28 Марта 2025, Пятница, 3:02 ВКонтакте Twitter

Единым Крымом

Рубрика: Синхрон
11/09/2017 12:58

Мое путешествие в Крым началось вполне по-русски: с душного плацкарта. Старые советские вагоны без кондиционера и биотуалета — норма для поездов с направлением на юг: сезон как-никак. Дополнительные и сборные составы — тут с вагоном кому как повезет. Но я человек неприхотливый и на море была готова ехать хоть на дрезине, тем более что самолеты изначально были не по карману. Поэтому самым оптимальным вариантом стал Единый транспортный билет: билет, объединяющий железнодорожный, автомобильный (автобус) и морской (паром) транспорт по специальному тарифу.

Поездная «романтика»
Ради интереса я смотрела в интернете цены на авиарейсы — и каждый раз она была разная: от 15 000 до 36 000 туда и обратно. Заявленные по 6-7 тысяч рублей билеты были разобраны, по-видимому, еще с Нового года. Единый транспортный билет обошелся мне в 3 100 в одну сторону: сначала поездом до Анапы, оттуда на автобусе до Керченской переправы, паром и опять автобус до Симферополя. В целом на дорогу уходило два дня, но для русского человека, спешащего на отдых, это ничто. Поехали!
В Крым я отправилась впервые, и такой витиеватый путь ничего, кроме волнения, не вызывал. Вещей было минимум: два купальника и парео, чтобы не таскаться с чемоданами между автобусами и паромами. Волнение как рукой сняло, когда выяснилось, что моей попутчицей будет Наташа из Саратова, работница «Ашана», которая едет к сестре в Симферополь уже второй раз и все знает. Ее дочь — моя ровесница, поэтому Наташа быстро взяла меня под свое крыло, угостила беляшом и уложила спать. Но поспать в ту ночь не удалось всему составу — «звездой» поездки стала дама из Казани, которая везла с собой двух малолетних детей и две бутылки водки без закуски.

Всплывающая подсказка
— Женщина, ведите себя прилично, возвращайтесь в купе и ложитесь спать! — расслышала сквозь сон я голос проводницы. Вагон у нас был спокойный: все люди приличные, семьи с детьми, никто не пил и не куролесил. И тут она — откуда ни возьмись. Изрядно подвыпившая дама, раскачивающаяся в такт вагону и объясняющая проводнице свои права.
— Да ты знаешь, кто я? Я сейчас позвоню, и вас всех уволят! — классика жанра пьяных пассажиров.— Ты мой путь прошла, чтобы меня отчитывать? Я мать двоих детей без мужа!
— А я мать троих детей без мужа! — не выдержала проводница.— Иди спать, кому говорят! Иначе в Волгограде ссадим вас!
Но в Волгограде избавиться от пьяной пассажирки не удалось — данный факт транспортную полицию не очень заинтересовал. Или просто надоело.
— Прошлым рейсом из Уренгоя ссадили 18 пассажиров за пьянку,— сетует проводница Надя.— Я всё понимаю, все выпить любят, но не до такой же степени! У нее дети плачут, сигареты едят, мы им подгузники меняли, покормили, а ей хоть бы хны! Требует водки, напала на проводницу из другого вагона, попутчикам покоя не дает. Один мужчина еле сдержался, чтобы ее силой не утихомирить, но говорит, детей жалко…
— А что теперь будет?
— Составляем акт о происшествии, на следующей станции вызовем комиссию ПДН. Ее-то мы ссадить можем, но что с детьми делать? Их с ней оставлять нельзя.

Полвагона оставили свои номера телефонов в качестве свидетелей на случай разбирательства.

Переправа, переправа…
Следующее утро началось без происшествий. Мы наблюдали за развитием истории дамы из Казани: она вроде проспалась, но за свое поведение не извинилась. Данные о ней передали в комиссию ПДН Анапы, куда она направлялась, а так же по месту жительства. Проводница Надя рассказывала потешные истории, в том числе про балет «Тодес», который как-то пил в поезде и дрался, как та дама из Казани; пассажиры все перезнакомились, курили на остановках и делали кассу торговцам станций, где маленькая бутылка воды стоила, как и Доширак, 60 рублей. Но с Наташей, работающей в «Ашане» «на колбасах», смерть от голода мне не грозила, скорее, наоборот. Широкой души человек, она гостинцев в Крым везла три огромные сумки.
— А оттуда,— говорит,— еще больше повезу, семья у нас дружная, без подарков никто не останется!
Напоследок мы выписали благодарность проводнице и вышли в Анапе. Шли вслед за толпой — те, кто ехали по единому билету, группировались вместе, хотя и тут, и там стояли парни в фирменных майках ЕТД (Единая Транспортная Дирекция) с табличками «Единый билет». Потеряться было невозможно. Автобусы до переправы уже ждали на вокзале. Мы загрузились.
— Когда уже керченский мост построят? — спросила Наташа у водителя первым делом.— Чтобы из Саратова сразу на поезде — и в Крыму!
— Говорят, в 2018-м,— откликнулся водитель.— Вот мост построят, а про дороги забудут… Хотя сейчас всё в порядок привели, но к тому времени они уже расшатаются. Сейчас такие дотации выделяются, народ в Крым едет, а они там придумывают курортные сборы. Это какие же отчеты президенту предоставляются, что всё так плохо, и теперь за счет простого народа надо в этих регионах экономику поднимать? Жестче надо быть и расходование средств отслеживать. Кому этот Крым будет нужен, чтобы за него платить лишний раз?
Весь автобус был солидарен с водителем.
Через полтора часа езды на переправе нас опять встречали парни в фирменных майках, которые организованной толпой проводили всех на паром. Надо сказать, автобус ехал по выделенной полосе, без пробок, в то время как автомобилисты со всей страны ждали в общей очереди. Паром ходит каждые 20 минут, и если в интернете я видела фото убитого в хлам судна, то на месте приятно удивилась — паром «Елена» выглядел как круизный лайнер. Вместительный салон с кофе-баром и булочками, столики, диваны, телевизоры и картины на стенах. Открытая палуба быстро наполнилась людьми, завороженно озирающимися по сторонам. Вся переправа заняла всего 15 минут, и этого времени казалось ничтожно мало, чтобы отдохнуть перед следующим автобусом из Керчи до Симферополя.

Всплывающая подсказка
Аварийная обстановка
Водитель автобуса был явно не в настроении. Наши люди по 10 раз переспрашивали, едет ли он до Ялты, на что приходилось отвечать одно и то же: нет, вас в Симферополе пересадят на другой автобус. Хотя то же самое объявил и парень в фирменной майке, пожелав счастливого пути. Ехать предстояло еще 5 часов, на часах было 3 утра. Крым, в отличие от Саратова, живет по московскому времени. Весь автобус утомленно спал. На рассвете мы въехали в поселок Береговое и остановились у первого прибрежного кафе. Народ оживился, наконец, увидев море. Мне взгрустнулось — в кафе не принимали карты, и свои последние 55 рублей я отдала за самсу с курицей. По всему пути следования для пассажиров единого билета туалеты бесплатные.
По дороге водитель подсадил свою знакомую. Она тоже ехала до Симферополя, села рядом со мной и завела непринужденный разговор о житье-бытье с шофером.
— Вас сколько на рейсе работает?
— По одному работаем! Положено по два, чтобы меняться, а работаем по одному. Экономия. В итоге наши ребята из Симферополя могут заночевать в Керчи, а те наоборот. Неудобно. Платят 3 рубля за километр. В то время как предприниматель может получать по 20 рублей/км. Такими темпами я скоро на маршрутку в город уйду, там платят по 5. И автобусы тут старые.
— Может, Россия придет с новыми автобусами и тарифами…
— Тогда она придет и со своими водителями. Почему бы им сюда на заработки не приехать? Море, солнце. Это я отсюда не уеду, в других местах жить не могу. Был в Киеве — не понравилось. Поэтому здесь как-то надо крутиться. Но, как ни старайся, в день больше 2 500 рублей не поднимаешь. Это предпринимателям хорошо — их сейчас никто не контролирует. Цены взвинтили — мама, не горюй. Один турист из Евпатории ехал, всё удивлялся — цены, говорит, дороже, чем в Москве.
— Ну для туристов это всегда так. Сначала заманивают дешевыми билетами, а тут придется раскошелиться. Единый билет стоит 600 рублей за паром и автобус, а попробуй своим ходом добраться — все полторы выйдет.
— Это да. А мост построят, так вообще не нужны будем. Не, меня все устраивает, кроме графика…

Автобус притормозил — впереди виднелись машины с включенными мигалками: «скорая», МЧС и ДПС. На обочине в камышах лежал перевернутый автомобиль, белая легковушка, наполовину заполненная водой. Проезжая мимо, мы увидели в салоне вздернутые руки людей. Чуть поодаль стоял автобус «Судак-Анапа» с вмятым задним боком.
— Боже, а это чей автобус? Тоже по единому билету? — ужаснулась попутчица.
— Да, наш вроде... Но он не виноват — смотри, легковуха ему в бок въехала, и ее отнесло, видно, тот водитель заснул за рулем.
— Я видела этот автобус, он как раз перед нами отходил от Керченской переправы!
— прошептала другая пассажирка.
В автобусе воцарилась тишина.
— В этом году очень аварий много,— отметил водитель.

Всплывающая подсказка
Море волнуется раз
Утомленные дорогой и солнцем, мы въехали в Симферополь. На въезде я рассмотрела множество открытых гаражей с вывесками «Мой сам» — специальная услуга для автомобилистов, но глаза предательски закрывались. Усталость зашкаливала. С трудом понимаю, как люди, навьюченные чемоданами, выдерживают такой длинный путь. Но самые выносливые, наверное, дети — за всю поездку никто не разразился плачем или недовольством. Либо мне просто повезло. В любом случае, на вокзале меня встречал мой друг, и с его объятий начались новые приключения в Крыму.
Поскольку в Симферополе моря нет, первым делом мы поехали в Новофёдоровку — ближайший поселок с курортной инфраструктурой. 1 000 рублей по счетчику за такси и 40 минут езды. Там 750 рублей/сутки номер с душем и вай-фаем. Владельцы частной гостиницы — приятная семейная пара пенсионеров.
— О, вы из Саратова, а я из Самары! — обрадовался дед.— Земляки! Соседи!
— А у вас на материке действительно нет разницы между Самарой и Саратовом? — рассмеялся мой друг, житель полуострова. Я же почувствовала себя Колумбом, приехавшим осваивать новые земли. «Они с материка»,— так помечают всех граждан с той стороны Керченской переправы.
В целом Новофёдоровка — обычный курортный поселок, которых миллионы на Черноморском побережье. Большинство отдыхающих — семьи с детьми и люди в возрасте, хотя по вечерам здесь закатывают те еще дискотеки. Дорога к морю лежит через базар с сувенирами, фруктами и многочисленными кафе. В тренде молочные коктейли, смузи, фреши по 150 рублей стакан. В заведениях, претендующих на звание ресторана, с фонтанами и лаунж-зонами цены абсолютно саратовские со средним чеком на человека 2 000 – 2 500 рублей. Самое дорогое — алкоголь, обыкновенное «Российское шампанское» — 500 рублей. Кальян — 650 рублей. Супермаркетов нет. Фаст-фуд в изобилии — все эти чебуреки, сосиски в тесте, шаурма от 60 до 150 рублей. Шашлык от 250. Пляж чистый, шезлонги, спокойное море.
— А где волны?! — удивилась я, в первый раз оказавшись на пляже в воде.
— А за волнами вам надо ехать на южный берег Крыма! — подмигнула мне женщина, проплывавшая мимо.

Море волнуется два
В Алушту мы поехали снова через Симферополь. «Сбербанка» в Крыму нет, вместо него — РНКБ и Генбанк, которые взимают комиссию за снятие средств. Вместо «Магнита» — сеть супермаркетов «ПУД» и «Везунчик» и «Мир Бургер» вместо «Макдональдса». Зато есть «Ашан».
— А почему так? Мы же Россия,— спросила я.
— Потому что санкции и «аннексия Крыма»,— пояснил мой спутник.— Крупные компании не хотят ввязываться в эту войну. Причем компании с материка в том числе. Многие из них, узнав, что даже в договоре будет прописан юридический адрес полуострова, отказываются от сотрудничества либо ищут другие пути оформления отношений. Все боятся темного пятна на репутации перед международным сообществом.
— И кому от этого лучше?
— Здесь не вопрос, кому от этого лучше или хуже, а вопрос большой политики. Населению плевать по большому счету, хотя русскоязычные довольны, одни местные торгаши выиграли от такого положения дел, другие — которые были завязаны с украинской стороной — проиграли. Граждане Крыма, которые имели статус «дети войны», например, тоже недовольны — в российском законодательстве пока не урегулировали вопрос по сохранению льгот для них.

Мы сидели в кафе на набережной Алушты, и меньше всего хотелось разговаривать о политике. Солнце скрылось за горами, над морем взошла луна, вокруг кипела разгульная курортная жизнь — бабушки с внуками, родители с детьми на гидроскутерах, томные пары, целующиеся на берегу. Рядом с нами сидела шумная компания из колоритных персонажей — больших пузатых мужчин с золотыми крестами и их загорелых женщин в вечерних платьях.
— Я за свою жизнь столько наворовал, что до сих пор кайфую! — выдал фразу один из персонажей, судя по всему, местный. Считаю, ее нужно оформить в Золотой фонд цитат отдыхающих в Крыму.

Всплывающая подсказка
Море волнуется три
Жилье в Алуште оказалось найти непросто — мне всё не нравилось. Жители расстроились вдоль и вширь так, что сдают комнаты и в подвалах, и на чердаках, прислоняя к ним деревянные лестницы. Каким-то образом умудряются втиснуть в комнату санузел, установить кондиционер, пообещать вай-фай, и в итоге цена в среднем варьируется от 1 500 до 2 000 рублей за скворечник. В подвалах же, больше похожих на китайские кварталы с вырвиглазным интерьером и бесконечной чередой комнат,— 1 000 рублей/сутки. Можно еще снять гараж с удобствами во дворе за 500 рублей. Обычные гостиницы — от 2 200, элитные на побережье — 9 500 рублей/сутки.
Мы долго плутали, пока не вышли на частный гостевой дом на тихой улочке в 500 метров от моря. Мраморные полы, третий этаж, вид на горы и ночной город — 1 800 рублей/сутки за двухкомнатный номер со всеми удобствами. Искали не зря. Никогда не стоит поддаваться усталости и брать первое попавшееся жилье — себе дороже.
— При работающем кондиционере дверь не открывать, за неизвестных гостей, оставшихся на ночь,— штраф 50 долларов,— сказала хозяйка, вручила нам ключи от дополнительных ворот (хозяйская часть и гостевая разделены) и скрылась из виду. На этаже, кроме нас, больше никого не было, поэтому балкон, ночь и звезды остались полностью в нашем распоряжении.
Местная сеть алкогольных магазинов радовала ценами, ассортиментом и качеством обслуживания. Вина — от 200 рублей, шампанское — от 300, марочные коньяки — от 2 700. Закрытие в 22.00. Как-то мы решили найти алкоголь в «незаконное» время, но подобных ларьков не было. После 10 вечера — добро пожаловать в заведения. Цены на вино — от 900 рублей. В остальном как обычно — средний чек на человека 2 500.
Ночная жизнь в Алуште — это квинтэссенция курортного отдыха. Мы разгуливали по побережью в три часа ночи, аттракционы уже были все закрыты, но люди не изменяли себе: в одном углу набережной выясняли отношения молодой человек и девушка, которую он приревновал, в другом — охранник кафе выводил из зала парня в берцах, что лез на него с кулаками, в третьем нас пригласили за столик выпить водки. То тут, то там на лавочках и парапетах спали притомившиеся граждане, другие пели песни, приобнявшись. Никто из пьяных «Крым наш!» не орал. Зато сувениров с этой символикой в Крыму хоть отбавляй.

Полная Алупка!
Следующая точка маршрута — Ялта. Которая сразу вынудила жить по своим законам — на вокзале не было света — по этой причине в камере хранения отказались взять вещи. Несмотря на мою суету и попытку впарить походный багаж старшему диспетчеру вокзала, мужчина был непреклонен. Вследствие чего экскурсия по Ялте сократилась до посещения Ласточкиного гнезда. Путь до него лежал красивым серпантином, с которого идеально просматривались прибрежный вид и знаменитый санаторий «Дружба» в форме НЛО, входящий в мировой список самых удивительных сооружений.
Спуск до самого «гнезда» не порадовал — узкий травянисто-каменный коридор, сдобренный прилавками с чачей и фарфоровыми собаками. Поэтому мы сделали пару снимков на память и отправились в Алупку. Кстати, сложилось впечатление, что любое передвижение из города в город на такси стоит в Крыму 1 000 – 1 500 рублей, автобусом — 200. Троллейбусы не попадались, но, говорят, они слишком медленно едут, поэтому тем туристам, кто «галопом по Европам», не подходят, как вид.
Алупка началась с Воронцовского парка. Вход свободный. Первозданная природа, уникальные деревья, ландшафтный дизайн и лебеди в пруду захватывали дух и воображение. Про Воронцовский дворец тоже ничего плохого не скажу, хотя жаль, что в нем нельзя было заночевать. Ибо дальше начался «ад и Израиль».
В принципе, это нормально, что туристы на один день не выгодны никому, поэтому редкий хозяин согласится сдать комнату на такой срок. Внятных гостиниц в Алупке мы не увидели, разве что в одной предложили номер за 4 500. Передвижение по этому чудо-городу было чревато переломами рук и ног — на мощеных улицах то и дело сновали грузовики с водой, рейсовые автобусы и туристы на машинах, которые с трудом могли разъехаться. Тогда пришлось в первый раз изменить себе и заселиться в первый попавшийся номер за 1 770 рублей где-то в цокольном этаже строящейся гостиницы.
Путь до пляжа лежал через парк и больше напоминал «американские горки» — до того были крутые подъемы и спуски. Приличного пляжа не нашли, а на тот, где приземлились, в 8 часов вечера вынесли колонки с электронной музыкой, хотя из соседнего кафе одновременно доносился голос местного шансонье, смакующего песни Лепса.
Ради приличия скажу, что вместе с ключом от номера нам достались скидки в ближайшее кафе — затея сама по себе неплохая, но во всех этих заведениях ожидание блюд начиналось от 40 минут. Хотя чебуреки, шашлык и пицца, которые попались по дороге, вышли в тот же срок. Делают при вас — это да, но главное — уточнить, сколько еще человек до вас сделали заказ.
В довершение всего в номере отеля вырубили свет, и ели мы при свете телефонов. Р-р-романтика!

Всплывающая подсказка
Не тот рейс
Из Алупки мы бежали что есть сил. В этом нам помогли хозяева гостиницы — лично пришли освобождать номер в 10 утра, потому что так было написано на бумажке при входе. Тот факт, что мы заехали накануне в 7 вечера и оплатили сутки, никого не волновал. Впрочем, и к лучшему. Потому что после Алушты курортный рай на крымской земле был найден в поселке Николаевка снова под Симферополем.
Здесь прекрасно всё — и большие номера гостевого дома за 1 200 рублей, близость моря, огромный пляж, минимум туристов и увеселительные заведения. Сюда обычно приезжают отдыхать на выходные сами симферопольцы. А еще здесь были волны такие, как я хотела!!! Хорошо все, что хорошо кончается…
Но это был еще не конец. Мне предстояло купить обратный билет до Саратова. И тут вышла накладка — работница РЖД не подобрала подходящий под поезд автобус и предложила купить билет на автобус и паром самостоятельно. А работница автовокзала неправильно выбила число, отчего меня не взяли в рейс по «единому билету». В итоге всеми правдами и неправдами я добиралась на перекладных, и, как говорила та самая тетя в начале моего путешествия, обратная дорога до поезда без «единого билета» встала мне в те самые полторы тысячи рублей. Спасибо всё тем же «парням в фирменных майках ЕТД» — вошли в положение.
…Накануне зимы, в ноябре 2016 года я как-то написала пост в интернете: «Хочется сейчас в старых шлепках где-то под Алупкой плестись устало к морю с бутылкой крымского в руке. А не вот это вот всё».
Почему именно Алупка — до сих пор понять не могу, в жизни туда не собиралась, просто, видимо, хотелось моря и вина. Но бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться. Я увидела Крым таким, каким он был, и ездила туда отдыхать, а не жаловаться. Миссия выполнена. Я рада. Только надеюсь в следующий раз увидеть его с борта самолета. Так будет еще лучше.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 89Итоговая оценка: 2.92
На СВО погиб Николай Пономаренко
Саратовец убедился, что его не видят, и вынес из гаража всё, что лежало у входа, и бутылку вина
Жители "Волжского прайда" выиграли в борьбе за водоснабжение с управляющей компанией
Бюджет Саратовской области сэкономил 48 миллионов рублей после вмешательства прокуратуры
Саратовская ГАИ поймала 150 нарушителей правил тонировки за два дня рейда. Один водитель арестован
28 марта в Саратове с 8:00 до 20:00 снова не будут ходить троллейбусы пяти маршрутов
Жители Саратовской области за сутки перевели мошенникам свыше 13 миллионов рублей
И.п. главы Саратова Михаил Исаев предложил план реорганизации мэрии: у него должно быть 7 заместителей
В Ершовском районе из-за антисанитарии на месяц приостановили работу четырех кафе
Саратовских чиновников обязали расселить опасный дом спустя 7 лет бездействия
Какими эзотерическими услугами вы пользуетесь?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

Блоги



Поиск по дате
« 28 Марта 2025 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
242526272812
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
[email protected]

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ