
В рубрике "Серийные разборки" мы рассказываем о сериалах, которые, по мнению "ОМ", заслуживают внимания.
Бесспорно, помнить о Великой Победе необходимо не только на 9 Мая. С другой стороны, совсем обойти вниманием сегодняшнюю дату мы посчитали себя не в праве.
Предупредим сразу: в этом мини-обзоре мы решили совсем не касаться легендарных работ уровня "17 мгновений весны", озеровского "Освобождения" или "А зори здесь тихие..". В конце концов, это классика и обсуждать тут нечего.
Самые свежие тематические новинки последнего года пока тоже оставим за кадром.
Лучше возьмем несколько работ, скажем так, из середины условного списка - на культовость и хрестоматийность не претендующих, но вместе с тем уже "отлежавшихся" и не по одному разу отсмотренных. На самом деле их, конечно, больше, чем представлено ниже, но в силу каких-то чисто субъективных моментов мы решили остановиться именно на этой четверке.
Выбирать в любом случае вам.
1. "Палач" (2014, режиссер Вячеслав Никифоров, в ролях: А. Смоляков, М. Александрова, А. Бардуков, М. Андреева, Л. Полякова и др.).
Формально - это второй сезон "приключений" майора Ивана Черкасова. И судя по всему, из всех этих сезонов лучший.
Середина 60-х. На окраине Москвы вовсю готовятся к празднованию 9 Мая. Тем временем здесь же на берегу реки кто-то жестоко, по-снайперски выстрелив в глаза, расправляется со школьником Лёнькой, под большим секретом собиравшим свидетельства очевидцев для статьи о своей героической тете Раисе, бывшей санитарке и партизанке. Под подозрение попадает приятель убитого. Но Черкасов с компанией с самого начала подозревает, что там не все так просто. А тут еще оказывается, что эту самую Раису зачем-то вдруг активно разыскивают полуопустившаяся почтальонша Нина и неприятный мужчина по фамилии или кличке Кривовяз. В итоге это все превращается в не очень-то документальную, зато замысловатую - в самом хорошем смысле - детективную историю с разоблачением Тоньки-пулеметчицы (надеемся, все знают кто это?) и военных преступлений, не имеющих срок давности.
Похожая ситуация было и с предыдущей частью этой эпопеи - "Мосгазом". После вброса о том, что он якобы снят по мотивам дела Ионесяна, первого советского серийного убийцы, его сильнее всего раскритиковали как раз историки и люди, действительно знакомые с этим делом.
И все-таки "Палач" - это действительно самая вдумчивая и серьезная часть "черкасовщины", хорош он и сам по себе. Возможно, всему "виной" в том числе и тщательно прописанные второстепенные, не переходящие из сезона в сезон персонажи. И наша "кинокосмонавтка" Юлия Пересильд, и, казалось бы, давно примелькавшаяся Виктория Толстоганова отыграли не совсем типичные для себя роли просто на отлично. В некоторых моментах даже явно "переборов" Виталия Кищенко ("Метод", "Ополченский романс", "Позывной "Пассажир", "Большой дом") и Анатолия Журавлева ("Жмурки", балабановский "Брат", "Все будет хорошо" Дмитрия Астрахана, "Горький 53")...
Важна здесь и личность режиссера - экс- председатель Союза кинематографистов Беларуси, лауреат Госпремии СССР Вячеслав Никифоров в свое время приложил руку, голову и талант к созданию одного из самых популярных советских сериалов "Государственная граница", военной драме "На безымянной высоте" с той же Толстогановой в главной роли и нескольким сериям "Империи под ударом". После "Палача" он уже практически ничего не снимал.
Кому зайдет: тем, кому последние сезоны про Черкасова не понравились совсем; интересующимся историей партизанского движения в СССР.
***
2. "Через прицел" (2022, режиссер – Сергей Коротаев, в ролях: В. Семашкова, М. Баева, П. Баршак, С. Пускепалис, П. Пушкарук).
В отличие от того же "Палача" этот никакой не детектив, а драма, скорее даже – мелодрама. Причем самая глянцевая по картинке из предложенных.
Главная героиня - хрупкая, но шустрая Шура, отец которой попал в плен к немцам, торопится записаться на курсы снайперов для девушек. Их ведет опытный стрелок Алексей Брошин. В неравном бою с немецким асом он получил тяжелое ранение, а его родной брат погиб. Восстановившись после ранения, Алексей стал проситься обратно на фронт, на передовую, но вместо этого медкомиссия отправляет его в тыл, где он вынужден, к явному своему неудовольствию, "заниматься с девчонками" (зрители постарше наверняка тут сразу вспомнят сюжет какого-нибудь "Крепкого орешка" 1967 года). Постепенно Шура становится лучшим курсантом этой снайперской школы - а методы "обучения" у Брошина, скажем прямо, довольно своеобразные. И именно с ее группой Брошин все-таки отправляется на передовую. В первом же бою с Шурой случается то, что называют "сдали нервы"...
Это, если коротко, и есть основная сюжетная линия сериала "Через прицел". Повторимся, это самая настоящая попса и мейнстрим с "гламурными" персонажами и историческими условностями, а где-то к середине - еще и практически скатившийся (на время) в откровенное "мыло". В то же время с тем, что в целом этот сериал смотрится неплохой попыткой показать войну не через масштабные батальные сцены, а переживания отдельных "маленьких" людей , согласны даже многочисленные его критики.
Кроме Сергея Пускепалиса особых звезд в этом сериале не замечено. Зато обращает на себя внимание исполнительница роли Шуры Василиса Семашкова, которой на момент съемок не было и 27 лет. И здесь снова придется вспомнить о киношном майоре с фамилией на букву "Ч" - практически не запомнившаяся в "Операции "Сатана" из упомянутой эпопеи, здесь Елизавета действительно раскрылась. Очень надеемся, что как актриса она и дальше не потеряется.
Кстати, режиссер Сергей Коротаев снимал и один из самых проходных сезонов про Черкасова - "Формулу мести".
Кому зайдет: любителям современных российских фильмов в принципе, патриотически настроенной молодежи и зоозащитникам.
***
3. "Марьина роща" (2012, режиссер - Александр Хван, в ролях: А. Домогаров, Е.Крюкова, В.Тереля, Ю.Шлыков, Е. Баринов).
Ура, Победа! Оперативник МУРа Константин Трошин (он же - кумир женщин бальзаковского возраста Александр Домогаров - "Марш Турецкого", "Бандитский Петербург" и т.д.) возвращается с фронта в родную Москву. С женой он развелся еще до войны, зато у него остается любимая работа. Но вернуться в уголовный розыск у него не выходит. Единственное, что ему предлагает руководство, - должность участкового в одном из самых криминальных районов города - Марьиной Роще. Тем более, что там у него уже складывается неожиданный роман со скупщицей краденого Ниной (Евгения Крюкова - "Бандитский Петербург", "Петербургские тайны", "Цареубийца" Карена Шахназарова). Поскольку в душе он все-таки сыскарь (причем талантливый), то без его участия все же не обходится ни одно громкое дело - в основном это убийства, но еще и подделка продуктовых карточек, странные кражи антиквариата из псевдоколлекции НКВД и т.д. Дополнительной сквозной линией проходит история с таинственным исчезновением предыдущего участкового.
Считается, что сильная сторона "Марьиной рощи" - не расследования как таковые (как-то слишком уж быстро с ними Трошин-Домогаров расправляется - буквально за одну среднестатистическую серию), а, скажем так, демонстрация послевоенного быта и взаимоотношений в тогдашних московских коммуналках (в одной из них обитает главный герой) и вокруг них. Впрочем, и там тоже не все так однозначно - большинство участников (особенно - участниц) этих коммунальных разборок откровенно переигрывают и вообще все внешне похоже скорее на какой-то телеспектакль. Тем не менее особые нотки там действительно проскакивают и вполне способны вызвать приступы ностальгии даже у тех, кто к таким приступам не склонен.
На сегодня, к сожалению, этот сериал еще и в некотором плане дань памяти целому ряду замечательных актеров: в первую очередь - Константину Желдину (Штехель в "Ликвидации", "17 мгновений весны", капитан контрразведки Осипов в "Адъютанте его превосходительства") и Петру Зайченко ("Такси-блюз", "Парад планет", "Мусульманин" Владимира Хотиненко, "Ленинград 46"), Константину Глушкову (первый секретарь Лычков в "Легавом", "Сыщики-3", "На углу, у Патриарших", "По ту сторону волков" Хотиненко).
Кому зайдет: потомственным москвичам и зрителям старшего возраста, поклонникам "Легавого" (не путать с "Крапленым" или "Фартовым").
***
4. "Ялта-45" (2012, режиссер - Тигран Кеосаян, в ролях: Е. Миллер, А. Голубев, М. Матвеев, Б. Каморзин, В. Добронравов, В. Капустин, И. Савочкин, И. Добронравов).
В Ялте 1945 года вовсю идет подготовка к встрече лидеров стран антигитлеровской коалиции. Спецслужбы выясняют, что группа неких диверсантов готовит крупную провокацию и покушение на первых лиц. На побережье находят тело моряка-американца, убитого ножом в спину. А при нем - таинственную шифровку. Чтобы разобраться с произошедшим, создается своеобразная "рабочая группа": контрразведчик Алексей Турок, следователь уголовного розыска Жора Маркаров, разведчик Джон Уилби и др. Естественно, каждый из них относится к остальным с подозрением, а тут еще выясняется, что как минимум двое из этой группы влюблены в одну и ту же женщину - Нину.
Главный парадокс этого сериала - при интригующей завязке он по факту достаточно банален, сюжет - прямолинеен, даже "неожиданность" сюжетных поворотов на самом деле вполне предсказуема. Зато на этом фоне ярче смотрится игра актеров - она тут в основном почти без натяга где-то "на четверочку". Иногда возникает впечатление,что актерам их роли тесноваты. Взять хотя Максима Матвеева ("Триггер", "Мосгаз", Вронский в "Анне Каренине" Карена Шахназарова) в привычном для себя амплуа денди-американца.
И в то же время не поворачивается язык назвать этот сериал неувлекательным и совсем уж неудачным. Достаточно скромный по современным меркам формат - четыре серии - здесь тоже идет гораздо больше в плюс, чем в минус.
Кому зайдет: убежденным идеалистам; тем, кто любит, когда в подобном кино все заканчивается не очень хорошо.
Кому скорее всего не зайдет все предложенное: тем, кто принципиально не смотрит ремейки советской киноклассики; заранее убежденным, что на самом деле в жизни всё было не так; тем, кто вместо просмотра сериала в выходные любит сходить в парк, в кафе или просто погулять.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: снайпер, сериал , война, Великая Отечественная война, Великая Победа, Россия, снайпер

