В Москве в центре современного искусства «Гараж» проходит масштабная выставка в рамках триеннале российского современного искусства. Из разных городов страны привезены работы многочисленных авторов. Все произведения и проекты распределены по нескольким разделам, которые всесторонне отражают отдельные значимые тренды в современном искусстве. Невольно задумываешься, как эти тренды анализируются и в твоем родном городе.
Саратов представляет художник Александр Гнутов-Баюн со своей авторской мифологией (раздел так и называется — «Авторская мифология»), которую он разрабатывает много лет: его картины населяют тотемные животные, мифические персонажи и герои. На выставке экспонируются гримуар — книга заклинаний неизвестной магической практики на неизвестном языке — и видео, демонстрирующее процесс его создания. Дополнить саратовское представительство в этой теме могли бы и произведения Дмитрия Богатырева и Дарьи Хлаповой. В разделе «Искусство действия», вероятно, у нас самая большая лакуна, хотя в «Гараже» репортажи о монстрациях Артема Лоскутова в разных городах, деятельность Катрин Ненашевой и группы «Что делать», Алексея Йорша, Виктории Ломаско и других пользовались большой популярностью.
Кураторские проекты Игоря Сорокина вполне попадают в тему «Верность месту» о том, как художник осмысляет среду своего проживания, историю. Об этом, вероятно, и начатый в городе проект «Порталы истории». Акции Михаила Ле Женя, которые, безусловно, весьма космополитичны, всё-таки очень во многом про Волгу. Раздел «Общий язык» включает произведения, посвященные различным медиа и их осмыслению средствами искусства, и именно этим занимаются авторы саратовской группы REPA. Я не о том, что представительство Саратова должно быть обязательно большим, скорее о том, что выделенные обсуждаемые темы действительно общие. Да, и ещё был раздел «Мастер-фигура». Это тот, кто значительно влияет на ситуацию как в местном искусстве, так и далеко за её пределами. И не только в искусстве, но и в жизни.
Отдельный проект «Гаража» называется «Локальные истории искусства». В рамках него представители разных городов рассказывают аудитории о ситуации в современном искусстве у себя дома. Про Саратов довелось рассказывать мне. Как выяснилось, эта ситуация — желание услышать регионы — становится общей тенденцией. Как недавно напомнила на своей лекции в рамках недели «Стрелки» в Саратове Алиса Прудникова, в 2000-х все обсуждали взаимоотношение провинции и метрополии, центробежные и центростремительные тенденции. Сейчас региональные процессы тщательно изучают сразу три институции: «Гараж», ГЦСИ (Государственный центр современного искусства), который представляет г-жа Прудникова, и ММСИ (Московский музей современного искусства). Между прочим, кроме проекта в «Гараже» в те же дни в столице работали нижегородская выставка «Жизнь живых» (здание ГЦСИ предоставляется под цикл региональных проектов) и «Остановка ДК ЗИП» из Краснодара в ММСИ (здание в Ермолаевском переулке также планируется использовать для работ авторов со всей страны). Сложно поверить, что это внимание к регионам случайно и отражает только ситуацию в современном искусстве. Думается, кураторы почувствовали что-то гораздо более важное и всеобщее.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Саратов, выставка, животные, книга, проект, здание, про, Гараж, Художник, ГЦСИ, раздел