Журналу «Общественное мнение» — 15 лет, и в руках вы держите не обычный ежемесячник — эдакий медийный отчет за календарный период, а своеобразный дайджест региональной истории за два (почти) последних десятилетия. То есть мы-то хотели собрать лучшие материалы, а получилась не выставка золотых перьев, но топографическая карта. Дороги в никуда, по обочинам которой стоят знаки и вехи.
…Недавно я давал интервью одному специализированному литературному изданию. Интервьюер, видимо, забив мои данные в поисковики интернета, вытащил древнюю историю (кстати, тоже юбилейную, десятилетней давности) моего суда с тогдашним мэром Саратова Юрием Аксененко. И захотел подробностей. Я ему ответил в письме: «Зачем тебе эти преданья седой старины? Я с былинных тех времен создал еще с десяток проектов, повоевал с косым десятком очень влиятельных мужчин и женщин, три книги издал, сына родил, многих близких, увы, похоронил… Подружился с Прилепиным, выпил с Лимоновым. А бывший мэр Юрий Николаевич еще круче — был снят, потом взят, отсидел (от звонка до звонка, по УДО не отпустили!), пенсионерит, сейчас вот опять соблазн публичности одолел — мелькает в медиа, высказывает мнения… Я к нему по-доброму».
А потом мне сделалось за эту тираду немного стыдно. И за хвастовство (хотя всё здесь — чистая правда), но больше за пренебрежение историей. Собственно, с этого нежелания тащить на себе груз дней вчерашних и начинаются очень печальные вещи.
Вот какое безрадостное открытие я совершил в области новейшей российской метафизики — в провинции исчезло историческое измерение, всё, даже самое значимое, едва случившись, пропадает, исчезает, растворяется, будто под воздействием сильнейшего химического реактива. Какая-то воплощенная Лета. Прореха. Конец истории (вовсе не по Френсису Фукуяме).
Историческое измерение пропадает там, где люди начинают думать исключительно о выживании, а власть — только о пиаре.
Если брать близкую мне сферу СМИ, это очень наглядно. Выживают все, даже СМИ, целиком озадаченные властным пиаром. По-своему выживают коллеги, которые являют собой медийные подразделения бизнес-групп. Выживают реликтовые уже островки вроде нашего ОМа, пытающиеся проводить независимую редакционную политику — пусть и с учетом разных векторов влияния. Дело тут даже не в финансах и ресурсах (хотя и в них тоже), а в отсутствии стимулов и возможностей для развития — идейных, креативных, отраслевых, нишевых, да уже и кадровых.
Когда заканчивалась первая пятилетка нашего долгого уже пути, я сформулировал для себя задачу: выстроить независимый, чисто региональный медийный бизнес. Показать, что это возможно. А с годами убедился, насколько это утопия в предложенных условиях. Когда тебя, белую ворону, прессует и плющит прежде всего среда. Вот это понимание расстраивает по-настоящему. Даже в том смысле, на что уходит жизнь и энергия. Однако, «делай что должно».
И делаем. И продолжим.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: