В рубрике "Серийные разборки" мы рассказываем о сериалах, которые, по мнению "ОМ", заслуживают внимания.
Егор Кончаловский как киношник неплох априори. Да, до собственного отца, сценариста "Андрея Рублева" и режиссера "Аси Клячиной" ему далековато. И уж, конечно, он ни в коем случае никакой не Петр Тодоровский (как бы это ни рифмовалось чисто фонетически). Тем не менее вряд ли кто-то рискнет отрицать, что его имя уже тоже в некотором роде кинобренд. При этом своей новой работой – 8-серийным "Большим домом" - Кончаловский смог внести некоторую сумятицу в ряды как ценителей собственного творчества, так и поклонников отечественных сериалов в целом.
Who is who:
Сюжета сериала развивается в двух временных пластах - 40-х и 60-х годах прошлого века. В 1965 году в КГБ поступает сигнал от некой бдительной гражданки о том, что работающий в местном кинотеатре киномеханик Строганов якобы совсем не тот, за кого себя выдает - на самом деле, он бывший каратель и диверсант по кличке Граф. Мол, эта женщина его узнала - якобы он ее в свое время спас от гибели в плену. Такой вот нетривиальный сюжетный ход - каратель спасает пленницу от смерти, а та при первой же возможности заявляет на него.
20 лет назад подполковник КГБ Широков уже пытался поймать Графа, тогда проводилась целая операция по ликвидации группировки, решившей уничтожить Ленинград ("взорвать город большевиков и воскресить из пепла Санкт-Петербург"). Деятельность этих белогвардейцев и саботажников тогда успешно пресекли (во многом благодаря Широкову и его старшему товарищу Еремееву), но сам Граф ушел. Позже появляются новые доказательства, что Граф действительно снова в городе, но, судя по всему, работает теперь на американцев. От слежки он легко уходит, и начинается новая серия (точнее - несколько серий) поимки опасного врага.
Александра Строганова в "Большом доме" сыграли 30-летний Никита Волков (исполнитель одной из главных ролей в короткометражке "Нежность" Анны Меликян) и Артур Ваха, без которого, похоже, уже не обходится ни один отечественный сериал; бравого визави Строганова из органов Михаила Широкова - Илья Коробко (он же - защитник Пономарев в "Молодежке") и Борис Хвошнянский ("Бедный, бедный Павел", "Агата и сыск"). В роли старлея Петра Еремеева снялся заслуженный артист РФ Виталий Кищенко, как выясняется, одинаково органичный как в авторском кино, так и в мейнстриме типа "Каменной башки", "Побега" и прочего.
Звезды самого разного калибра задействованы и во второстепенных ролях и эпизодах. Народный артист России Сергей Мигицко ("Господин из Сан-Франциско", "Горе от ума", "Соломенная шляпка") и вечный Казанова из "Улиц разбитых фонарей" (он же харизматичный Лавр в "Ленинграде-46" и актер Александр Лыков), Ольга Белинская ("По законам военного времени", "Инсомния", "Раневская") и Карина Разумовская ("Адъютанты любви", "Серебряный самурай", "Позвони в мою дверь"), Кирилл Полухин ("Ленинград-46", "Шугалей", "Сказка для старых", "Поп" Владимира Хотиненко), Яков Шамшин ("Лиговка", "Ленинград-46", "Ладога" Александра Велединского; снимался у Лопушанского, Германа-младшего и Месхиева), Ромуальд Макаренко ("Невский", "Идиот" Владимира Бортко, российская версия скандинавского "Моста" с Пореченковым и Дапкунайте) и т.д. Словом, так и просится в голову что-то вроде - у нас каждый найдет себе что-то по душе. В роли одного из резидентов в "Большом доме" и вовсе засветился самый настоящий иностранец - актер и музыкант Андре ЛаДжордж ("Интерпол" (Франция), американский триллер "Истории из интернета").
Создание любого сериала - труд коллективный. Однако, судя по выходным данным, "Большой дом" стал не только для сценаристов, но и для продюсеров едва ли не первым опытом. Так что сериал этот для Кончаловского выглядит вполне "авторским" кино.
Среди завсегдатаев форумов ходит мнение, что "Домом" его автор наконец возвращается к гораздо более привычной для себя эстетике "Антикиллеров" (многие и по сей день считают те самые фильмы, снятые еще в начале нулевых, его лучшими работами).
Возможно, так и есть. При всей очевидной ориентации на историчность, это именно современное кино - как по картинке, так и, скажем так, манере игры актеров. Увлекательное и в рамках жанра довольно зрелищное, но по-современному фантазийное, просто с легким налетом ностальгии. В любом случае поклонников у него будет достаточно. В конце концов, даже в нехитром принципе работы, когда словоохотливые следователи выкладывают подозреваемым всю схему своих действий, а затем незаметно следят за их поведением, при желании тоже можно увидеть сверхпроницательность компетентных органов.
Во всяком случае ощущения наспех сделанного "заказа" "Большой дом" практически не оставляет.
Кому зайдет: тем, кто точно помнит правильную последовательность всех частей эпопеи "Смерть шпионам"; любителям нуарных комиксов; тем, для кого показателем качества фильма служит наличие в нем звезд и статусных имен.
Кому не зайдет: уверенным, что в любой госбезопасности (тем более российской) работают одни супермены и супергерои; историкам спецслужб (среди которых, как известно, тоже бывших не бывает); тем, кто уже давно не ждет от российского массового кино ничего хорошего.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: сериал , детектив, драма, Великая Отечественная война, война, шпионаж, диверсанты