В рубрике "Серийные разборки" мы рассказываем о сериалах, которые, по мнению редакции, заслуживают внимания. Финальная часть сериальной серии под общим названием "Это Англия" вышла несколько лет назад, но, согласитесь, иногда очень полезно обратиться к классике. Тем более, что ранее мы обещали рассказать об этих выдающихся представителях британского независимого кинематографа. А обещания свои, как известно, нужно выполнять.
Who is who
Усаживайтесь поудобнее. Постараемся покороче, но без предыстории здесь не обойтись.
Итак, в 2004 году на экраны выходит триллер "Ботинки мертвеца" режиссера Шейна Медоуза. Считается, что именно с этого фильма Медоуз, о котором до этого знали лишь самые преданные фанаты независимого кино, получает известность в гораздо более широких кругах. И почти сразу он начинает искать исполнителя главной роли в своем следующем полнометражном фильме, который позже получит название "Это Англия". На сериал он тогда и не замахивался. В одном из провинциальных учебных заведений Медоуз встречает агрессивного и замкнутого Томаса Тургуса – на тот момент ему было то ли 11, то ли 12 лет, после развода родителей он вместе с братом остался у матери, страдающей - и чем дальше, тем больше – от онкологии. У Томаса, который к тому времени привык быть предоставленным сам себе, медики, если верить открытым источникам, диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивность. Он дни напролет проводит за компьютерными играми, питается исключительно фастфудом и посещает школу в лучшем случае раз в неделю. Одна из многочисленных легенд гласит, что будущая звезда оказался тогда единственным, кто к предложению режиссера отнесся очень спокойно (сниматься в кино, как интересно!), по-деловому потребовав 5 фунтов стерлингов за кинопробы.
Позже за роль такого же, как он сам, подростка Шона в фильме "Это Англия" Тургус получил Премию британского независимого кино, но вот парадокс - не смог даже присутствовать на показах и презентациях самого фильма из-за возрастного ценза "18+". Сам фильм за 2006-2008 годы взял более десятка международных премий, в том числе такие престижные, как BAFTA и BIFA .
Кажется, в сюжете фильма ничего особенного нет. Оставшийся без отца и обозленный на весь мир Шон случайно знакомится с компанией более взрослых товарищей – те бездельничают, носят вызывающую (для 1983 года) одежду, гогоча бегают по пустырям, забираются в пустующие здания, хулиганят по мелочи - словам, просто живут, как им кажется, в свое удовольствие. Шон остается с ними, так же как и они носит подвернутые узкие джинсы, красные подтяжки и т.д. Всё меняется, когда из мест не столь отдаленных возвращается один из прежних лидеров этой компании по имени Комбо. Не случайно говорят, что тюрьма всех меняет. Комбо не просто выглядит значительно старше своих сверстников, теперь он ярый сторонник взглядов, максимально близких расизму и нацизму, – естественно, в британском преломлении (напомним, "ОМ" всегда против любых радикальных проявлений). В результате компания прежних единомышленников раскалывается, один "осколок" возглавляет Комбо, с ним же поначалу остается и юный Шон. Однако после (спойлер)... (спойлер)... (спойлер) всё меняется. В финальной сцене фильма мальчишка что есть силы забрасывает подаренный его политически подкованными старшими товарищами флаг подальше в море.
Это – всё. Тем не менее режиссер Медоуз признался, что к концу съемок он оказался на грани полного физического и морального истощения, был вынужден развестись с женой, ему даже потребовалось лечение в стационаре. И дело наверняка не только в том, что для него события фильма во многом автобиографичны. Просто сложно даже представить, какой ценой достигается эта фирменная "псевдодокументальность" его работ (и в первую очередь "Англии"). "Псевдо" - потому что это всё-таки художественные фильмы, однако пропитанные какой-то концентрированной убедительностью "по Станиславскому" – буквально на уровне выражения глаз, так, что просто дух захватывает.
Помимо Тургуса в "Это Англия" снялись уже неоднократно упоминаемый в этой рубрике Стивен Грэм (Аль Капоне из "Подпольной империи", также играл в "Пиратах Карибского моря", "Табу" и т.д.), страдающий дислексией харизматичный Джозеф Гилган (позже - "Отбросы", "Проповедник" и, конечно, "Голяк"), Викки Макклюр (самая известная роль - глазастая Кейт Флеминг в безнадежно затянувшемся сериале "По долгу службы"), Майкл Сока (исполнитель роли Михаила в недавно нашумевшем американо-британском "Чернобыле").
И сегодня абсолютно ясно - для всех них работа в фильме "Это Англия" стала своего рода планкой в творчестве.
А что же сам Медоуз? Через четыре года после такого яркого полнометражного старта, в 2010 году, он выпускает почти одноименный мини-сериал "Это Англия’86" (4 серии), в следующем году - "Это Англия’88" (3 серии). Наконец, в 2015 году выходит "Это Англия’90" (4 серии). С точки зрения маркетинга привычнее как раз наоборот – когда несколько успешных сериальных сезонов завершаются одночастным "постскриптумом" (вспомним хотя бы полувестерн Дэвида Милча "Дедвуд"), но независимому кино ведь не привыкать делать всё по-своему. Шон в этих продолжениях становится всё больше наблюдателем, а основные события разворачиваются вокруг других взрослеющих героев: Вуди (Гилган) и Лол (Макклюр) даже вдруг пытаются пожениться, Комбо (Грэм) сначала плавно превращается в канонического злодея, но потом решает начать новую жизнь (но вот успешно ли?), происходит убийство, вину за которое берет на себя даже не представляете кто… Но чтобы разобраться во всем этом, понять и прочувствовать, принципиально важно начинать смотреть (если уж решитесь) именно с нулевой полнометражной "Англии".
Вывод: "Это Англия" (имеется в виду вся "вселенная" в целом) даже не о том, как плохо быть скинхедом, а о человеке и человеческом. В то же время это, пожалуй, это одна из лучших (и уж точно из главных) антинацистских и антирасистских визуальных работ.
А еще это тот случай, когда очень сложно рассказывать о сериале тем, кто его не смотрел.
Кому зайдет: интересующимся суб- и контркультурой (не всем); любителям британского минимализма; впечатлительным и страдающим не объяснимой ностальгией по 80-м годам.
Кому не зайдет: любителям исторических костюмированных мелодрам; ищущим "кинчик" для просмотра перед сном; уверенным в том, что русское кино самое душевное.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Кино, сериал , драма, нацизм