На фоне радостного события — решения о создании в Саратове филиала ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) — открылась очередная выставка галереи современного искусства ИМХО. Точнее, первая выставка долговременного проекта «На самом интересном месте», который стартовал на Ночь музеев пилотным проектом «Спойлеры». Сейчас на стенах лестницы Дома работников искусств расположились работы, посвященные костюмированным историческим и фантазийным сериалам, объединенные темой «Драконы не дают обещаний». Это цитата из «Игры престолов». На многочисленные вопросы «Почему?» нет ответа. Просто не дают — и всё, что вызывает понимание.
Начинает выставку многим известное видео замечательного Мамышева-Монро «Встреча Штирлица с женой в кафе «Элефант» — обойти один из первых отечественных сериалов было невозможно. Все зрители, безусловно, чувствовали некий подвох, но не все догадывались, что обоих персонажей играл сам художник, тонко утрируя гендерные различия в переживании парой ситуации, иронично осмысливая пафос героической жизни разведчика. Нужно подчеркнуть, что на присутствие видео на выставке получено разрешение «Фонда Владислава Мамышева-Монро».
Большую часть пространства экспозиции занимают произведения Ивана Тузова, с которым галерея сотрудничает не первый раз. Противостояние Наполеона и Кутузова в рамках военной кампании 1812 года превращается в общение двух узнаваемых фигурок из нескольких квадратиков-пикселей, напоминающих давнюю компьютерную игру. Иногда игра добрая и смешная, иногда («Бородинская битва») пиксельная кровь льется рекой и просто заполняет всё пространство.
Продолжая развивать тему переосмысления образов телевизионных передач, которые тоже превращаются в некий вариант реального сериала, группа REPA (Алина Белоусова, Анастасия Колесникова) представила вариант передачи «К барьеру». В телеэкране создан ассамбляж, интерпретирующий одновременно живописное полотно «Битва Пересвета с Челубеем» и отсылающий к дискуссии Виталия Милонова с Маратом Гельманом. Резиновые рептилии воюют с игрушечными млекопитающими, и, кажется, дракончик побеждает. По крайней мере, пушистый Чебурашка уже довольно плохо держится в седле.
Понятно, что первые сериалы были не «видео», а печатались на бумаге с ключевыми словами «Продолжение следует…». Из бумаги созданы удивительные костюмы Аси Козиной, которые одновременно сродни тем самым роскошным лентам с прекрасными историческими или псевдоисторическими нарядами и являются напоминанием о печатной предыстории.
Эталонным сериалом для этой «серии» организаторы сочли «Игру престолов», что отразилось в названии. Центральное место занимает кованый трон. Он выполнен в фирме «Кузнечный двор», очень красив, монументален и тяжел. Один недостаток — расположиться на нем нельзя, так как сидение картонное. Окружают трон добытые и торжественно выставленные зубы дракона (Алексей Трубецков). Так как образ дракона весьма неоднозначен, многие хотят приблизиться к нему или даже им стать, а многие —убить или хотя бы лишить его зубов. На чьей стороне зритель — вопрос, который оставлен открытым.
Признаем, выставка в сравнении с предыдущими менее масштабная, но цельная и подразумевает продолжение. Как полагается для сериала, она скоро уступит место следующему эпизоду, прервавшись, как всегда, на самом интересном месте.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: двор, выставка, кафе, видео, группа