В рубрике "Серийные разборки" "ОМ" рассказывает о сериалах, которые, по мнению редакции, заслуживают внимания. Завершившийся 26 ноября многосерийный фильм "Перевал Дятлова", пожалуй, - лучший нуар про советского следователя в этом году. Причем сделан он не для какого-нибудь гиганта Netflix или Disney+, а для нашего отечественного ТНТ и видеосервиса Premier.
Несложно догадаться из названия, что мини-сериал повествует о мистической истории, связанной с гибелью туристической группы - девяти студентов. "Перевал Дятлова" - это не документальное кино. Шоу не даст ответ, что же стало причиной смерти молодых людей. Сериал лишь размышляет о возможных причинах случившегося.
Проект снят в жанре исторической драмы. Заявляется, что создателям сериала удалось получить доступ к секретным материалам расследования 1959 года, а также к документам доследования двухтысячных годов. Многие герои - реальные персонажи, но переработанные. Однако у тех, кто подробно изучал трагедию, явно возникнут вопросы к повествованию и новому прочтению героев.
Who is who?
Синопсис здесь вряд ли нужен. Наверное, в России об этой истории, как и о Египетских пирамидах, Бермудском треугольнике, Лохнесском чудовище слышал каждый.
Ломаное повествование делит фильм пополам: нечетные серии - история главного героя, майора КГБ из Москвы Олега Костина (Петр Федоров), четные - история туристов. Кроме историй в сериях меняется и стиль. Нечетные серии - цветные эпизоды, снятые на 16-миллиметровую пленку. Бросается в глаза зернистость, словно ее специально добавили, тем самым старя картинку. Во флешбеках Костина зернистость становится еще более вызывающей. Тут же деформируется и цвет, гамма становится ярче. Четные серии - сняты в соотношении 4:3 на современную цифру. Эти эпизоды черно-белые. Они напомнят культовый фильм "Девчата". Состаренные серии хотя по хронологии и предшествуют эпизодам с Костиным, по сути являются приквелами к расследованию майора. Это никак не портит, а скорее украшает шоу, создавая симбиоз двух будто бы разных проектов.
События настоящего и прошлого уверенного, но не всегда уравновешенного Костина - детективный нуар про советского Шерлока Холмса от Гая Ричи, который заигрывается в мистику, самокопание, размышляет о прелестях мирной жизни и ужасах войны. Сюжет о студентах-туристах - кино периода оттепели, от которого отдает приятной наивностью и "ламповостью".
Предупредим, что первые кадры излишне сложны и вообще кажутся ненужными: slowmo с вращающимися лопастями вертолета, крупный план фары бампера автомобиля и прочие подобные вещи. На фоне зернистости они мозолят глаз. Но уже через 30 минут после начала просмотра желание отключить сериал пропадает. Конечно, возникают вопросы к излишней чувственности и человечности КГБшника. Но всё же это проект, созданный спустя 30 лет после развала СССР и не стремящийся показать жителей Советского Союза хмурыми гражданами, повернутыми на партии.
Кому зайдет?
Интересующимся мистикой; не желающим изучать тысячи страниц на форумах о причинах трагедии со свердловскими студентами 1959 года; ищущим добротный отечественный сериал.
Кому не зайдет?
Глубоко погруженным в тему; любителям документальной точности в художественных произведениях; думающим, что ТНТ оканчивается Comedy.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: сериал , Олег Костин, туризм, перевал, секретные материалы, студенты, ТНТ