут своим творчеством. «В последнее время мы жили только этими песнями. Очистили пластинку от всего лишнего. Это наша лучшая работа на сегодняшний день»,– говорят сами музыканты, представляя пластинку в социальных сетях.
Линда/Лай, @!/2013
Говоря о музыкальных продюсерах, мы чаще всего подразумеваем толстосумов, запросто пожирающих плоды творчества талантливых людей. Они кажутся – и это в большинстве случаев недалеко от истины – некими риелторами от шоу-бизнеса: не хочется пользоваться их услугами, но они узурпировали рынок так, что без них невозможно сделать и шагу. Самих музыкантов мы редко ассоциируем с их продюсерами, которых, за редким исключением, и не знаем вовсе. Одним из таких исключений была певица Линда, в середине-конце 90-х плотно сотрудничавшая с продюсером Максом Фадеевым.
Вместе с ним Светлана Гейман, позднее взявшая псевдоним Линда, выпустила три альбома, последний из них – «Плацента», вышедший в 1999 году, – не окупился. После этого певица отправилась в свободное плавание, сделав, тем не менее, несколько относительно удачных пластинок. По крайней мере, два трека с альбома «АтакА» стали настоящими хитами. «Цепи и кольца» и «Агония» звучали тогда из каждого утюга. Тому способствовал канал МTV, активно крутивший клип на «Цепи и кольца», подогревая начавший падать интерес к необычной певице с мрачным амплуа.
С тех пор кажется, что Линды и не было вовсе. Потому нередко у меломанов вызывали недоумение внезапно появляющиеся в городах концертные афиши. Утюги при этом предательски молчали. Однако Светлана, можно сказать, творить и не переставала, выпуская по пластинке раз в два-три года. После «Sкор-пионов» (2008 год) наступил большой перерыв. И вот в конце прошлого года у певицы выходит очередной серийный альбом – «Лай, @!» («Лай, собака!»).
Нужно отметить, что люди, следящие за творчеством Линды пристально, новым материалом удивлены не будут, так как содержимое альбома очень напоминает пластинку «Sкор-пионы». Однако изумление ждет тех, кто запомнил певицу по ее ранним хитам, записанным еще с Фадеевым, где музыку и тексты писал он сам. Позднее стилистика и качество, заданные талантливым продюсером и музыкантом, некоторое время еще сохранялись. Однако сейчас произошли радикальные изменения.
Во-первых, это совершенно иной саунд. Он стал менее мрачным и более электронным. Стилистика и даже мотивы кажутся грубо заимствованными у «Агаты Кристи» позднего периода и Глеба Самойлова с его новым сольным проектом, так и не получившим широкого распространения. Собственно говоря, неудивительно, что они с последним не раз выступали на одной площадке.
Иными стали и тексты. Сейчас они во многих треках выглядят просто набором слов. Но слов определенной стилистики – поддерживающих «угрюмый» стиль певицы. Речь идет о паранойе, черных скалах, зеркалах, снах и обо всем, что хоть как-то можно отнести к чему-то потустороннему или пугающему. Но отдельно стоит оговорить изменившуюся манеру вокала. То, что звучало на «Sкор-пионах», есть и на новой пластинке. Куда-то почти пропали все вокальные данные, а пение превратилось в речитатив или отдельные выкрики. Порой манера исполнения кажется заимствованной у Дианы Арбениной.
Конечно, какую-то свою аудиторию Линда найдет и в новой формации. Однако можно предположить, что это будут люди, слушающие ее скорее по инерции, или не очень требовательная к звуку молодежь 14-16 лет, на которой, похоже, сосредоточился и Глеб Самойлов. Но можно с уверенность. констатировать, что Линда – «уже не торт». Хотя, может быть, это всего лишь несколько затянувшееся перерождение, после которого настанет новая эпоха творчества.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: