Мы часто вспоминаем слова детской песенки: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться», но оказывается, это прошлый век — для успешного обучения при нынешних образовательных стандартах необходим не столько веселый нрав, сколько… научно-исследовательские навыки, умение обобщать и систематизировать знания, полученные на школьных уроках и почерпнутые из умных книг, чтобы ставить и решать самые настоящие научные задачи, пусть пока локального масштаба, а в будущем, возможно, и более значительные. Это направление сегодня — одно из приоритетных для Восточно-Европейского лицея Саратова.
Сама идея приобщения школьников к научным изысканиям для расширения их кругозора и умения аргументированно отстаивать свою позицию, опираясь на знание различных школьных дисциплин, появилась несколько лет назад. Воплотить ее в жизнь, сделав научной площадкой лицея, смогли профессионалы своего дела — преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ, председатель Саратовского областного отделения Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь» Наталия Леонардовна Гусакова при активной поддержке директора Научно-образовательного центра СГТУ, профессора, доктора исторических наук Нины Ивановны Девятайкиной, которая и по сей день является куратором этого важного направления деятельности ВЕЛа. Вместе с ними работу ведет заместитель директора по научно-методической работе, учитель обществознания, истории Екатерина Витальевна Зайцева. Благодаря их усилиям — настоящих энтузиастов и неравнодушных людей — на базе Восточно-Европейского лицея уже в пятый раз проводился региональный тур XXIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Несомненной заслугой креативных педагогов можно считать то, что Саратов — один из регионов страны, где общество «Исследователь» организовало научную площадку для подобного конкурса, причем ВЕЛ был первым в реализации этого проекта и сумел доказать, что уровень проведения научного форума в провинции ни в чем не уступает столичному.
Особенность регионального форума в том, что на этом этапе принять участие в конкурсе всероссийского масштаба могут не только старшеклассники, но и младшие учащиеся всех учебных заведений региона — так, в этом году подано 130 заявок из 4 районов Саратова и 7 районов области, к заочному этапу впервые подключились представители Пензы.
В качестве рецензентов традиционно выступают кандидаты наук и профессора вузов, они внимательно изучают работы и дают компетентные рекомендации к участию (или неучастию) каждого претендента в следующем этапе конкурса. По результатам регионального конкурса для старшеклассников, прошедшего на площадке ВЕЛ в декабре, лишь считанные единицы из представленных материалов жюри направило в Москву на заключительный очный тур, который состоится в апреле. Это лишний раз свидетельствует, насколько тщательно и, что важно, объективно ведется отбор претендентов на высшие награды. Нелегко стать лучшим из лучших, зато победители получают честное признание своих заслуг, льготы при поступлении в вузы, а также, помимо прочего, присутствует и материальный стимул. «Каждый год саратовцы, среди них и учащиеся ВЕЛа, привозят из столицы дипломы и награды, высшей из которых считается Премия Президента РФ»,— говорит директор лицея Роман Русланович Овсенев, вспоминая предыдущие конференции Вернадского. (Кстати, саратовские школьники уже трижды становились обладателями президентского гранта в 10 тысяч рублей.) В его словах — гордость за юных земляков и их научных руководителей, за неоскудевающий талантами саратовский край.
Младшие участники конференции Вернадского (1-7 класс) о столице пока не мечтают, но активно пробуют свои силы и выясняют, с точки зрения науки и практики, важные вещи, такие, как анализ состояний меда и его полезности или возможно ли сделать пуговицу из… молока. Темы научного исследования могут кому-то показаться узкими, но спектр предметов, которые затрагивает каждая работа, широк — это биология, физика, история, обществознание, химия, информатика, геология, лингвистика, культура… Ну а подготовка ведется на самом высоком уровне, и «малышковый Вернадский» набирает все большую популярность, год от года растет количество оригинальных работ. В этом раскрывается педагогический талант педагогов, точнее, научных руководителей — пробудить в юных душах исследовательский интерес, развить творческое начало, открыть путь к научному мышлению и обозначить на ранних этапах взросления ступени совершенствования себя и своих знаний. К тому же, подобная деятельность позволяет преподавателю лучше узнать воспитанников, оценить их возможности, а порой и выявить скрытые таланты, чтобы направить творческий потенциал в нужное русло.
* * *
В настоящее время Восточно-Европейский лицей проводит набор учащихся в 5-11 классы социально-экономического профиля. Организация учебно-образовательного процесса по самым высоким стандартам, включая научную составляющую, помогает детям более успешно сдавать экзамены в вузы, а навыки, которые приобретают здесь ребята, способствуют быстрой адаптации в период вузовского обучения. По признанию выпускников, а ныне студентов учебных заведений высшей школы Саратова и столичных городов, они не испытывают затруднений при подготовке рефератов и тематических докладов, курсовых и дипломных работ: «ВЕЛ научил нас самому главному — не бояться совершать открытия и идти навстречу новому. На первый взгляд, парадокс: чем больше багаж знаний, тем легче идти вперед,— но это работает! Мы усвоили: совсем не важно, устремишься ли ты в науку или станешь просто хорошим специалистом, рано или поздно ты ощутишь — то, что дал нам лицей, становится дополнительным ресурсом в любом деле, какое бы ты для себя ни выбрал».
* * *
МОУ Восточно-Европейский лицей
410 003, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, 2
тел./факс 75-21-05
e-mail: mouvel@mail.ru
http://моувел.рф
Проводится набор в 5-11 классы социально-экономический профиль
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: