Семь — число и сакральное, и счастливое, и просто красивое. «Семеро на одного» — блиц-опрос. Семь вопросов, семь ответов. Говорим на актуальные темы, ловим тренды, обсуждаем насущное. Борис Кулапин, заместитель директора Детской школы искусств №1 г. Энгельса, музыковед и автор книги о композиторе и дирижере Густаве Малере (серия ЖЗЛ), объясняет, зачем учить детей музыке и что из этого может получиться.
Кто сейчас приходит в музыкальную школу?
Всё те же дети. Не верьте в глупости типа детей-индиго и прочее. Если б Воланд очутился в сегодняшней музыкальной школе, то произнес бы что-то вроде: «Дети как дети... В общем, напоминают прежних… Интернет только подпортил их». Если серьёзно, поколения друг от друга отличаются только из-за того, что живут в других реалиях. Нынешних детей, попросту, воспитывает не та среда, в которой воспитывались мы.
Зачем учить ребенка музыке?
Зачем в принципе его учить чему-либо? Если ответите на это, то ответ на вопрос, зачем учить музыке, придет сам. В имперской России дворянина учили букве, цифре и ноте, отдавая предпочтение и первому, и второму, и третьему. Мещанину же нужны были только буква и цифра. Кем хотите видеть своего ребенка, тому и учите.
Нужно ли заставлять заниматься, если у ребенка нет никакого желания, если это исключительно родительские амбиции и профессиональным музыкантом он никогда не будет?
Детям нравится только то, что у них получается. Это главный ключ для грамотного педагога. Если же у ребенка нет никакого желания заниматься музыкой, то он в числе 99%. Хорошего учителя музыки найти гораздо сложнее, чем хорошего врача. Насчет профессионального музыканта — конечно, не станет. Но правильное обучение музыке, как философия боевого искусства, способно изменить человека, даже маленького. И тот ребенок, который соприкоснулся и почувствовал искру ценностей, которые несет классическая музыка, разумеется, может стать и профессиональным музыкантом, да и кем угодно. И здесь бояться не стоит. Академическая музыка — это не секта, это, скорее, религия, дающая правильные приоритеты и чувство меры. Почти все нобелеаты в детстве обучались классической музыке.
Как выбрать инструмент?
Как ни странно, инструмент не очень важен, важен сам факт вовлечения ребенка в мир музыки, проверенной многими поколениями. Хотя есть свои особенности: считается, что фортепиано лучше других инструментов развивает мелкую моторику и внимание, струнные инструменты — слух, духовые и народное пение — укрепляют органы дыхания и помогают справиться с логопедическими затруднениями. Но всё это индивидуально.
Какой процент выпускников музыкальных школ продолжают обучение (идут в музучилище и консерваторию)?
У меня общей статистики нет. Да и этот показатель — не главная цель. В нашей школе, к примеру, 10 процентов выпускников идут дальше. В целом, по региону, этот показатель, думаю, значительно ниже.
Можно развить музыкальный слух, если нет природных данных?
Отсутствие природных данных — одно из самых распространённых заблуждений даже среди музыкантов. Почему? Это же замечательное оправдание для тех самых 99% педагогов, которые не смогли найти подход к ученику. Открою очевидную тайну: если у тебя нет глухоты, и ты способен различать элементарные звуки, то это достаточные природные данные для занятия музыкой. У среднего ученика музыкальной школы природные данные ничуть не выше, я сейчас не говорю о «моцартовских» способностях.
На каких инструментах не учат играть в нашем городе?
Из общепринятых академических инструментов — в Саратове не учат играть разве только по причине отсутствия желающих. Просто городу повезло с музыкальной инфраструктурой. А в целом, думаю, в Саратове не преподают локальные этнические и какие-нибудь совсем уж диковинные инструменты типа терменвокса. И хоть в «сонное царство» института саратовского музыкального образования ещё не проникли общепринятые экономические и прочие законы, если будет спрос на колёсную лиру или тирольское пение, думаю, предложение не заставит себя долго ждать.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: