В рубрике "Серийные разборки" "ОМ" рассказывает о сериалах, которые, по мнению редакции, заслуживают внимания. Сегодня речь пойдет, пожалуй, об одном из самых обсуждаемых российских шоу "За час до рассвета".
Премьера мини-сериала состоялась 16 февраля сразу на трех отечественных стриминговых платформах: "КинопоискHD", Wink и More.tv. При этом проект готовился для телеканала НТВ. Можно ли это назвать успехом российской телесериальной школы? Наверное, да.
Who is who?
Сюжет разворачивается в неназванном городе N в послевоенном 1946 году. Единственное, что о нем известно, что он находится недалеко от границы с Финляндией.
В полуразрушенный бомбежками город возвращается капитан разведки Денис Журавлев (Андрей Бурковский). Он не ищет, где можно остановиться, а сразу идет в уголовный розыск, где намеревается приносить пользу советскому обществу. Помыслы его чисты и даже наивны. Ему противопоставлен начальник УгРо майор Шумейко (Константин Хабенский). Он абсолютно циничный, холодный и не любящий людей человек. Его преданность профессии выразилась в прозвище, которым его наградили урки, Сатана.
Этот город погряз в преступности. Здесь запросто убивают женщин, мужчин, детей и стариков. А с особенным смакованием относятся к убийству легавых. Начинающий милиционер буквально с фронта приносит идею, как поймать главаря преступного мира по кличке Клещ. Всё просто - нужно внедриться в банду.
В этом нелегком деле Журавлеву будет помогать единственная в отделе женщина Оля (Алена Михайлова). Сначала ее демонстрируют исключительно как секретаршу, но затем она начинает набирать вес.
В первой серии может показаться, что сериал отличается клишированностью и картонностью. Смотреть на Хабенского невозможно: именитый актер представляет собой образ бравого борца с преступностью, который не имеет иных увлечений. Зрителю не объясняют, что его сделало циником. Бурковский тоже не блещет харизмой и актерским талантом. Хоть Денис Журавлев и разведчик, ведет себя он подчас по-детски наивно. В это верить невозможно. Так попросту не бывает. Однако Бурковский с каждой новой серией выжимает из себя всё более харизматичного лидера. Его мимика, жесты и мотивы обретают смысл. Каждая новая серия притягивает к нему дополнительное внимание. К середине сериала (сего 16 эпизодов) на экране уже не наивный мальчишка, а настоящий разведчик, чья цель - привести "языка", которым в является Клещ.
Верящая в правду и справедливость Оля верна себе тоже недолго. Ее тянет к героям оступившимся, но которых можно спасти. Она будто бы готова принести себя в жертву, лишь бы спасти человека, дает ему второй шанс. Это приводит к тому, что с проторенной дорожки Оля сворачивает во мглу и влюбляется в убийцу.
Отдельно обратим внимание на странный, совершенно непонятный сценарный шаг. С девушкой случается сильное физическое, моральное и психологическое потрясение, после которого она становится более суровой. На этом фоне она надевает черный женский приталенный костюм в вертикальную белую полоску, а в следующей серии снимает его. Она мужает, но почему-то лишь на одну серию. Дальше это "ружье" не стреляет. Теперь героиня становится жестокой женщиной, мечтающей о мести, что, впрочем, весьма логично.
Куда интереснее смотрятся остальные основные персонажи, они же урки, согласившиеся помогать милиции. Буян (Артур Смольянинов) сидит в тюрьме, хотя и прошел всю войну в штрафбате и искупил вину. Граф (Артур Ваха) - интеллигентнейший и уважаемый рецидивист. Его специализация - подделка документов. Родившийся в дворянской семье, он бесконечно скорбит о потерянной культуре и нарастающей безнравственности.
Оппозиция ему - герой своего времени, быдловатый вор-рецидивист по кличке Кот (Максим Белбородов). По мнению "ОМ", это самый яркий и интересный персонаж. Он - драматический и в то же время комедийный. Белбородову пришлось отыграть за всех: то он веселится после успешного налета, то грустит по упущенной любви. Детство в детдоме и на улицах определило его судьбу: воровство, а затем тюрьма и так по-новому. Путаны для него - не столько способ получить сексуальное удовлетворение, сколько возможность забыть о трудной судьбе. При этом он отличается особой воровской честью. Кот никогда не поймет, как можно устроить групповое изнасилование беззащитной девушки, но в то же время может убить предателя, даже если тот будет сулить ему золотые горы.
Вместе с тем сериал не лишен недостатков: вряд ли можно назвать удачной режиссерской находкой стоп-кадр динамического события в стилистике комикса. Возникает вопрос, для чего это делается в условной обстановке 1946 года? Почему самые крутые персонажи носят чистые светлые пальто и новые фетровые шляпы.Возможно, из-за этого криминальную драму сравнивают с американскими нуарными детективами. Легкий налет нуара здесь, безусловно, присутствует. Но полностью считать его таковым не приходится. Однако именно легкие нуарные штрихи отвлекают и кажутся здесь лишними.
Как-то неуместен и саундтрек, который напоминает творчество The Score и Kaleo. Отдельно трек звучит здорово, современно, расхлябано и музыкально. Но причем здесь бандиты, СССР и 1946 год? Непонятно, зачем так много клифхенгеров. Здесь полно сюжетных поворотов, их накал растет, но уже к 10-й серии это наскучивает.
Приятно лишь то, что даже после 10-й серии всё еще не ясно, кто же тут антагонист, кто протагонист, а кто просто антигерой.
Кому зайдет?
Скучающим по сериалам в стиле "Ликвидации"; ищущим добротные российские шоу; любителям криминальных драм и комедий.
Кому не зайдет?
Фанатам советского телесериала "Место встречи изменить нельзя"; блюстителям исторической точности; тем, кто не любит отечественные релизы.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: сериал , Константин Хабенский, Финляндия, город, милиция