23 Октября 2019, Среда, 12:34 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Короли перевозок

Номер журнала: №7(196), июль 2016 г.
Рубрика: Дикое поле
Короли перевозок04/08/2016 13:37

В начале июля портал Domofond.ru опубликовал рейтинг 100 крупнейших российских городов по качеству общественного транспорта. В ходе исследования были опрошены 310 тысяч россиян на предмет того, как они оценивают качество дорог, состояние общественного транспорта, а также доступность парковочных мест в своём родном городе. Оценить ситуацию предлагалось по 10-балльной шкале и, что показательно, ни один из городов не попал в десятку, то есть не был отмечен наивысшей оценкой. Самой удобной с точки зрения транспортной инфраструктуры оказалась Тюмень, с уровнем в 7 баллов, а аутсайдерами стали Омск и подмосковная Балашиха, набравшие всего по 4,3 балла. Примечательно, что Саратов также на крайне незавидной 96-й позиции, или пятый с конца с оценкой в 4,7 балла. Как отмечает портал «Бизнес-вектор», судя по всему, не в пользу Саратова «сыграло бедственное положение его электротранспорта, плохие дороги на окраинах, пробки и ругаемые горожанами еле ползущие автобусы, готовые выстаивать на остановках часами. Обещание снять часть автобусов с маршрутов, дублирующих троллейбусные, городские чиновники, похоже, не планируют выполнять». Областному центру «утёрли нос» Балаково и Энгельс, транспортную ситуацию в которых местные жители оценили в 5,2 и 5,4 балла соответственно.
Про транспортные проблемы нашего региона и областного центра в особенности говорится постоянно, однако ситуация год от года только ухудшается, яркий пример чему — история с отключением саратовского электротранспорта от сетей за долги перед энергетиками (см. статью «День, когда трамвай остановился»). Чтобы разобраться в происходящем, необходимо найти причины возникновения проблем, а как известно, у каждой проблемы есть фамилия, имя и отчество. Как и в других отраслях разрушающегося народного хозяйства, в транспортной есть свои короли и изгои, бенефициары и могильщики.
Есть в Саратове крупнейший автобусный перевозчик — АО «Автокомбинат-2», возглавляет его почетный работник транспортной отрасли РФ, депутат облдумы Андрей Павлович Беликов. Это официальная информация, но амбиции г-на Беликова куда как шире. По слухам, министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Чуриков первым делом отправляет соискателей на различные должности в своем ведомстве на улицу Автокомбинатовскую, «побеседовать с Андрей Палычем».
Андрей Беликов родился под счастливой звездой. Его отец, Павел Сергеевич Беликов (не путать с Павлом Петровичем Беликовым, экс-министром территориального развития области, а ныне фигурантом громкого уголовного дела.— Авт.), еще в советские времена возглавил Саратовское производственное объединение грузового автотранспорта №2, а когда стало можно, успешно его приватизировал. Уже в 22 года его сын Андрей стал руководить одной из «дочек» «Автокомбината №2», а в 28 — первым заместителем своего отца. Окончательно бразды правления одной из крупнейших транспортных баз Поволжья Павел Беликов передал сыну в 2007 году, когда тот уже достиг солидного 38-летнего возраста.
В 2009 году под руководством Андрея Беликова «Автокомбинат №2» стал триумфатором скандального конкурса по отбору перевозчиков на городских маршрутах. Конкурсная комиссия тогда отдала предприятию г-на Беликова более трети муниципального объема перевозок на автобусах большой вместимости и «ГАЗелях». А почему конкурс назвали скандальным? Да потому что сразу ряд перевозчиков обратились в антимонопольное ведомство, указав, что победителей признали таковыми необоснованно. В частности, «АК-2» отдали огромную долю рынка, несмотря на то, что на балансе комбината не числилось ни одного автобуса. Вместо этого предприятие предоставило документы об аренде подвижного состава у третьих лиц. К слову говоря, такую схему работы крупнейший перевозчик региона сохраняет и по сей день, находя в ней очевидные финансовые плюсы.
Представители вытесненных с рынка транспортных компаний в порыве обличительства доходили до прямых заявлений, что, дескать, победа конкурентам досталась исключительно благодаря их готовности делиться и применять разнообразные «серые» схемы учета пассажиров. Но, как говорят в России, после драки кулаками не машут — о чем бунтовщикам впоследствии недвусмысленно сообщили в различных судебных инстанциях.
Как бы то ни было, беликовский автокомбинат по итогам того конкурса занял ведущее положение в сфере общественного транспорта Саратова, а у самого Андрея Павловича дела пошли настолько хорошо, что он вложился в кресло депутата сначала городской, а затем и областной думы (своей репутацией и харизмой, конечно, а вы про что подумали?).
Нельзя сказать, что «Автокомбинат-2» совершил революцию в уровне обслуживания пассажиров. Скорее, наоборот, притчей во языцех в Саратове стали сомнительное техническое состояние списанных за границей автобусов, низкая культура поведения водителей, взимание платы за проезд без «обилечивания». И тем не менее новый конкурс городских перевозчиков в 2014 году снова стал победой «Автокомбината №2», которому досталось 36 маршрутов, в том числе наиболее рентабельные, магистральные — №6, 11, 18Д, 53. Фактически же был зафиксирован раздел рынка городского общественного транспорта между четырьмя компаниями: помимо «АК-2», это муниципальное предприятие «Саратовгорэлектротранс», которое уже несколько лет неведомые силы упорно ведут к банкротству, областной «Межгортранс» и частный «Икар-Транс» Вадима Факирова.
Окончательно застолбив за собой значительную долю городских перевозок, г-н Беликов осознал, что в одном Саратове ему тесно, и принялся за агрессивное расширение своей империи. По неслучайному стечению обстоятельств восхождение Андрея Беликова к новым высотам совпало с началом проекта «Валерий Сараев». Двух товарищей по Ленинскому районному отделению «Единой России» связывают не только один район и не только одна партия, но и многолетние дружеские отношения. И то сказать, к кому попало родного сына работать не пристроишь. Не все, наверное, знают, что Николай Валерьевич Сараев является гендиректором небольшой автобусной компании «Эдельвейс-Экспресс», которая работает под крылом «Автокомбината №2» и, в частности, закрывает направление на ЗАТО Светлый.
Поэтому когда в октябре 2014 года Валерий Сараев стал зампредом облправительства (и, в частности, куратором транспортной отрасли) с перспективой перейти в скором времени в кресло мэра Саратова, это стало очень хорошей новостью для Андрея Беликова. Гешефт не заставил себя долго ждать. Уже через полгода минтранс проводит конкурс на пригородные перевозки, и два самых «вкусных» маршрута Саратов – Энгельс (№247 и №284а) достались… «другу Андрею». Надо сказать, министру транспорта области Николаю Чурикову близко и понятно главное правило чиновничьего сюзеренитета: друг моего босса — мой друг. Что стало приятным сюрпризом для г-на Беликова, предыдущий опыт которого с «карманным» министром Николаем Годуновым вышел не слишком удачным.
Вскоре после назначения г-на Сараева зампредом правительства г-н Беликов стал во всеуслышание заявлять, что ему-де выдан карт-бланш на реформирование транспортной отрасли региона, причем не кем-нибудь, а самим губернатором Валерием Радаевым. Якобы г-ну Беликову разрешат назначить своих людей на ключевые посты в сфере, если он возьмет на себя обеспечение транспортной доступности в сельских районах. Неизвестно, имел ли место в действительности такой разговор или все это лишь бахвальство Андрея Павловича, но его люди действительно появились там и сям, а вот с перевозками в отдаленных районах области по-прежнему беда. Достаточно сказать, что в настоящий момент через процедуру банкротства проходят Озинское, Алгайское, Балтайское, Екатериновское и Марксовское АТП, а также Балашовское пассажирское автотранспортное предприятие №2. При этом г-н Беликов за бесценок выкупил только те два АТП, в которых сохранилась солидная материальная база: Хвалынское ему досталось по цене трехкомнатной квартиры, за 3,9 млн рублей, а Ершовское — за 9 млн рублей, при начальной цене продажи в 18 млн рублей.
Предметом особого интереса Андрея Беликова является саратовский автовокзал. Первую попытку поставить стратегический объект под свой контроль он предпринял, когда областным министром транспорта был его ставленник Николай Годунов. Тогда директором автовокзала была назначена Галина Аверкиева, супруг которой работает на «Автокомбинате-2». Но век г-на Годунова оказался недолог, и после его ухода с поста поменялся и начальник вокзала. А в прошлом году на многострадальный объект пришел бывший руководитель городского «Транспортного управления» Владимир Бессонов, которого называют человеком, близким к Валерию Сараеву. Сейчас с саратовским автовокзалом работает пул перевозчиков, которые так или иначе аффилированы с четырьмя персонами: Андреем Беликовым, Борисом Кайдановым (он сохраняет контроль над «Межгородтрансом» через номинального руководителя, своего племянника Михаила Любарского), Кириллом Лаврентьевым (бывший руководитель балаковского пассажирского автокомбината) и самим Владимиром Бессоновым (в частности, он является совладельцем перевозчика «Юпитер-В», который осуществляет рейсы на Пензу).
Крайне любопытный факт: 3 марта 2016 года зарегистрировано новое юридическое лицо — ООО «Саратовский автовокзал «Волга». Адрес регистрации — улица Автокомбинатовская, 15 — совпадает с расположением «Автокомбината-2». Учредителями компании выступили три дамы: дочь г-на Беликова Диана Андреевна Беликова (доля — 25%), ее постоянный бизнес-партнер, обладательница очень известной в области фамилии Светлана Вячеславовна Заигралова (25%), а также некая Анна Сергеевна Судакова (50%). А директором этого самого ООО поставлен Кирилл Горькуша. Он довольно известное лицо в транспортной отрасли города. Некогда он вместе со своим закадычным другом Матвеем Вальковым работал в частной фирме «РЖД-Трансфер», которая занимается продажей билетов на автобусы на территории железнодорожного вокзала. Компания эта накопила долги перед перевозчиками, после чего ушла в процедуру банкротства, а пара приятелей скоро обнаружилась в стане главного конкурента — ООО «СарАвтовокзал», где сейчас г-н Горькуша работает начальником отдела, а г-н Вальков — первым замом г-на Бессонова.
Что же это за «Саратовский автовокзал «Волга» такой, столь явно аффилированный с Андреем Беликовым и Владимиром Бессоновым? Объекта с таким названием в городе нет, и совершенно очевидно, что по адресу «прописки» на улице Автокомбинатовской вокзал открывать никто не будет, хотя бы по причине того, что это глухая промзона на окраине города. Меж тем, новое юрлицо уже активно участвует в конкурсах на аренду кассовых пунктов на Привокзальной площади, причем в тесной связке с ООО «СарАвтовокзал» и индивидуальным предпринимателем Варнаковой Ириной Викторовной (еще один бизнес-партнер Владимира Бессонова, совладелица уже знакомого нам перевозчика «Юпитер-В»). В общем, мы имеем два юридически различных автовокзала, но работают там и там практически одни и те же люди и примерно над одинаковыми задачами. А ключевая разница между ОАО «СарАвтовокзал» и ООО «Саратовский автовокзал «Волга» заключается в том, что первое на 100 процентов принадлежит государству, а второе — совсем наоборот. И тут самое время вспомнить народную мудрость, что «пессимист — это хорошо информированный оптимист», и прикинуть варианты развития событий. Их напрашивается, собственно, два. Либо государственный автовокзал в ближайшее время банкротится, а к тому есть все предпосылки, поскольку долги перед перевозчиками увеличиваются от месяца к месяцу. Самое смешное, что в пуле кредиторов может выступить сам директор Владимир Бессонов от лица своего «Юпитер-В». И, конечно, компанию ему составят вся вышеупомянутая коалиция перевозчиков автовокзала: г-да Беликов, Кайданов, Лаврентьев… В таком случае структуры, аффилированные с Андреем Беликовым, как основные кредиторы смогут выкупить «по дешевке» здание и инфраструктуру автовокзала. И вот тут-то и пригодится созданное недавно юрлицо. Схема увода государственной собственности в частные руки, прямо скажем, широко известная и отработанная.
Второй вариант — более мягкий, но суть примерно та же. ОАО «СарАвтовокзал» останется в качестве своеобразной государственной крыши, но все процессы и активы будут переданы «на аутсорсинг». В таком случае сам областной актив будет являться обычной пустышкой с околонулевой прибылью, а весь «кэш» будет аккумулироваться на этажах пониже.
В конце минувшего года начальником городского «Транспортного управления» был назначен Дмитрий Фремке. До прихода на эту должность он трудился техническим директором «Автокомбината-2», а его отец Владимир Фремке до сих пор входит в состав правления АО «Автокомбинат №2» и руководит перевозчиком «Фрелго», работающим под крышей и брендом указанного АО, у которого собственных автобусов, напомним, нет. В результате г-н Фремке-младший как бы осуществляет контроль над деятельностью своего многолетнего босса и своего отца: реагирует на жалобы пассажиров, решает вопросы об открытии, продлении или закрытии маршрутов и так далее. Конфликт интересов? «Нет, не слышали».
Ну а о пассажирах и говорить не приходится: мы всё видим своими глазами каждый день. Обслуживание лучше не становится, социальная сеть маршрутов «съеживается». Практика показывает, что при сохранении имеющихся тенденций в отрасли, на перспективах ее развития можно будет поставить крест. И в самом деле, зачем обновлять подвижной состав, бороться за высокий уровень сервиса, строго выполнять расписание движения, если пассажиры от тебя все равно никуда не уйдут. Только рентабельность портить. А она в транспортных перевозках остается весьма высокой, даже при существующих тарифах и официальных жалобах перевозчиков.


Теги: Саратов, культура, Балаково, квартиры, времена, бизнес, Валерий Сараев, Энгельс, долги, Волга, конкурс, автобусы, автовокзал, контроль, города, предприятие, юрлицо, компании, про, проблемы, там, СарАвтовокзал, АТП, время, отец, Владимир Бессонов, хозяйства, ООО, положение, автокомбинат, состав, портал

Оцените материал:12345Проголосовали: 1088Итоговая оценка: 2.94Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
Загрузка...
Что в ближайшее время будут делать на проспекте Кирова после реконструкции?
Оставить комментарий
Россельхозбанк вклад Инвестиционный

Новости

Частное мнение

07/10/2019 13:18
Методы Станислава Невейницына: уволить, осудить, посадить
Методы Станислава Невейницына: уволить, осудить, посадить | Отзывов: 3"ОМ" намерен посвятить серию материалов бывшим работникам бизнес-империи Невейницына, вставшим на пути своего патрона
26/09/2019 10:00
Много детей – много радости, удачи и побед?
Много детей – много радости, удачи и побед?"Я влюбилась в эту семью! Они замечательные!"
18/09/2019 13:55
Тернистый путь Саратовской гармоники
Тернистый путь Саратовской гармоники20 сентября отмечает юбилей Сергей Шалимов - один из главных пропагандистов Саратовской гармоники, символа региона
17/09/2019 13:33
"Трубное дело": хронология поднадзорного беззакония | Отзывов: 6Итоги журналистского расследования о деятельности Станислава Невейницына и расследовании уголовного дела, возбужденного по его заявлению
12/09/2019 16:00
Дело
Дело "ТОРЭКСа" пытаются убрать из СМИ | Отзывов: 5Интернет-издания подали апелляционные жалобы на решения районных судов

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 23 Октября 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ