27 Апреля 2024, Суббота, 0:08 ВКонтакте Twitter

Плюс уберизация всей страны

Номер журнала: №3(193), март 2016 г.
Рубрика: Чай втроём
08/04/2016 00:59

Жизнь в эпоху цифровой революции — как и любой другой технологической революции — удивительна тем, что буквально на твоих глазах происходят процессы, кардинально меняющие самые обычные бытовые вещи, саму повседневную жизнь. Более того, вчерашние открытия очень быстро устаревают и уступают место новым, более продвинутым технологиям. Казалось бы, еще на нашей памяти сотовая связь вытеснила на «свалку истории» проводную телефонию, а уже сегодня простые монохромные мобильные телефоны без доступа в интернет выглядят допотопными раритетами в сравнении со смартфонами, которые интегрировали в себе функции телефона, видео- и фотокамеры, диктофона, персонального компьютера и прочих гаджетов. Пришедшая на смену пейджерам услуга СМС-сообщений находится в глубоком кризисе на фоне развития бесплатных мессенджеров. И так далее.
В последнее время все чаще можно услышать термин «уберизация» экономики. Простыми словами этот процесс можно объяснить как устранение посредством цифровых технологий лишних звеньев между клиентом и поставщиком продукции или услуг. Имя термину дал ставший всемирно известным сервис «Убер» по поиску ближайшей машины такси и ее автоматического заказа. Мобильное приложение (или его аналоги) стало настолько популярным, что во многих мегаполисах фактически поставило на грань краха официальные таксопарки. Сами же создатели «Убера» баснословно обогатились: стоимость этого стартапа составляет 60 млрд долларов и превышает капитализацию любой сырьевой российской компании.
Не стоит думать, что созданием подобных интернет-сервисов занимаются только в Силиконовой долине. Вполне возможно, будущее творится прямо в соседнем с вашим дворе. В конце минувшего года Саратов стал пилотной площадкой для запуска двух мобильных приложений — «Моем.Авто» и «Марафет». По аналогии с «Убером» они предлагают пользователям при помощи пары-тройки кликов забронировать себе удобное время и услугу на одной из многих городских автомоек (в первом случае) или записаться к нужному мастеру в салон красоты (во втором). Создателями сервиса стали экс-гендиректор МедиаМира (медиаподразделения РБК), один из создателей популярных интернет-ресурсов «Утро.ру», QIP, Loveplanet, Smotri.com, «Фишки.нет», генеральный директор фонда 101Startup Михаил Гуревич и интернет-предприниматель Анатолий Файфель. В разговоре с ними «ОМ» попытался приоткрыть завесу над ближайшим будущим и разузнал, насколько реально сегодня разбогатеть на интернет-стартапах.

— Итак, что сегодня происходит в мире технологий? Какие тенденции самые актуальные? Чего нам ждать или… бояться?
Михаил Гуревич: Мир технологий — это, на самом деле, такое всеобъемлющее понятие. Прежде всего, надо разделять, что есть мир хардвера, то есть различных гаджетов, и мир софта, то есть программ. Я совсем недавно вернулся с мероприятия под названием World Mobile Congress в Барселоне. Так вот, что касается хардвера, главная тенденция очевидна — это так называемый «интернет вещей». Сегодня есть возможность практически любой предмет сделать «умным», хоть бутылочку с водой. Для этого достаточно разместить радиочастотную RFID-метку и спокойно управлять этим предметом на расстоянии. Ключевая проблема в том, чтобы угадать, что именно нужно потребителю. Что должна делать эта «умная» бутылочка с водой? Нагреваться, автоматически открываться или что-то другое, что будет востребовано покупателями. Сегодня это гадание на кофейной гуще, никто пока толком не знает, что именно из «умных вещей» пойдет в массы.
— Есть мнение, что покупатель тем более не знает, что ему нужно, до тех пор, пока ему это не покажет продавец.
М.Г.: Абсолютно точно. Покупатель, конечно, этого тоже не знает, поэтому все сейчас — и производители, и продавцы, и потребители — пытаются это угадать. И эти процессы, кстати, очень похожи на то, что происходит на рынке мобильных приложений — а это уже мир софтвера, то, чем занимаемся мы. Совершенно очевидно, что маркетплейсы типа «Убера» будут получать еще большее распространение. Все больше услуг реального мира будет подбираться и оплачиваться через интернет. И сегодня многие, и мы не исключение, пытаемся угадать, что именно нужно нашим потребителям. Тут, конечно, надо понимать, что хотя подобными сервисами уже пользуются миллионы людей, соответствующая моторика у большинства пользователей еще не выработалась. Очень многим кажется, что залезть в интернет, потом переключиться на телефон, куда-то позвонить, записаться — это будет проще, чем скачать мобильное приложение и в течение нескольких десятков секунд заказать эту же услугу через него. Но такая привычка уже появилась у продвинутых пользователей, и она появится у всех остальных — просто потому, что это, действительно, намного быстрее и удобнее. Вот примерно две такие большие параллельные тенденции: интернет вещей и интернет-сервисы, которые сейчас диктуют моду на глобальных рынках.
Как работает созданное вами приложение «Моем.Авто»?
Анатолий Файфель: Пользователь скачивает приложение «Моем.Авто» из App Store или Google Play и после установки видит на карте доступные автомойки. Может выбрать из них ближайшую к себе или привычную автомойку, посмотреть, какая из них сейчас свободна, и в режиме онлайн забронировать себе время, а также дополнительные услуги. Оплата услуги тоже проводится онлайн через банковскую карту — ее достаточно один раз привязать к своей учетной записи. Это нам дает, во-первых, прозрачность всего процесса: пользователь всегда может вести учет где, когда и на что он потратил свои деньги; а во-вторых,— формализует отношения между автовладельцем и автомойкой. Принимая стопроцентную предоплату, мы тем самым подтверждаем намерение клиента действительно воспользоваться услугой и можем гарантировать поставщику, что клиент придет. В противном случае, как это реализовано в аналогичных проектах бронирования услуг, клиент может, не уведомляя поставщика услуги, в последний момент отказаться и таким образом подвести поставщика под простой. Это никому не надо. С другой стороны, мы гарантируем, что если клиент оплатил заказ и потом до срока его выполнения решил его отменить, все перечисленные деньги вернутся ему на счет.
Кроме всего прочего мы даем автомойкам систему учета, которая позволяет уйти от ставших, к сожалению, традиционными «тетрадей», а также — наладить взаимодействие с клиентами и, например, их информирование об акциях с помощью рассылок.
В ближайшее время мы готовимся предоставить новую услугу для корпоративных клиентов с большим автопарком, которая позволит им мыть свои машины на всех автомойках системы, не заключая договор с каждой автомойкой в отдельности, а заключив лишь один договор с «Моем.Авто».

М.Г.: Интересно, что развитие «Убера» многократно увеличило количество поездок на такси. В Москве, по разным данным, количество таксистов увеличилось в 7 раз. То есть мобильные приложения не только упрощают доступ к услуге, но и увеличивают потребность в ее использовании, то есть меняют рынок. Представить себе это очень просто. Допустим, в вашем графике образовался свободный час. Через приложение «Моем.Авто» вы можете в течение минуты обнаружить поблизости автомойку, сделать заказ и быстро доехать туда. Сейчас же нужно искать эти автомойки, объезжать их в поисках свободных мест, гадать, что там вам предложат, и так далее — конечно, никто этим заниматься не будет, если нет уже крайней необходимости. Поэтому, конечно, это большое благо и для самих автомоек, которые существенно расширяют клиентскую базу, ну и машин чистых должно побольше стать. При этом нужно понимать, что платформа почти безгранична и теоретически может использоваться для любых услуг, которые мы заказываем по телефону. Сейчас мы уже запускаем аналогичный интернет-сервис «Марафет» для салонов красоты…
А.Ф.: Мы, кстати, к этой идее пришли, когда поняли, что, с точки зрения IT, услуга чернения колес аналогична услуге чернения бровей. Единственное существенное отличие для «Марафета» по сравнению с «Моем.Авто» — в салонах красоты существенную роль играет еще выбор мастера.
М.Г.: Да. Следующий логичный шаг — расширить этот сервис за счет шиномонтажных мастерских. Может быть, даже с возможностью не только заказать удобное время, но и указать место, куда шиномонтажники должны подъехать.
— Но шиномонтаж в Саратове, да зачастую и автомойки — это просто гаражи или ангары, в которых даже компьютера нет…
А.Ф.: Если бы лет пять-шесть назад кто-то сказал, что тысячи таксистов будут регистрироваться в мобильных приложениях, чтобы найти клиентов, над ним бы просто посмеялись. А сегодня у каждого таксиста есть по два-три мобильных устройства, из которых он получает заказы. Поэтому, на самом деле, как только появляется спрос, бизнес перестраивается очень быстро. Технически шиномонтаж уже реализован в текущей версии «Моем.Авто», но мы пока сосредоточились на автомойках.
— Бум мобильных приложений зародился на Западе, и, наверное, не будет ошибкой сказать, что на данный момент в нашей стране в полной мере его ощущают разве что москвичи. Это отставание — следствие менталитета, инфраструктурных ограничений или чего-то еще?
М.Г.: В России все далеко не так плохо с интернет-технологиями, как принято думать. Совсем неплохо развита электронная коммерция, и большинство покупателей давно готовы заказывать товары через интернет. Те же мобильные приложения в России очень хорошо пошли. Может быть, потому, что процент людей, которые пользуются кредитными карточками не ниже, а то и выше, чем в некоторых достаточно развитых странах. Мы исследовали рынок потенциальных клиентов приложения «Моем.Авто» в Саратове и Энгельсе. Из 1,1 млн человек ими являются 100 тысяч — это люди, у которых есть иномарка, смартфон и которые активно пользуются мобильным интернетом. Это весьма серьезная аудитория. Если продолжать о преимуществах России, то это и цена мобильного интернета, которая является одной из самых низких в мире. И даже охват высокоскоростным соединением 4G в больших городах на очень хорошем уровне. Должен сказать, что даже в Америке в некоторых населенных пунктах ты упираешься в просто-напросто плохой канал связи и сидишь со своими новомодными гаджетами не при делах. Так что я бы не сказал, что есть катастрофические инфраструктурные барьеры.
А.Ф.: Единственное, Саратов пока очень сильно отстает от Москвы в доступе к публичному вай-фаю. Там он практически везде, а в Саратове пока еще роскошь.
М.Г.: Ну да. Хотя зачем нужен публичный вай-фай, если у тебя связь 4G с дешевым безлимитным или почти безлимитным доступом? Но вот наши люди уже привыкли к этому и, заходя в новое заведение, первым делом интересуются: есть ли здесь вай-фай.
— По вашим прогнозам, как скоро в Саратове использование мобильных приложений станет таким же привычным делом, как, скажем, СМС-сообщения?
М.Г.: Тут важно то, что американцы называют словом buzz. По-русски говоря, шумиха. Если говорить о «Моем.Авто», на мой взгляд, очень важно, что это именно саратовское приложение, которое затем будет выходить в другие регионы страны. То есть не какой-то дядя из-за океана создал, а твои же земляки. Как минимум, пользоваться этим сервисом должно быть патриотично и престижно. Но в любом случае это войдет в привычку очень скоро. С нашей помощью — за год, без нашей помощи — за два года.
— Какие условия вам необходимы для успеха?
А.Ф.: Очень важно заинтересовать бизнес в сотрудничестве и вовлечь в процесс. Сегодня у нас уже есть несколько партнеров, с которыми мы развиваем проект в Саратове. Многие предлагают нам новые идеи, и то, что команда разработчиков находится в Саратове, позволяет быстро реализовывать идеи наших партнеров. Мы всегда открыты к новым партнерствам, в настоящий момент нам необходимо подключить больше автомоек.
Что касается пользователей, Саратов все-таки университетский город, так что среди ста тысяч потенциальных пользователей продвинутых достаточно много. В этом смысле условия для успеха благоприятные. Есть некоторые нюансы в том, что не все еще активно пользуются пластиковыми картами, но со временем количество активных пользователей пластиковых карт будет только увеличиваться и наша аудитория будет расти.

— Как автомойка может оказаться в вашем приложении?
А.Ф.: Это очень просто. Для этого достаточно оставить заявку на подключение на нашем сайте http://moemauto.club/, и дальше сотрудник компании свяжется с автомойкой и все объяснит.
— На пять лет вперед заглянуть можете? Хотя бы примерно, как будут выглядеть мобильные технологии в 2021-м году?
М.Г.: Знаете, в свое время все фантасты ошибались. Если смотреть фантастические фильмы прошлых лет, можно увидеть разнообразные летательные аппараты, технологичный общественный транспорт, космические программы, но заметьте — компьютеры везде огромные. То есть никто так и не предположил, что прогресс пойдет по пути миниатюризации. Это я к тому, что прогнозы в области технологий — вещь довольно непростая. Пожалуй, можно предположить, что будет идти дальнейшее интегрирование функций в смартфоны. Вероятно, мы сможем оплачивать покупки, поднося к сканеру свой телефон, открывать при помощи мобильника дверь в свою квартиру. Еще меньше будет наличных денег и больше — электронных. К интернету будут подключены вещи, которые мы носим на себе,— часы, очки, предметы медицинского назначения. Уже активно выходят на рынок очки виртуальной реальности — это новое поколение компьютерных игр, в которых, вместо того чтобы нажимать «Энтер», нужно будет несколько раз моргнуть. И, конечно, должен быть решен вопрос с алгоритмами управления big data, большими объемами данных, которые собирают у пользователей. Пока эти алгоритмы только ищут, и когда найдут, жизнь станет намного удобнее. Например, при помощи интеллектуальной организации движения в городе может быть решен вопрос автомобильных пробок.
— А что вы скажете тем, кто считает, что именно сейчас сбываются прогнозы Джорджа Оруэлла про следящего за каждым Большого Брата?
М.Г.: Скажу, что выбор очень простой: или быть параноиком, или им не быть. Никому, кроме ваших родителей или близких, не интересна ваша личная жизнь. Тем более что на планете живут более 6 миллиардов человек. Интересна именно big data, обобщенные данные: по такой-то улице ежедневно проходят 10 тысяч человек, столько-то людей интересуются индийской кухней. Поэтому бояться технического прогресса — это усложнять жизнь только самому себе и никому больше.

Мнения:
- Будущее — однозначно в новых цифровых технологиях. И лучше сегодня стать первым, чем потом догонять кого-то. Что касается мобильного приложения «Моем.Авто», в нем привлекает то, что оно разработано в Саратове. Соответственно, у него больше шансов развиться в нашем городе. Это не та ситуация, когда приходит большая франшиза и под нее нужно как-то подстраиваться. Здесь же у разработчиков и клиентов есть возможность совместно адаптировать все процессы.
Антон Абраменко, дилер автохимии «Чистая сила»

- «Моем.Авто» — новый проект, который совсем недавно был запущен в Саратове. На мой взгляд, это очень удобно и для клиентов, и для самих автомоек. Можно в своем смартфоне найти ближайшую автомойку, автоматически записаться, оплатить. Сегодня вся молодежь пользуется смартфонами, да и взрослое поколение начинает понимать удобство таких сервисов. Люди уже привыкли оплачивать через интернет коммунальные платежи, продукты, услуги. Думаю, за такими проектами будущее.
Константин Крук, автомойка АРК

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 36Итоговая оценка: 3.03
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Точка ноль"Неплохая в целом "попса" про самоизоляцию, вирусы и "антиваксеров"
24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 27 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ