23 Мая 2018, Среда, 15:05 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

День, когда трамвай остановился

Номер журнала: №7(196), июль 2016 г.
Рубрика: Наблюдатель
День, когда трамвай остановился04/08/2016 13:30

Утро четверга 16 июня выдалось в Саратове жарким не только по причине поднявшегося столбика термометра. В кабинетах чиновников и редакционных ньюсрумах не умолкали телефоны. Жители города передавали друг другу сенсационную новость — энергетики отключили городской электротранспорт за долги.

37 миллионов причин для отключения
О вероятности такого события слухи ходили в Саратове уже не один год. Всем было известно о бедственном положении муниципального предприятия «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), который не мог расплатиться с поставщиками электричества даже ценой сотен сокращенных рабочих и максимального сжатия сети маршрутов. Однако новость все равно прозвучала как гром среди ясного неба. Ведь за неделю до этого саратовская мэрия во главе с сити-менеджером Валерием Сараевым бодро рапортовала о «динамичном сокращении задолженности» и «снижении издержек предприятия». Да и сумма долгов — 37 млн рублей — не выглядела неподъемной даже для изрядно отощавшей за последние годы городской казны.
Когда пыль после информационного залпа рассеялась, стали поступать первые подробности. В частности, выяснилось, что из депо все-таки вышли трамваи самого популярного городского маршрута №3, который связывает гигантский спальный район Саратова — Ленинский — с центром, а также троллейбусы четырех из одиннадцати маршрутов. Дело в том, что снабжением тяговых подстанций «СГЭТ» занимаются две организации: перед одной из них, ПАО «Саратовэнерго», перевозчик долги полностью погасил, и компания продолжила поставлять электричество на «свои» маршруты. Рубильник выключили на «Саратовском предприятии городских электрических сетей» (СПГЭС), перед которым и сформировалась задолженность в 37 млн рублей. Руководитель «СПГЭС» Сергей Козин прокомментировал принятие жестких мер вынужденной необходимостью: мол, компания сама должна расплачиваться с сетевиками из «МРСК Волги», а то они уже начали каждый месяц по пятимиллионному штрафу выписывать. Кроме того, отметил г-н Козин, в городскую администрацию еще 31 мая направили уведомление о предстоящем отключении, но вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки.
Впрочем, политологи видят в трамвайно-троллейбусном коллапсе Саратова не только сухую арифметику, но и амбиции двух руководителей муниципальных ветвей власти — главы Саратова (фактически — руководителя городской думы) Олега Грищенко и сити-менеджера (главы городской администрации) Валерия Сараева. Сразу после назначения последнего, в ноябре прошлого года, между двумя градоначальниками началось своеобразное перетягивание каната (читай: установление политического влияния). Г-н Сараев сменил ключевые фигуры в администрации областного центра, причем ушли, как правило, люди, близкие к Олегу Грищенко. Кроме того, буквально за день до проведения праймериз «Единой России», на которых должны были определиться кандидаты от партии на выборы в городскую думу нового созыва, с гонки были сенсационно сняты несколько действующих депутатов из «команды Олега Грищенко», в том числе тот самый энергетик Сергей Козин, взявший на себя ответственность за отключение электротранспорта. Причем основанием для снятия стали якобы некие рекомендации прокурора области Владимира Степанова, который на момент принятия этого решения находился в официальном отпуске, а через несколько дней и вовсе отправился в отставку. По мнению некоторых наблюдателей, истинной подоплекой произошедшего была аппаратная борьба между кандидатами от г-на Сараева и кандидатами от г-на Грищенко, в которой победителем вышла первая группа.
Впрочем, сам Олег Грищенко тоже не сидел сложа руки, значительно укрепив за последние месяцы персональный статус. Во-первых, он сам уверенно выиграл праймериз «ЕР» на выборы в Госдуму и с высокой долей вероятности уже осенью пойдет на повышение. А во-вторых, именно г-н Грищенко был назначен главным партийцем региона, секретарем регионального отделения «Единой России».
Последнее время глава Саратова нещадно критиковал мэрию за низкие темпы в ликвидации незаконных сараев и гаражей, а также непрозрачное расходование поступивших из федерального бюджета средств на капитальный ремонт дорог. В городской администрации отвечали туманными колкостями в адрес политики «предыдущих властей города». Однако история с отключением городского электротранспорта несомненно будет воспринята как перчатка, брошенная в лицо. В мэрии никто не сомневается, что за принципиальной позицией «СПГЭС» по вопросам взыскания долгов с перевозчика стоит Олег Грищенко собственной персоной.

Шантаж, вандализм и преступная халатность
Фактически подтвердил версию о споре градоначальников, как причине отключения от сети троллейбусов и трамваев, губернатор Валерий Радаев, который успел прокомментировать ЧП местного масштаба до своего отъезда на Петербургский международный экономический форум.
«Произошедшее сегодня считаю беспрецедентным случаем. Причина здесь может быть только одна — несогласованность работы городских властей. Муниципальные чиновники не могут решить внутренние разногласия, прийти к компромиссу, в результате — страдают наши жители. Призываю власти муниципального образования немедленно исправить ситуацию. Шантаж — не метод решения проблем. Саратовцы не должны быть заложниками межведомственных взаимоотношений»,— заявил Радаев.
Схожие выражения использовал и депутат Государственной думы Николай Панков:
«Отстаивание интересов жителей — это главная задача депутатского корпуса всех уровней. Именно поэтому вопрос дальнейшей работы горэлектротранспорта поднимался заблаговременно, у руководителей компаний было время разобраться с проблемами, найти механизмы их решения. Считаю, что руководители предприятий, от которых зависит жизнеобеспечение наших граждан (вода, электроэнергия, транспорт), должны со всей ответственностью подходить к оказанию услуг населению. Если выяснится, что имеет место шантаж, правоохранительные органы должны привлечь виновных к ответственности».
И уж совсем не стали стесняться в выражениях сами участники конфликта. Так, руководитель МУПП «Саратовгорэлектротранс» Константин Касьянов назвал действия энергетиков «беспрецедентным актом вандализма» и напомнил, что движение трамваев в Саратове не останавливалось даже в годы Великой Отечественной войны. В ответ Олег Грищенко подвел своих оппонентов под статью из Уголовного кодекса.
«Считаю, что такое отношение к этой проблеме даже нельзя назвать безответственным — это, по моему мнению, может быть оценено как преступная халатность»,— сказал глава Саратова. Он также обвинил руководство мэрии в прожектерстве и уходе от реальных проблем города и рутинной работы.
Долю абсурдности во все происходящее добавил созыв двух конкурирующих экстренных совещаний, которые начались с разницей в один час в одном и том же здании. На одном из них солировали сторонники Валерия Сараева, на другом собрались депутаты городской думы, настроенные критично к деятельности нового сити-менеджера. Г-н Сараев проигнорировал приглашение объясниться перед народными избранниками, чем вызвал у тех бурю эмоций. Депутат Александр Ванцов, к примеру, предложил коллегам ворваться в кабинет к г-ну Сараеву, чтобы получить ответы на все вопросы. А депутат Елена Злобнова, напротив, настаивала на принудительном приводе (очевидно, с приставами) сити-менеджера в зал заседаний. Наконец, депутат от КПРФ Денис Шумихин предложил отправить руководство мэрии в отставку, в чем его поддержал «единоросс» Дмитрий Кудинов. При этом все жаловались, что г-н Сараев даже не берет трубку телефона.

Тень автобусников и застройщиков
Стоит отметить, что, несмотря на все заявления представителей саратовской мэрии о беспрецедентности подобного отключения городского электротранспорта в масштабах России, абсолютно идентичный случай произошел в декабре прошлого года в Нижнем Новгороде, где жители на два дня остались без трамваев и троллейбусов из-за долгов перевозчика перед энергетиками. Частичные отключения были также и в Тольятти Самарской области. Уже несколько лет ведут борьбу за сохранение электротранспорта жители крупного города Дзержинск в Нижегородской области.
Во всех этих случаях местные активисты подозревают, что предприятия, ведающие трамвайными и троллейбусными маршрутами, преднамеренно ведут к банкротству, и причина кроется отнюдь не в неэффективном управлении. Реальными конкурентами трамваев и троллейбусов называют представителей перевозчиков, работающих на автобусах и маршрутках, которые хотят захватить дополнительную долю рынка. А в случае с Саратовом речь может идти и об интересах крупных застройщиков, которые, по слухам, давно положили глаз на земельные участки в самом центре города, где сейчас располагаются административные помещения «Саратовгорэлектротранса» и центральное депо. В частности, речь идёт о территории на улице Астраханской между Московской и Большой Казачьей, где находится административно-производственная площадка СГЭТ. Судя по всему, заинтересовались ею больше десяти лет назад: ещё во времена мэра Юрия Аксёненко ассоциация «Союз застройщиков» пыталась договориться с властями о выделении этого участка под строительство бизнес-центра (см. статью Альберта Кошкарова «Электрошок» в «ОМ», №9(72), сентябрь 2005 г.). Но этого не произошло по ряду причин: объект на Астраханской находится в реестре объектов культурного наследия, и его снос допустить не так-то просто. Другими причинами отсрочки застройки участка могли стать смена руководства СГЭТ в сентябре 2005-го и уход Юрия Аксёненко в марте 2006-го, с которым, по всей видимости, и проводились консультации о возможном отчуждении имущества СГЭТ.
А другой стратегический объект трамвайного хозяйства Саратова город всё же потерял. Речь идёт о трамвайном депо №3 в Ленинском районе: эта промплощадка до середины 2000-х была самым крупным и современным трамвайным депо, предназначенным для обслуживания в перспективе скоростного рельсового транспорта, строительство которого в Саратове планировали ещё с 1960-х годов. Однако в 2007 году депо было законсервировано, а через несколько лет и вовсе разграблено, о чём мы подробно рассказывали год назад (Антон Морван, «Памяти депо №3», «ОМ», №6(187), июнь 2015 г.). Мы предрекали, что площадку зачищали под застройку, и не ошиблись. Как сообщил блогер Денис Жабкин, в середине июня, на основании предложений МУП «Саратовское городское капитальное строительство и комплектация» администрация Саратова объявила о подготовке проекта планировки территории бывшего депо.

Долгая дорога к банкротству
Хотя июньский транспортный коллапс был локализован в течение суток, о чём гордо рапортовали саратовские власти, это вовсе не означает, что проблема со СГЭТ решена. Об этом свидетельствует комментарий директора ООО «СПГЭС» Вячеслава Каштанова, распространённый в СМИ в начале июля. По словам руководителя энергетической компании, несмотря на то, что в июне муниципальное предприятие погасило часть задолженности, его долги перед «СПГЭС» составляют 34,4 миллиона рублей.
«Решениями Арбитражного суда подтверждена задолженность предприятия на сумму свыше 20 миллионов рублей, что дает основания нам использовать инициативу для введения процедуры банкротства. То есть угроза функционированию предприятия до конца не ликвидирована»,— отметил г-н Каштанов, подчеркнув, что мог бы «добиваться своих прав более решительно».
Под угрозой отключения от сети объекты СГЭТ за последние годы оказывались неоднократно. В предыдущий раз остановить трамваи и троллейбусы в Саратове энергетики обещали к 1 октября 2015 года: тогда у МУПП образовались долги в размере 60 млн рублей перед СПГЭС и «Саратовэнерго». В свою очередь, руководство СГЭТ объявляло, что намерено выставить на продажу комплекс административных зданий предприятия на улице Большая Казачья, а также одно из депо, чтобы расплатиться с долгами и выручить порядка 200 млн рублей. Кроме того, предприятие ранее брало кредит в 144 млн рублей в одном из банков под залог двух депо.
В апреле того же 2015 года ОАО «Саратовэнерго» также грозило ввести режим поэтапного ограничения электроснабжения в СГЭТ. В частности, речь шла об ограничении подачи электроэнергии на подстанции, которые обеспечивают движение троллейбуса №7, курсирующего по маршруту «площадь Ленина — посёлок Елшанка» в Ленинском районе Саратова.
«Действия ОАО «Саратовэнерго» по ограничению подачи электроэнергии — вынужденная мера, которая связана с ростом долга, неоднократным нарушением сроков оплаты, невыполнением обязательств договора энергоснабжения. Долг за электроэнергию МУПП «Саратовгорэлектротранс» по состоянию на 7 апреля 2015 года составил 18,9 млн рублей. Дальнейший график отключений находится на согласовании в «Саратовгорэлектротранс»,— отмечала пресс-служба «Саратовэнерго».
Аналогичная же история с возможным отключением саратовских трамваев и троллейбусов в Саратове разгорелась в октябре 2013 года. Тогда руководство ОАО «Саратовэнерго» заявило, что с 28 октября 2013-го ограничивает подачу электроэнергии на объекты СГЭТ в связи с неоплатой задолженности. «В случае если вопрос с задолженностью МУППа урегулирован не будет, энергетики будут вынуждены полностью ограничить электропотребление Ленинского троллейбусного депо, что может привести к серьёзным последствиям. При этом ответственность за перебои в работе городского электротранспорта будет лежать на потребителе-должнике»,— сообщала пресс-служба поставщика.
По данным «Саратовэнерго», по состоянию на 22 октября 2013 года МУПП не оплатило счета за электроэнергию на общую сумму 5,7 млн рублей, а неоплата планового платежа в октябре может увеличить размер долга еще на 1,7 млн рублей (интересно, что уже по состоянию на 28 октября долг предприятия перед энергетиками вырос до 11 миллионов). Местная пресса тогда писала, что со дня на день трамваи и троллейбусы «встанут». Назывались и разные даты транспортного апокалипсиса. Однако, в итоге МУПП, как и в последующие разы изыскивало с помощью городских чиновников средства на погашения долгов.
По сути, все «выходы» из очередных энергетических кризисов СГЭТ напоминают «латание дыр» за счёт переброски денег с одних статей расходов нищей городской казны на другие. На протяжении ряда лет власти Саратова неоднократно говорили о тотальном недофинансировании как СГЭТ, так и городского хозяйства в целом, высказывая претензии к существующей в России бюджетно-финансовой системе. «Благодаря» последней, как известно, значительная часть налоговых отчислений, собранных с территории Саратова (в последние годы эта цифра превышает 90%), уходит в бюджеты федерального центра и региона, иногда частично «возвращаясь» городу под видом экстренных дотаций.
Из-за сложившейся ситуации СГЭТ не только не может обеспечить отсутствие долгов перед поставщиками электроэнергии, но и содержать подведомственное хозяйство. По последним данным, износ трамвайно-троллейбусной инфраструктуры в городе составляет более 80%, что является критическим показателем, которым как аргументом для закрытия очередного маршрута пользуются лоббисты из числа конкурентов электротранспорта на рынке городских перевозок либо заинтересованные в земельных участках девелоперы.
Как уже отмечал «ОМ», по сути, единственный способ пополнения ресурсов на содержание инфраструктуры у СГЭТ сегодня — это попытки через суды «отбивать» у региона и Федерации средства на выпадающие расходы по перевозкам льготников. Так, в 2008 году предприятию удалось отсудить у минфина несколько сот миллионов рублей, которые пошли на приобретение нескольких новых троллейбусов и трамвайных вагонов (с того времени парк СГЭТ более не обновлялся, и значительная часть техники давно выработала свой ресурс с советских времён). Однако в последнее время даже этого рычага недостаточно, поскольку не всегда суды встают на сторону «слабых». Так, в начале июня этого года стало известно, что арбитражный суд Саратовской области и 12-й арбитражный апелляционный суд отказали СГЭТ в удовлетворении иска к областному правительству. Перевозчик пытался взыскать 261 млн рублей с министерства транспорта и дорожного хозяйства региона. Эту сумму, по мнению СГЭТ, областной бюджет недоплатил за перевозку льготников ещё в 2011 году. Однако в суде выяснилось, что за указанный период на счет предприятия было перечислено более 174 млн рублей за льготников. Но представители МУППа посчитали, что фактически понесенные расходы были значительно больше.
«Изучив доводы и доказательства сторон, обе судебные инстанции отказали в удовлетворении требований МУПП «Саратовгорэлектротранс», так как размер требуемой истцом компенсации был рассчитан произвольно, исходя из разницы стоимости месячного проездного билета и социального месячного проездного билета, а не понесенных расходов по перевозке льготной категории граждан за спорный период»,— сообщает пресс-служба 12ААС.

Трамвайная партия
В конце прошлого года была образована общественная платформа за сохранение и развитие электротранспорта. В актив объединения вошли гражданские активисты и представители оппозиционных партий. «ОМ» считает необходимым опубликовать пункты из платформы общественного объединения, поскольку в данном тексте не только проговариваются проблемы, но и предлагаются конкретные пути выхода из сложившейся ситуации. Пути, основанные не на экстренном «латании дыр» в предвыборный период, а на пересмотре отношения к стратегическому предприятию и городской транспортной инфраструктуре в целом.
Как должно быть. Во всём мире общественный транспорт является планово-убыточным, но там, где власти осознают его важность для широких слоёв населения и комфортности жизни в городах, трамвайное и троллейбусное сообщение не просто поддерживается в должном состоянии из бюджетных источников. В современных городах мира инфраструктура общественного транспорта всячески развивается и модернизируется в интересах простых людей, повышается его конкурентоспособность с частным автотранспортом, из-за засилья которого Саратов уже давно погряз в транспортном коллапсе, а пассажиры общественного транспорта и пешеходы оказываются в недружелюбной пучине сплошной парковки, вытесняющей тротуары и зелёные зоны.
Чтобы общественный транспорт был удобнее по сравнению со стоящими в заторах автомобилями, власти, думающие о будущем, а не только о собственных сиюминутных выгодах, строят линии скоростного трамвая, организуют выделенные полосы движения для троллейбусов и автобусов, находят ресурсы для обновления подвижного состава.
В Саратове же всё наоборот: за последние два года содержание трамваев и троллейбусов из городского бюджета сократилось с 200 до 100 миллионов рублей, из центра города убирают трамваи, чиновники постоянно угрожают закрыть маршруты из-за их якобы «нерентабельности» и изношенности инфраструктуры.
Причины. На самом деле «нерентабельность» и изношенность инфраструктуры — это прямое следствие политики властей. Чиновники и депутаты планомерно урезают содержание электротранспорта, объясняя это постоянной нехваткой средств.
Первой причиной нехватки называется слишком малое отчисление налогов для муниципалитета — то есть политика бюджетного грабежа федеральным центром российской провинции. Против этой политики местные начальники могут только нехотя ворчать, но выступить против существующей бюджетно-налоговой системы, то есть против московского начальства боятся, опасаясь лишиться хлебных должностей и мандатов.
Второй причиной «безденежья» городского электротранспорта чиновники указывают противоречия между городскими и областными властями в части бюджетной компенсации за перевозку льготников. То есть в данном случае власть намекает, что главными «виновниками» сложившейся ситуации являются самые необеспеченные категории граждан.
Предлагаемые чиновниками меры. Власти не спешат улучшать положение электротранспорта (о развитии трамвайно-троллейбусной сети в Саратове сегодня и речи нет) путём увеличения бюджетного содержания МУПП «Саратовгорэлектротранс». А нынешнее положение электротранспорта в нашем городе является следствием исключительно жадности государства, которое находит миллиарды рублей на повышение зарплат чиновникам, силовикам, на поддержку госкорпораций и банков.
Власти предлагают лишь одну меру — повышение тарифов за проезд, то есть опять и опять хотят залезть в наш карман. Но как показывает практика, повышение тарифов не закроет потребностей электротранспорта, а только сделает последний менее популярным: пассажиры, особенно из малообеспеченных слоёв, будут вынуждены ходить пешком, а трамваи и троллейбусы — ездить пустыми.
Роль общественного транспорта. Напротив же, в городах, где тарифы не повышают, но находят средства на бюджетное финансирование и развитие электротранспорта, растет благополучие. Ведь городской транспорт позволяет обеспечить исключительную мобильность трудовых ресурсов. Города растут «вширь», оформляются жилые и промышленные зоны. Такие явления, как торговый центр, завод, городская больница, в принципе не могли появиться и работать без системы городского транспорта, обеспечивающего к ним подвоз людей.
Город, каким мы его видим сейчас, обязан своим существованием системе городского транспорта. Отсюда и следующая простая мысль — от того, насколько хорошо транспорт справляется со своей задачей, напрямую зависит и качество работы соответствующих объектов экономики и социальной сферы. То есть транспорт — не только самостоятельная отрасль экономики, живущая по своим законам (мы можем говорить о выручке от перевозки, цене проезда, системе скидок на перевозку, разной себестоимости разных видов транспорта), но ещё и фактор, непосредственно влияющий на КПД остальных отраслей экономики.
Что нас ждет. Нынешние власти планомерно подводят трамваи и троллейбусы к остановке, а МУПП «Саратовгорэлектротранс» к банкротству и распилу его имущества.
В случае банкротства МУПП «Саратовгорэлектротранс» бюджет лишается 180 миллионов рублей налогов в год; 2 000 человек останутся без работы; закроются 10 трамвайных и 12 троллейбусных маршрутов, что ударит по пассажирам, обострит и без того тяжёлую ситуацию с пробками в городе, ещё больше ухудшит экологию; город окончательно потеряет контроль над транспортом.
На примере автобусов мы видим, что, несмотря на устанавливаемые городом графики и маршруты, частники, их обслуживающие, ездят как им выгодно: сходят с маршрутов раньше, ездят с перегрузом, «тянут резину».
К тому же, очень странной выглядит политика руководства МУПП «Саратовгорэлектротранс», которое отдало на откуп частникам автобусные маршруты, работающие де-юре от имени муниципального предприятия. Когда дублирующие маршруты передали в оперативное управление «Саратовгорэлектротрансу», и первый из них был отменён, не прошло и пары месяцев, как «неожиданно» другой перевозчик открыл точно такой же маршрут и начал зарабатывать на нём деньги.
Необходимо исключить дублирование маршрутными такси трамвайных и троллейбусных маршрутов! На таких маршрутах работают частники, с которыми у «Саратовгорэлектротранса» заключены договоры на услуги по медосвидетельствованию и диспетчеризации, что приносит предприятию всего 7 млн рублей в год. То есть сейчас всё находится в «компромиссном» варианте, чтобы у СГЭТ имелось хоть какое-то влияние на эти маршруты.
Наши требования.
К депутатам гордумы. Не допустить дальнейшего сокращения бюджетных расходов на трамваи и троллейбусы. Статья расходов на МУПП «Саратовгорэлектротранс» должна составлять не менее 300 миллионов рублей!
К федеральным чиновникам и депутатам Госдумы. Радикальное увеличение налоговых отчислений муниципалитетов за счёт сокращения отчислений наших денег в Москву. Не менее 40% налоговых средств, собранных с территории муниципальных образований, должны оставаться на местах!
К городским чиновникам. Прекратить заниматься профанацией Генерального плана Саратова и приступить к работам по модернизации системы городского электротранспорта. А именно: созданию новых троллейбусных маршрутов, созданию в Саратове линий скоростного трамвая и увеличению выделенных линий для общественного транспорта!
К руководству МУПП «Саратовгорэлектротранс». Пересмотреть систему организации перевозок на автобусах, официально работающих от имени предприятия. Выручка от работы автобусных маршрутов, обслуживаемых МУПП «Саратовгорэлектротранс», должна идти в пользу предприятия, а не частника!
К ГИБДД. Организовать оперативный выезд на ДТП на трамвайных путях / пути движения троллейбуса. Обеспечение приоритета в ликвидации ДТП, мешающих работе общественного транспорта!
Мы считаем, что управлять трамвайно-троллейбусным хозяйством Саратова должны в первую очередь те, кто хорошо знают отрасль снизу доверху, то есть работники электротранспорта. И именно им должно быть подконтрльно руководство предприятия, и оно должно состоять не из временщиков и чиновничьих назначенцев, а из патриотов города, которые разбираются в отрасли и заинтересованы в её сохранении и развитии.


Теги: Саратов, тарифы, Арбитражный суд Саратовской области, Администрация Саратова, суд, задолженность, город, ДТП, общественный транспорт, долги, выборы, энергетики, строительство, Олег Грищенко, глава Саратова, транспорт, долг, саратовэнерго, бюджет, депутаты, СПГЭС, СГЭТ, средства, праймериз, депутат, Саратовгорэлектротранс, города, история, трамваи, чиновники, предприятие, предприятия, политика, глава, халатность, троллейбусы, расходы, сети, организации, движение, вопрос, жители, время, депо, хозяйства, положение, системы, развитие, ответственность, главы, очередь, компания, активисты, объекты, пассажиры

Оцените материал:12345Проголосовали: 932Итоговая оценка: 2.97Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Публикации / День, когда трамвай остановился
Загрузка...
№3-4(208), март-апрель 2018 г.№3-4(208), март-апрель 2018 г.
Журнал "Общественное мнение" в ваших телефонах
Скачать приложение для андроида Скачать приложения для iPhone
Где вы покупаете хлеб?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

23/05/2018 09:34
Дно дона Купидона. Временные символы счастливого брака
Дно дона Купидона. Временные символы счастливого брака | Отзывов: 2«Краеведческая» акция «Дом с ангелом» у многих вызывает вопросы
23/05/2018 09:15
Суд, в котором все прекрасно всё понимают
Суд, в котором все прекрасно всё понимаютВместо точки в деле Алексея Ерусланова может быть поставлена запятая
15/05/2018 14:10
Что «старалась пропихнуть» судья по делу Алексея Ерусланова?
Что «старалась пропихнуть» судья по делу Алексея Ерусланова? | Отзывов: 6Рассмотрение апелляционной жалобы на приговор предпринимателю может обернуться настоящими сюрпризами
14/05/2018 13:35
Война и мир Елены Зориной
Война и мир Елены Зориной13 мая на проспекте Кирова закрылся магазин «Белочка»
23/04/2018 15:15
Лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий: «Без риска в театре нельзя»
Лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий: «Без риска в театре нельзя» | Отзывов: 1Свидетельства и уроки недавней эпохи – в фокусе театральной рампы
Дендрарий НИИСХ Юго-Востока

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 23 Мая 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ