Ситилинк
27 Мая 2019, Понедельник, 5:06 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Захар Прилепин: «Может ли писатель брать в руки оружие? Спросите у Пушкина и Лермонтова»

Захар Прилепин: «Может ли писатель брать в руки оружие? Спросите у Пушкина и Лермонтова»20/02/2017 10:11

На минувшей неделе в Саратове и Вольске прошли творческие вечера известного российского писателя Захара Прилепина, который представил свою новую книгу «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» и пообщался со своими читателями. Разговор шел о разных периодах русской истории – XIX, XX веке и нынешнем времени. «ОМ» представляет первую часть стенограммы выступления Прилепина в Саратове.

Я как представитель молодого поколения слушаю русский рэп. Кроме того, я учусь на факультете филологии и журналистики, и тема моей дипломной работы звучит как «Русский рэп как продолжение классической русской литературы»...
Это неправда.
Вот я как раз хотел спросить, есть ли, на ваш взгляд, какая-то литературная подоплека и, что не менее важно, литературное будущее у этого музыкального направления?
У меня, действительно, был период очарования русским рэпом. Я сейчас для того, чтобы люди всех поколений понимали, о чем тут речь, поясню контекст. Дело в том, что именно при советской власти интеллигенция — а у нас к интеллигенции принадлежала колоссальная доля общества, была и рабочая интеллигенция, и крестьянская интеллигенция, и собственно городская интеллигенция — она начинала строить свое мироощущение в том числе при помощи определенных песен. И это началось, как мы всем помним — ну отчасти, конечно, с Вертинского - но на самом деле не с Вертинского, а был Галич, затем Окуджава, за ними Владимир Семенович Высоцкий. Это проникло в массы и покорило массы. И люди определяли свой круг, дружбу, любовь, тайные знаки при помощи строчки из Окуджавы, Высоцкого, Галича. И люди, если это понимали: парень с девушкой знакомятся в 69-72 году, и девушка, если понимает, о чем это «Полночный троллейбус», и вот уже совсем другое чувство. Значит, она причастна к чему-то такому, что всех нас объединяет на земле. Потом пришло следующее поколение, которое тоже поначалу считали диковатым, рок-н-ролльное поколение. Появился Борис Гребенщиков, потом чуть позже Вячеслав Бутусов, Александр Башлачев, Виктор Цой, Юрий Шевчук и так далее. Их тоже поначалу считали диковатыми, но сейчас уже таковыми не считают. Я скрывать не стану, когда мне было 16-17 лет, я когда с какой-нибудь девушкой знакомился, сразу спрашивал: «Нравится тебе Борис Гребенщиков или нет?» Если не нравился, я ей: «Ну, и ты мне не очень нравишься». Молодые, глупые — казалось, что это очень важно. А на самом деле, может быть, было и не лишним. Я потом встретил свою жену, спросил у нее: «Гребенщиков тебе нравится», а она ответила: «Он все врет». И меня как-то настолько поразила эта мысль, что я на ней женился, чтобы разобраться с этим вопросом. И только понял, что она была права спустя двадцать лет. Тем не менее... А потом наступили девяностые, нулевые годы, и сместились все пласты. Многое из того, о чем пел Галич или Окуджава стало непонятным, и даже то, о чем пел Борис Гребенщиков или Виктор Цой тоже стало немножко отдаляться, а стали появляться новые сущности и антисущности. И наркоманская эта история, и война в Чечне, и Ксения Собчак, и хипстеры, и черт знает что — все это явилось, а конечно, Борис Гребенщиков не может про это спеть. Надо чтобы кто-то об этом сказал. Я помню в 2006 году примерно, я услышал группу «25/17», я услышал первый альбом «Ноггано», я услышал «Гуфа» - и подумал, вот оно явилось, наконец. И, как мне поначалу показалось, заговорили они об этом удивительно мастерски. Откровенно говоря, условный Oxxxymiron рифмует лучше, чем Цой, Бутусов, Кормильцев и все остальные вместе взятые. С точки зрения мастерства они все очень крутые. Я некоторое время находился в абсолютном очаровании от этой музыки. Чтобы понять людей на 10-15 лет моложе меня эту музыку с огромной страстью слушал. Потом я понял, что какая-то есть конечность в этой истории. Она замкнута в рамках своего жанра. К несчастью, это касается не только русского рэпа, это касается и русского рок-н-ролла. Долгое время существовал термин «русская рок-поэзия». Конечно, никакой русской рок-поэзии нет. Юрий Шевчук - не поэт, Андрей Макаревич — не поэт, Борис Гребенщиков — не поэт. Там есть один поэт, Александр Башлачев покойный, он место среди поэтов занимает. В мире русской литературы, где есть Блок, Есенин и Маяковский, эти люди — они не пигмеи, не карлики — они просто по этому разряду не проходят и не рассматриваются. Они там, может быть, шаманы, которые могут заводить огромные аудитории при помощи звуков, голоса, своих вот этих глаз или очков. Но все это имеет гораздо меньшую зону действия, чем нам может показаться. В контексте русской литературы через 15 лет потеряет любое свое значение даже Борис Гребенщиков, даже Юрий Шевчук. Я прошу прощения у всех в зале, в том числе моего товарища Алексея Колобродова, который нас сюда привез, - я думаю, что и Владимир Семенович Высоцкий в контексте русской поэзии — это тоже не Блок, не Есенин, не Пушкин, не Батюшков и не Баратынский. Это колоссальное явление, но явление как личность, как артист, как самолет-истребитель, который вонзился в пике в землю, как муж Марины Влади, как автор нескольких гениальных песен, как автор трех-четырех очень сильных стихов, но, в целом, как поэтическая сущность, как это Быков написал очень честно, что с ним нечасто случается, «там где Блок поэт — там я не поэт». Вот там где Блок поэт — Высоцкий не поэт. Все это не поэзия. У вас тут живет в Саратове Светлана Кекова — вот это поэзия. И там, где есть она, русского рэпа нет вообще. Он не рассматривается ни в какую лупу. Хотя ребята, вот с точки зрения мастерства у них какой-то обман. Они могут рифмовать сложнее и умнее, чем кто бы то ни было. Сложнее, чем имажинисты, которые с этим забавлялись. Или футуристы. У меня только что была группа «Грот» в гостях на программе «Соль». А они и рифмы пишут, и читают неплохо. Я спросил: «А вы стихи читаете». Они говорят: «Нет, не читаем». «А где вы всему этому научились?». Они говорят: «А мы из русского рэпа». Это как колба! Они все там вращаются, друг у друга учатся, но для них фамилия Батюшков не значит ничего, Тютчев, Фет — они ничего об этом не знают. Они будут находить свои какие-то смыслы, мешать между собой, ссориться на сайте Flow. Но всё на этом закончиться. Эту банку уберут, и на смену ей придет другая банка. Русская поэзия, русская литература вписаны в мировой контекст, начиная от мировой мифологии, античности, древнерусской литературы... А они не вписаны. Это, конечно, виноваты девяностые годы, их не воспитали и так далее — но они и сами не стремятся. Но то, что вы об этом пишете, это очень круто — вы подцепИте их. Знаете, куда их можно определить? К скоморошеству. В бубенцах люди, народный театр, смеховая культура. Это не по линии Пушкина и Блока, а по линии юродивых.
Вот я читала последний роман Мишеля Ульбека «Покорность» и там есть такая фраза: «Контроль над детьми — это контроль над будущим». Наш учителя очень недовольны тем, как их сейчас изображают в кино. Вспомните старые советские фильмы - «Доживем до понедельника», «Весна на Заречной улице» и другие. И сейчас: «Физрук», «Лето 46-го года», где Гармаш играет бандита, «Училка». Вот вопрос у меня такой: какие у вас претензии к нам, учителям?
Знаете, меня этот вопрос волнует не только как отца четырех детей, но и потому что у меня папа был учителем. Учителем истории, но так как школа была сельская, он преподавал все предметы, когда не хватало учителей, у нас в Рязанской области. Поэтому это моя тема. У меня нету готового ответа на ваш вопрос. Я хочу сказать, что во-первых, это началось не сегодня. Это началось, скажем, с фильма «Дорогая Елена Сергеевна» Рязанова 1987-го года. Даже отчасти «Розыгрыш» Меньшова 1982-го года. То есть какие-то вещи советские, которые уже тогда происходили, дали ощущение разлома системы образования. Я как советский школьник, которые искренне верил в Зою Космодемьянскую – и продолжаю верить — в те времена почувствовал, что что-то не то. Я прекрасно помню, что году в 1989-м я был единственным ребенком в школе, который искренне верил в Зою Космодемьянскую, пионеров-героев, и я же был единственным ребенком, которого не приняли в комсомол. Потому что у меня были длинные волосы, серьга в ухе, но я был абсолютный комсомолец, абсолютно левый подросток. Потом я встретил жену, которая мне сказала: «А меня тоже не принял в комсомол, хотя я читала только книжки про Ленина». И я внутренне для себя решил — в этом есть некоторое самомнение — что Советский Союз распался из-за того, что меня не приняли в комсомол. Надлом случился где-то тогда. Я не знаю, что случилось, это вам, наверное, виднее. Руководящая роль партии, Леонид Ильич Брежнев, все было такое хорошее, но как-то все мы не пригодились. Александр Андреевич Проханов тогда был молодой, надо было назначить его идеологом всей советской России, а его все время куда-то затирали. А на верхах были скучные, нехаризматичные, непассионарные люди. И вот они что-то нам говорили, висели какие-то лозунги, и все это уже к 1985-му году отдавало кромешной тоской. А потом это все покатилось: все пошло на потребу, все пошло на разврат. Вы ни в чем не виноваты, вы как раз носители... Станислав Юрьевич Куняев он как раз приводил такой пример, что когда был блокадный Ленинград и съели и сварили буквально все, но в институтах хранились зерна редчайших культур, которые сберегли, несмотря на голод. Это последние учителя советской и постсоветской России, которые сохранили этот идеализм. Вы и есть эти семена. Я помню застал школу в 1994 году, когда шла какая-то очередная бразильская сага, «Богатые тоже плачут». И я вдруг прихожу в школу, в 12-ть часов — и вижу что школа пустая. Я спрашиваю: а где все? А мне говорят, что все учителя отменяют уроки, потому что в это время показывают сериал. Я говорю: что, и учительница литературы? «Да, и литературы, и русского языка, и математики». Какие дети могут у них вырасти, когда они сбегают всей школой на просмотр дебильнейшего сериала? Люди внушаемы, надо в этом отдавать себе отчет. Им можно внушить любую ерунду. Мы все думаем, что мы свободные. Дай Бог, чтобы так оно и сложилось, наконец. Но люди внушаемы. Самой читающей стране мира, где книги Вознесенского и Евтушенко выходили миллионными тиражами, втюрили эти бразильские сериалы и много чего еще, о чем вы знаете. И с этим мы потеряли еще два или три поколения молодежи. Как это произошло? Я не знаю. Вы меня спросили: чем учителя плохи? Я не знаю. Это же огромная загадка. Нам поставили огромное свиное корыто, и мы все побежали туда это есть. Как это произошло? Народ, который слушал Утесова, Кристалинскую, Клавдию Шульженко, смотрит теперь «Голубые огоньки» с этими цветными птицами, с пластилиновыми упырями. Ну, как мы это смотрим? София Ротару, которая сдает деньги на АТО. Эрнст говорит: «А потому что мы смотрим. Я готов заменить другим, но рейтинг-то есть. 40 процентов населения». Вы с меня спросили, а я сейчас с вас спрошу: как так получилось? Рейтинг! Я не смотрел «Физрука», у меня нет телевизора. Пошлость всегда пожирает разум. Только терпение, смирение и аскетизм могут воспитать из нас нормальных людей.
Последнее время по радио вас причисляют к защитникам русского мира. Я хотел узнать, что вы вкладываете в это понятие.
Вы по радио услышали, что я защитник русского мира, а потом меня спрашиваете...
Может, вы не имеете к этому отношение... И второй вопрос: в последние дни по «Эху Москвы» либеральный обком катком проходится по вашему имиджу, по вашей репутации. Что вы об этом думаете?
Я не слушаю «Эхо Москвы», ничего об этом не думаю. Последнюю неделю просто концентрация всей этой ненависти ко мне. Но в данном случае я — это не я. В России есть люди, для которых понятие «русский мир» не надо расшифровывать, и это наезд на всех них. Я попался под руку просто как концентрация этой всей ненависти. Русский мир — это наследие великой русской литературы. Вот я сейчас написал книгу «Взвод». Я сейчас объясню в двух словах или пяти, что я там в этой книге написал. Когда вся эта ситуация в 13-м, потом 14-м году началась: с Майданом, потом Крымом и Донбассом — она вновь, как и в 1991-м и 1917-м году разделила российское общество. С одной стороны были те, которые считали, как писал Пушкин, что «вся правда написана во французских газетах», а с другой — те, кто считают, что у России есть своя судьба. И тогда я ощутил не то, чтобы одиночество, но некоторую внутреннюю тоску. Потому что те люди, которых я почитал своими приятелями: и Дмитрий Львович Быков, и Митя Глуховский, и с Улицкой мы выступали вместе, и с Акуниным выступали вместе, и Владимиром Сорокиным (хотя мне, конечно, были понятнее и ближе Лимонов с Прохановым) — вдруг выяснилось, что у нас просто родня находится в разных местах. Я понял, что в Крыму, Донецке, Луганске — у меня там родня. Вот они вышли и сказали, что мы хотим читать книги на русском языке, петь песни на русском языке и вообще по сути мы русские люди. Мне понятно все это было, хотя мне был понятен и Майдан своей социальной подоплекой, но, в целом, я, конечно, радею за своих. А у других выяснилось, что родня вон там. Они все помчались сразу в город Киев, и все, что там происходило, их не смущало, а как-то радовало. И я стал искать себе товарищей. Я их нашел, но мне хотелось большего. Больше ощущения друзей за спиной. Я побрел в Серебряный век, но там было уже сложнее, и я ушел в Золотой век, начало XIX века и вдруг понял, что у меня там все свои. Там у меня Пушкин, там, как ни странно, у меня Чаадаев, там у меня Петр Вяземский, там Батюшков и Баратынский. Там все эти персонажи, для которых — вот это очень важный момент, сегодня постоянно повторяют, что родина и государство это разные вещи — так вот для людей Золотого века эти понятия не разделялись, потому что в этом есть некое лукавство. Конечно, государь-император всегда немного плох, он совершает аномальные и парадоксальные поступки, но если эти вещи разделять, то непонятно, где проходит линия разрыва. Если твои собратья, твои солдаты начинают где-то воевать, а ты начинаешь болеть за противника, потому что ты не любишь государство... Для меня, как для человека, который шесть лет носил военную форму, эта тематика очень болезненна. Потому что я помню это еще по Чечне. Когда ты сидишь в окопе и занимаешься грязной, отвратительной, тяжелой работой, но при этом вся машина российского телевидения была настроена против нас. Особенно в Первую Чеченскую, конечно. И НТВ, и Первый канал с утра до вечера били нас по голове, а мы сидели там в грязи, на этих блокпостах, и не понимали, почему вот так. В той или иной степени это стало воспроизводиться сегодня. Конечно, уже не так радикально, но все же бОльшая часть российской интеллигенции, литературной и музыкальной, сказала: нам категорически не нравятся Донбасс и Крым. И я пошел к Пушкину. Вот очень простой пример. В 1819-м году император за его вольнолюбивые стихи отправляет Пушкина в ссылку. Ну, как тогда выглядела ссылка. Он дает ему тысячу рублей и говорит: «Саша, езжай в ссылку». Огромная сумма по тем временам! И он уезжает: Одесса, Кавказ, Кишинев. Вот Путин бы дал мне миллион рублей и сказал, езжай на Кавказ, я бы из ссылок не вылезал. Итак, он уехал в Кишинев, а там первое масонское общество под названием «Овидий», там младодекабристское сообщество заговорщиков — в общем, там Пушкин попадает прямо к своим, как они их называл, «конституционным друзьям». Тогда либералы еще не носили наименование либералов. Но что происходит дальше? Появляется грек Ипсиланти, отставной полковник российской армии. Он переходит границу Молдавии, появляется в Турции и поднимает там сепаратистское восстание за свободу греков от Османской империи. Пушкин, конечно же, немедленно подает сигналы и заявки, чтобы попасть в число сепаратистов. Это даже не русский народ! Он не успевает, правда. Патриотическая часть русского общества требует, чтобы Александр I: читай, Владимир Владимирович — немедленно ввел войска, но он не вводит. Греки очень быстро терпят четыре поражения. Пушкин не успел. Но очень хотел стать сепаратистом. Он ищет другой момент, причем ищет когда. В 1825-м году, когда декабристы, его товарищи... Пять повесили, двести отправили в ссылку, ну кошмар, просто полный разгром. Вяземский, его друг, говорит: «Россия для меня навеки опоганена, никогда не прощу, я не могу любить ее как жену, только как *** (нецензурно)». Но проходит всего пять лет, и начинается очередная русско-турецкая война. Начинается она в связи с чем? Россия хочет отжать у Турции часть территории, Валахию. Вяземский и Пушкин пишут письмо Бенкендорфу — начальнику охранки! «Пожалуйста, отправь нас в действующую армию». Это как сейчас Быков и Акунин напишут — кто там у нас сейчас начальник охранки, я забыл - «отправьте нас в Сирию, а лучше на Донбасс». Невозможно представить. Пушкину и Вяземскому пишут, что в армии мест нет. Сначала они впадают в запой. Начинают, значит, гулять, ходят по публичным домам — доносы по этому поводу сохранились. А потом Пушкин собирается и сам на лошадке скачет в Турцию. Немедленно ввязывается в пять-семь стычек. Все время скачет на лошадке с саблей наголо среди казаков, никто не понимает, что происходит — какой-то чернокожий человек на коне. Казаки пугаются, турки пугаются. На самом деле, повоевал. Месяца полтора по полной программе. Это про Пушкина, а уж что говорить про Дениса Давыдова, который участвовал во всех войнах подряд: кавказские, подавление польского восстания, аннексия Финляндии и все остальное. Батюшков, Баратынский, Шишков — все подряд воевали везде и занимались тотальной, последовательной, абсолютной экспансией Российской Империи и вообще ни секунды даже по этому поводу не переживали. Когда мне начинают объяснять, что с тех пор времена изменились, сейчас все иначе, я просто еще раз всех обращаю к своей книге. Потому что там те же самые игроки. Там Франция, Великобритания, появляется США. Там британская разведка в Турции, которая пытается отжать весь кавказский пояс в пользу Турции. Там США, которые хотят контролировать все Средиземное море. Там французские игроки, которые хотят, чтобы Польша владела Западной Украиной, Белоруссией и частью Латвии. Все ровно то же самое. Все что мы сегодня называем словом «геополитика» совпадает на двести процентов. Двести лет назад все было то же самое, просто позиция русской интеллигенции и аристократии была абсолютно государственной. Когда Быков и Акунин клянутся именами Пушкина и Лермонтова, они в принципе не понимают, чем те ребята тогда занимались и какова была их позиция. Я сегодня вышел к вашим саратовским журналистам, они говорят: «Имеет ли право писатель брать в руки оружие?» Я говорю: «Ну почему бы вы не спросили об этом у Пушкина, у Лермонтова, у Толстого, у поручика Достоевского, у Федора Глинки?» Почему спустя двести лет вы, наследники великой русской классической традиции, задаете эти нелепые вопросы? Что такое писатель? Он что, с неба слетел на крыльях? Он обычный гражданин, он такой же как таксист, плотник, столяр, кто угодно. Он может взять автомат, может взять что угодно. Но у людей какое-то особенное ощущение, что вот так вот не должно быть. Должно быть так, как написано в классических текстах. Все вопросы, которые мы перед собой ставим, разрешены в стихах «Клеветникам России» и повести «Тарас Бульба» - и больше вопросов не может быть никаких.
(продолжение следует)
Фото Андрея Руфанова.


Теги: культура, театр, США, Россия, времена, школа, рейтинг, Пушкин, стихи, радио, писатель, книги, контроль, Донбасс, рок, поэзия, поэт, про, Лермонтова, там, общество, Юрий Шевчук, народ, вопрос, учителя, время, война, Мир, государство

Оцените материал:12345Проголосовали: 617Итоговая оценка: 3.02Прислать новость
Александр Николаевич Сукманов
...РУССКОМУ МИРУ БЫТЬ...РУССКИЙ МИР ЗАЩИЩАТЬ И ПЕРОМ И АВТОМАТОМ...РУССКОМУ МИРУ БЫТЬ...ДОЛОЙ ВСЁ ДЕРЬМО ИЗ РУССКОГО МИРА...
20/02/2017 11:09
Поставил себя в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым,Толстым. Смело
20/02/2017 12:05
ук рф
наёмничество -....
20/02/2017 13:50
Александр Николаевич Сукманов
...ДОЛОЙ ПРЕДЫДУЩЕЕ АНОНИМНОЕ ДЕРЬМО ИЗ РУССКОГО МИРА...
20/02/2017 14:01
как было
Конституция СССР (до 1977-го) Статья 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.
20/02/2017 14:02
Александр Николаевич Сукманов
...СЛЕДОВАТЕЛЬНО ВСЯ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ НЫНЕШНЯЯ ТАК НАЗЫВАЕМАЯ ЭЛИТА ЯВЛЯЕТСЯ ВРАГАМИ НАРОДА И РУССКОГО МИРА...
20/02/2017 14:46
пожилой
Кекова и юродивые - круто! Насчёт комсомола. Лично у меня то же самое ощущение от партии КПСС, в которую не захотел вступать, потому, что считал себя настоящим внуком большевика. Для тех, кто говорит о наёмничестве. Вам не понять, что есть люди, готовые отдать жизнь за идею, а не за деньги.
20/02/2017 16:23
Ххх
Бесовщина, а не "русский мир", который "проповедует" этот Прилепин , несёт только смерть и разорение в соседнюю страну и в российские семьи. Этот так называемый писатель сеет межнациональную вражду, смерть и ненависть. Косвенно он агитирует за наёмничество... Нагло сравнивает себя с классиками.... плохое сравнение , поскольку в 20 веке столько уже Российской крови пролито, что дальше некуда . А он норовит продолжать бойню за фальшивые идеи ! Мы же знаем цену жизни каждого человека покалеченного в зоне конфликта - это +1000 рулей !!!! Россияне , вам это надо?!
20/02/2017 17:09
Пожилому
Прилепин за идею, а не за деньги?! Не смешите людей!!!!!!! Это - хорошо проплаченный агитатор ! УК РФ по нему плачет!!!
20/02/2017 17:15
Пожилому
Пошлите в военную бойню своего сына, внука, правнука - и мы на вас посмотрим!!! Не НАДО втравливать людей в войны, начните со своей семьи ....
20/02/2017 17:18
Российские военные погибли в Сирии
http://www.bbc.com/russian/news-39029746 Пушечное мясо нынче дёшево!!! А кто теперь будет воспитывать их детей?!
20/02/2017 17:21
Александр Николаевич Сукманов РЕПОСТ
Русские цари и не думали, что закладывают украинские города: Политики, историки и блогеры по обе стороны российско-украинской границы спорят сегодня, ломая микрофоны и клавиши, чья же исконная земля - юго-восток Украины, или, как его раньше называли, Малороссия и Новороссия. Кто ее осваивал? И кому должны здесь стоять памятники - Бандере или, к примеру, русским государям? Не будем в этот спор встревать. Просто перечислим, кто закладывал здесь главные города: ХАРЬКОВ - основан в 1630-х годах русским царем Алексеем Михайловичем Романовым. Там селились малороссы, бежавшие от поляков с правого берега Днепра. СУМЫ - основаны не позднее 1655 года царем Алексеем Михайловичем Романовым. Царь разрешил поселиться тут беженцам-малороссам, которых убивали поляки. КИРОВОГРАД - был основан в 1754 году русской императрицей Елизаветой Петровной под названием Елисаветград как крепость для защиты южных рубежей России от татар. ЗАПОРОЖЬЕ - основан в 1770 году российской императрицей Екатериной II под названием Александровск. КРИВОЙ РОГ - основан в 1775 году Екатериной II. ДНЕПРОПЕТРОВСК - основан в 1776 году Екатериной II под названием Екатеринослав. ХЕРСОН - основан в 1778 году Екатериной II для строительства русского флота. Строил флот и город русский князь Потемкин. МАРИУПОЛЬ - основан в 1778 году Екатериной II. Она разрешила там жить грекам - переселенцам из Крыма. НИКОЛАЕВ - основан в 1789 году Екатериной II. В это время русский князь Потемкин строил там корабль «Святой Николай». ОДЕССА - основана в 1794 году Екатериной II на месте крепости, построенной ранее русским полководцем Суворовым. ЛУГАНСК - основан в 1795 году Екатериной II. Сюда приезжали работать на чугунолитейном заводе выходцы из центральных и северо-западных губерний России. ДОНЕЦК - основан русским императором Александром II в 1869 году при строительстве металлургического завода в Юзовке. Что же касается Крыма: СЕВАСТОПОЛЬ - основан в 1783 году российской императрицей Екатериной II на месте крепости, построенной ранее русским полководцем Суворовым. Строил город русский князь Потемкин. СИМФЕРОПОЛЬ - основан в 1784 году Екатериной II. Его построил Потемкин на месте военного лагеря русского полководца Суворова.
20/02/2017 17:31
Лев Толстой Война и Мир , том3, часть1, гл 10
Л. Толстой Война и Мир ,том 3 часть 2, гл 25 ( ближе к концу) ..."Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. "
20/02/2017 19:44
Согласен с классиком ! Все верно...
Не пора ли навести порядок в собственном доме, прежде чем соваться в оружием в другие страны
20/02/2017 19:47
Александр Николаевич Сукманов
...ИМЕННО СТРАШНУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ...НЕЧЕГО ЛЕЗТЬ В РУССКИЙ МИР НА РУССКУЮ ЗЕМЛЮ ЛИБЕРАСТАМ-ТОЛЕРАСТАМ И РАЗНЫХ МАСТЕЙ ОТ НАЦИКОВ ДО ГОЛУБЫХ...А ЕСЛИ УЖ ЛЕЗЕТЕ - ИЗВОЛЬТЕ ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ В УДОБРЕНИЯ С МЕТАЛЛОЛОМОМ...
20/02/2017 19:58
Руки прочь от Украины !
20/02/2017 20:19
Сукманову от русского человека
НЕТ никакого русского мира !!!!! Все это выдумки проханова - прилепина - кургиняна и прочих нацистов зовущих Россию к оружию и крови ( не напились ещё за целый век!). Россия должна вывести своих "добровольцев" из суверенной Украины, не снабжать их оружием и закрыть границу! Руки прочь от Украины !
20/02/2017 20:23
Для 20:23
Кому Вы это объясняете? Больному на голову , агрессивному типу, проповедующему собственную "исключительность"? Не нужно убеждать клиента психиатра. А вот Прилепин четко знает , что творит. До Пушкина и Лермонтова ему, конечно, как швабре до ракеты, но полоумным нравится)
20/02/2017 20:39
Александр Николаевич Сукманов РЕПОСТ О ГОСУДАРСТВЕ-ХИМЕРЕ
Русские цари и не думали, что закладывают украинские города: Политики, историки и блогеры по обе стороны российско-украинской границы спорят сегодня, ломая микрофоны и клавиши, чья же исконная земля - юго-восток Украины, или, как его раньше называли, Малороссия и Новороссия. Кто ее осваивал? И кому должны здесь стоять памятники - Бандере или, к примеру, русским государям? Не будем в этот спор встревать. Просто перечислим, кто закладывал здесь главные города: ХАРЬКОВ - основан в 1630-х годах русским царем Алексеем Михайловичем Романовым. Там селились малороссы, бежавшие от поляков с правого берега Днепра. СУМЫ - основаны не позднее 1655 года царем Алексеем Михайловичем Романовым. Царь разрешил поселиться тут беженцам-малороссам, которых убивали поляки. КИРОВОГРАД - был основан в 1754 году русской императрицей Елизаветой Петровной под названием Елисаветград как крепость для защиты южных рубежей России от татар. ЗАПОРОЖЬЕ - основан в 1770 году российской императрицей Екатериной II под названием Александровск. КРИВОЙ РОГ - основан в 1775 году Екатериной II. ДНЕПРОПЕТРОВСК - основан в 1776 году Екатериной II под названием Екатеринослав. ХЕРСОН - основан в 1778 году Екатериной II для строительства русского флота. Строил флот и город русский князь Потемкин. МАРИУПОЛЬ - основан в 1778 году Екатериной II. Она разрешила там жить грекам - переселенцам из Крыма. НИКОЛАЕВ - основан в 1789 году Екатериной II. В это время русский князь Потемкин строил там корабль «Святой Николай». ОДЕССА - основана в 1794 году Екатериной II на месте крепости, построенной ранее русским полководцем Суворовым. ЛУГАНСК - основан в 1795 году Екатериной II. Сюда приезжали работать на чугунолитейном заводе выходцы из центральных и северо-западных губерний России. ДОНЕЦК - основан русским императором Александром II в 1869 году при строительстве металлургического завода в Юзовке. Что же касается Крыма: СЕВАСТОПОЛЬ - основан в 1783 году российской императрицей Екатериной II на месте крепости, построенной ранее русским полководцем Суворовым. Строил город русский князь Потемкин. СИМФЕРОПОЛЬ - основан в 1784 году Екатериной II. Его построил Потемкин на месте военного лагеря русского полководца Суворова.
20/02/2017 20:43
)))))
Длинные цитаты и "репосты" - признак идиотизма))) Весна, однако)
20/02/2017 21:17
Александр Николаевич Сукманов
...у тебя ум короткий...так что читай комиксы...
20/02/2017 21:19
Александр Николаевич Сукманов РЕПОСТ НОВОСТИ ОТ ДЕЛЯГИНА
НОВОСТИ 2017.02.20 Либеральные ценности в действии: в Германии "беженцу" дали условный срок за изнасилование 6-летней девочки. Отец изнасилованной убит полицией. Суд Берлина вынес приговорил пакистанского беженца к 20 месяцам условно за изнасилование 6-летней иракской девочки в лагере для мигрантов. Отца ребенка, который пытался отомстить за дочь, застрелила полиция. Эта история не получила освещения в германской прессе, так как журналистов на заседание суда не пустили. Пакистанец останется на свободе, его переведут в другое общежитие. Те якобы "европейские" ценности, которые навязывают нам либералы, выглядят именно так. Мы помним, как недовольство безнаказанностью преступлений, совершаемых "трудолюбивыми соотечественниками" в нашей стране, еще недавно трактовалось либеральными властями как "русский фашизм" и "экстремизм". Сегодня мы понимаем дикость, неприемлемость и смертельную опасность навязываемой нам толерастии. Европа, расчеловечиваясь и поддерживая нацизм (пока на Украине), отказалась от своих ценностей, и сегодня носителем европейских ценностей в их классическом понимании являемся мы: русский народ и русская цивилизация.
21/02/2017 04:19
Реплика
Смешно. Сравнил себя с великими, точнее поставил на одну литературную ступень. Что касается книги, то про опускание не нужных подробностей и фактов хорошо написано в обзоре на Медузе - "Что не так с книгой Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы»"
21/02/2017 09:15
21/02/2017 09:15
Смешно, Тоже мне, сравнил себя с великим критиком, реплики отпускать. Чтобы что-то ляпнуть, сначала не мешало бы подумать.
21/02/2017 11:26
20/02/2017 20:23
ну да, ну да, русского мира нет, есть бандеровщина.
21/02/2017 11:29
Александр Николаевич Сукманов РЕПОСТ ОТ ПРОХАНОВА
Русская литература встаёт из гроба какой дьявольский визг и вой подняли либералы, узнав о поступке Прилепина Александр Проханов 615 274 Оценить статью: 27 4 Захар Прилепин уехал воевать на Донбасс, стал заместителем командира батальона, надел мундир с погонами майора. Уехал туда, где недавно был взорван его друг Моторола. Где был растерзан на куски героический Гиви. Где день и ночь грохочут украинские установки залпового огня, сметая посёлки, испепеляя людей. Сейчас он там, где дымятся камни и раскалённая докрасна арматура. Он поехал воевать на свою вторую войну. В Чечне он не раз менял расстрелянные рожки автомата на новые, плюхался с разбега на броню БТРа, стоял на блокпостах под пулями и привёз домой в своём запылённом ранце великолепную русскую прозу. Прилепин поехал воевать на Донбасс за русское дело, охваченный всё тем же таинственным вихрем, который увлёк туда тысячи добровольцев от Владивостока до Смоленска, от Вашингтона до Марселя. Так когда-то под музыку «Прощание славянки» двигались русские добровольцы на линию огня под Плевну и Шипку. Так летели в Испанию под фашистские бомбы люди всех континентов, сражаясь за правду, красоту, мечту, за великую иллюзию о справедливом божественном мире. Среди них из России – Кольцов, написавший свой «Испанский дневник». Из Америки – Хемингуэй на звук великого трагического колокола. Прилепин - в их череде, один из них, один из прекрасных и бесподобных. Русский писатель никогда не сидел на печи, когда войска государства шли в свои великие, прекрасные и горькие походы. «Слово о полку Игореве» было написано древним русским воином, с которого, быть может, и началась русская литература. Граф Лев Толстой воевал на Кавказе, написал своих бесподобных «Казаков» и «Хаджи-Мурата», а в Севастополе на флэшах свои «Севастопольские рассказы». И Господь чудом сберёг его от пуль и подарил нам великого художника и мыслителя. Художник Верещагин шёл с войсками Скобелева через Усть-Урт, умирая от жажды, где каждый колодец был отравлен, и полки редели от налётов врага и солнечных ударов. Какое счастье для русского писателя идти с войсками страны в её самые острые и горькие великие периоды! Как велик «певец во стане русских воинов»! Как велик художник Верещагин, отплывший на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым в своё последнее плавание, погибший со всем экипажем на японских минах! Русский писатель в солдатском и офицерском мундире, будь то Бондарев или Воробьёв, были не просто воины. Они принесли с фронтов не только раны, но и великие свидетельства. Прилепин отправился воевать, заступая на место своих погибших товарищей. Но он поехал и за книгой. Мастер, восхитительный прозаик, зоркий стилист, он теперь - среди своих героев, героев своей будущей книги. Как я завидую ему, что он может стоять на блокпостах с этими чудесными, обросшими щетиной людьми, бросаться при первых залпах в окопы, занимая место у пулемёта! Завидую тому, как остро смотрит ему в глаза заснеженная, с рыжей стернёй, степь, где чернеют сгоревшие украинские танки. Ноздри его трепещут, вдыхая вольный ветер донских степей. А ночью, снявшись с поста, он может выпить рюмку водки за победу русского дела, за Новороссию. Донбасс, русское восстание в Донецке и Луганске - это эпос ХХI века. Это схватка идей, чудовищный узел, в который затянут мир. Этот узел придётся вновь развязывать России. И Прилепин - из тех, кто его станет развязывать. А нет, так разрубит. Прилепин - на Донбассе среди воюющих частей, а это значит, что русская литература встаёт из гроба, куда её уложили мерзкие победители девяносто первого года, полагая, что этот год завершает русскую историю, а вместе с ней и русскую литературу. Но нет конца истории, нет конца русской литературе. Она прорвалась из-под каменных плит, куда её затолкали либеральные победители. Они натянули целлофановые мешки на головы всех русских писателей, шельмовали их, называли фашистами, отказывали в публикациях, замалчивали, хохотали над всеми святынями, над идеальной русской мыслью и русской душой. Предлагали вместо Литературы Откровения литературу низменных страстей, сардонического сатанинского хохота, литературу синюшней болотной гнили и распада, литературу смерти. Но русская литература разодрала покровы савана, в который её обмотали, и пошла воевать на Донбасс. И вслед за Прилепиным поднимутся молодые писатели-пехотинцы, писатели-офицеры, писатели-генералы и двинутся в прорыв. Какой дьявольский визг и вой подняли либералы, узнав о поступке Прилепина! Сколько ненависти, смрада, сколько гнилых зубов хотело бы впиться в его плоть! Сколько лучей смерти тянутся ему вслед! Так было и с теми писателями, которые шли с войсками в афганский поход. Так было с теми, кто воевал на чеченских войнах: в лицо им стреляли враги, в спину им били либеральные кинескопы, а теперь - пропитанные ядом странички фейсбука. Все черви, скарабеи, жучки-трупоеды, мерзкие долгоносики и зловонные зелёные мухи – все они мчатся вслед Прилепину, норовят укусить и ужалить. Молюсь за тебя, Захар, прорывая своей любовью и восхищением тот кокон тьмы, в который они хотят тебя поместить. Усмиряю их крестным знамением, от которого они разбегутся и вновь попрячутся в смердящую могильную плоть. Бейся на передовой под Донецком и Луганском! Бейся у Дебальцево! Набирай впечатлений для своей будущей великой книги. А я, покуда есть силы сражаться, прикрою тебя со спины. Люди русские, смотрите на великое чудо - одно из наших вечных воскресительных русских чудес: русская литература встаёт из гроба. Мой стих упал на дно сухого моря. Уйдя в поход, забыл полить цветок. Лицо жены, померкшее от горя. Блокпост, стрельба, алеющий Восток. Теги события: захар прилепин война донбасс литература либералы общество русский мир писатель на войне Поделиться 0 0 0
21/02/2017 12:40
ИСТОРИК
И ЧЁ? Чаво Цапаетесь. Никак не примиритесь ещё со времен Гражданской! Никто не покаялся за изуверства большевистского и белогвардейского ПРОИВОЛА И ТЕРРОРА!!! О Каком Русском мире идёт речь: О Красном, Или Белом! Он ведь разный. Покайтесь и ПРИМИРИТЕСЬ!!!! Дети мои. Не будет Вам всем ни покоя, ни счастья, за то, что вы сотворили со своей Родиной-Матерью! ТАК С МАТЕРЯМИ НЕ ПОСТУПАЮТ!!! А Захарушка откровенный и слабый Пиарщик, проплаченный властями, И БЕЕЗДАРНЫЙ Писателишка! Как и Хирург и все прочие марковы, кургиняны и т.д. ЖДЕМС ПОКАЯНИЯ!!!!
21/02/2017 13:21
Согласен с историком
+1000
21/02/2017 15:59
Остановить агрессию!
Аркадий Бабченко: Ненависть к мирной жизни – это вообще стабильное чувство всех ветеранов АВТОР Кусок эфира Передача «Культурный шок». Тема: Писатель и война: тест на совместимость. К. Ларина – Я не знаю, что вообще происходит с человеком на войне. Я не знаю ни одного человека, на которого война подействовала бы благотворно, который стал вот таким вот… Так изменился, такое просветление на него нашло, что он стал вообще, я не знаю кем. Не знаю, как вот Аркадий скажет, как война действует? Что происходит с человеком на войне? Мы говорили про Хемингуэя, мы говорили про каких-то писателей. Давайте вспомним, что происходило потом, после войны с каждым из тех, кого мы сегодня упоминали. Как эта война отзывалась в психике, в ментальности, в голове, в снах, кошмарах? Я могу вам одного человека привести в пример, которого я знала и к которому я относилась с большим уважением и нежностью – это Сережа Говорухин, который был на войне, который от этой войны получил все, извините меня, «удовольствия», включая и ужасно тяжелые ранения. Я помню, что с ним происходило, как эта война в нем сидела. И то, что он ушел так рано – это тоже война его убила, в итоге она его догнала. Аркаш? А. Бабченко – Башню уносит, конечно, полностью. Возвращаешься и начинаешь чудить – этот мир совершенно не понимаешь, ненавидишь этот мир. То есть ненависть к мирной жизни – это вообще стабильное чувство всех ветеранов. Потом долго-долго возвращаешься в себя. Мне понадобилось, наверное, лет 15 и еще побольше, чтобы более-менее так в себя прийти, стать гражданином этого мира, который ты в общем-то ненавидел. Но потом на меня снизошло просветление: вот человек, который стал полностью пацифистом – это, например, я, очень многие ветераны становятся пацифистами, потому что если ты встречаешь человека, который бьет тебя пяткой в грудь и говорит «давайте, пойдемте воевать», это почти 100%, что человек нигде не был или где-то там был в обозе. А те, кто что-то хапнул, повидал – поверьте мне, вот второй раз вообще никому не хочется, ну вообще никому. И вот Игорь говорил, я тоже довольно часто пишу об этом, что там я ненавидел. У меня был лучший друг из Москвы тоже, тоже Игорь, нас было трое из Москвы, и он погиб. И я просто в этот момент помню, как я сошел с ума, как у меня кукушку унесло. Я себя, по-моему, уже со стороны начал видеть: я лежал под деревом, пуля попала в дерево, и я ее начал выгрызать, прямо реально зубами вцепился в дерево и начал выгрызать. И я ненавидел, я хотел убить всех этих людей, я хотел убить всех – не просто убить, а убить руками – баб, детей, стариков, вот просто всех поубивать. Но сейчас вот прошло 20 лет, и я благодарю бога, я почти на 99% уверен, что на мне крови нет; 1% я все-таки оставляю, потому что я все-таки стрелял, но я почти уверен, что я никого не убил, и я сейчас просто благодарю бога за это.
21/02/2017 16:20
историку
мои предки относились к классу буржуазии,но несмотря на это, боролись с царским режимом за права трудящихся. С победой революции от собственности отказались в пользу народа. И это не русский мир? А сколько русской интеллигенции, начиная с декабристов боролись с царским режимом и имущественным неравенством , вам напомнить?Русский мир- это свобода, равенство, братство и отсутствие угнетения. Люди русские веками за это боролись. И будут бороться, потому что это русский мир.
21/02/2017 16:59
Не будет тем удачи, кому противен русский мир!
21/02/2017 18:29
читаю вас
либералы, может, и подлые, но вы, Захар, человек слепой. призываете не разделять родину и государство, кровь свою лить за тухлую моль, за ворье, за штабных тараканов, за эту мразь, которая уже пять бюджетов страны к себе в панамки сложила. обратите свой гнев, свой пафос против них! почему они у вас одинаково с родиной святы?
23/02/2017 17:58
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Частное мнение / Захар Прилепин: «Может ли писатель брать в руки оружие? Спросите у Пушкина и Лермонтова»
Загрузка...
Что необходимо сделать при благоустройстве проспекта Кирова кроме ремонта тротуара?
Оставить комментарий
Россельхозбанк вклад Инвестиционный
Собиновский 2019

Новости

Частное мнение

22/05/2019 11:14
"Трубное дело Невейницына": полицию накрыла дисциплинарная волна | Отзывов: 5Это никак не сказалось на результатах проверок и расследования
07/05/2019 12:15
Природоохранные прокуроры
Природоохранные прокуроры "выскребли" землю с ручьем | Отзывов: 2Ведомство требует признать сделку о покупке земли незаконной
06/05/2019 15:10
После обращения в суд статьи о
После обращения в суд статьи о "Вите-НДС" лишились комментариевВ Тамбове продолжается рассмотрение иска экс-зампредседателя Саратовского облсуда Виктора Журавлева к ИА "Взгляд-инфо" и главреду ресурса Николаю Лыкову
25/04/2019 15:38
Дело Ландо: госпитализация или
Дело Ландо: госпитализация или "эвакуация"? | Отзывов: 10Похоже, главному аксакалу саратовской политики суждено оставаться вольным или невольным заложником своего эксцентричного имиджа
25/04/2019 15:00
"Трубное дело" Станислава Невейницына: а заявитель-то "ненастоящий"!Официально в деле нет заявления Станислава Невейницына

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 27 Мая 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
0.028029918670654