29 Марта 2024, Пятница, 0:01 ВКонтакте Twitter

Кинорежиссер Александр Велединский: «Политическая цензура хуже денежной»

19/09/2016 14:49

Наш собеседник – режиссер, который, как он сам о себе часто говорит, в кино пришел уже не просто взрослым, а зрелым человеком. Но ему, инженеру-судостроителю по первой специальности, - и требовался, как убедили все его последующие картины, - такой длинный, неторопливый разгон, чтобы справиться с задачей, становящейся с каждым годом, тем более на сломе эпох, всё трудней: найти не просто свой экранный почерк, но суметь стать социально востребованным художником.
Доказательства тому – не только призы и награды на зарубежных и отечественных кинофестивалях, и не «отговорки» самого Александра Велединского, что он не считает себя социальным режиссером…

- Александр, в прессе порядком противоречивая информация о вашей экранизации фильма по роману «Обитель» Захара Прилепина. Поясните, если не секрет, - на каком этапе сейчас съемки или подготовительный к ним период. Народ, как говорится, хочет знать.
- Ну, секрета никакого нет, в настоящее время идет сценарный этап, две трети сценария написано, - это сериал. И, возможно, будет еще фильм. Пишем с Петром Тодоровским (сын Валерия Тодоровского). Минкульт наш проект пока не одобрил, но у нас есть поддержка одного из федеральных телеканалов. Если не соберем достаточный бюджет, то снимать не будем — понятно, что такой фильм, предполагающий немалые траты, делать «на коленке» нельзя (а мне, к сожалению, часто приходилось так работать).

- Вся канва романа войдет в экранизацию?
- Практически. Векторно – все. Но некоторые вещи не форматируются в визуальный ряд. Вообще, это закон – чем глубже литература, тем сложнее ее переносить на экран. Для меня это усвоено отнюдь не теоретически, поскольку я экранизирую большую литературу уже четвертый раз, и каждый раз делаю это «по мотивам». В случае с «Обителью» будет ровно так же —построчная экранизация нас с соавтором и продюсерами не интересует. Захар дал нам карт-бланш, но – как говорится, «в рамках приличий». В романе весьма нетипичный главный герой, к такому «лагерному» персонажу читатель, в общем-то, пока не привык. Это, так сказать, - «человек без свойств». Причем сам роман вовсе не лагерный - «в чистом виде». Сам Прилепин обозначил роман как «плутовской». Понятно, требуется артист на главную роль, который понимал бы эту сверх-задачу, поскольку здесь налицо все признаки моно-фильма. Но, с другой стороны там набирается около двух десятков очень серьезных ролей. И проколоться ни с одной из них невозможно, - так что работы будет много.

- Вы во многом отразили 90-е и «нулевые» годы, обращаясь, понятно, далеко не к гламуру и развлекаловке. Сегодняшнее время, - согласитесь, нисколько не меньше, чем те же девяностые, достаточно конфликтное, хотя зачастую и скрытое под внешней оболочкой, насаженной «сверху»; и степень конформизма в обществе несравнима с той, что была во время написания сценария «Бригады». У вас нет желания поработать с современным материалом?
- Да, есть. И сильное. Но пока на руках – незаконченный сценарий. Я здесь снова, - выступаю в качестве его соавтора. На мой взгляд, хороший сценарий пишется не меньше года.

- Не боитесь, что за такой срок (а к нему приплюсовывается и период съёмок) материал устареет?
- Ну, значит, нужно выбирать такую тему и так написать, чтобы ничего не устарело (смеётся). В чем–то здесь облегчается моя задача; вот фильм, который я сейчас снимаю, «В Кейптаунском порту» - это 90-е годы; а это уже, согласитесь, история. Также в нём присутствуют - эпизодически, - 20-е, 40-е, 50-е годы. Да и «Обитель» - это тоже 20-е. Чем нам с Захаром Прилепиным оказались интересны именно эти годы — тем, что в лагере, на Соловках, отбывали настоящие враги Советской власти. Причем, не придуманные самой этой властью, которых расстреливали в 30-е поточным способом, а – настоящие, идейные. То есть именно политические, не уголовники. Хотя главный герой сидит за бытовое преступление. Так что народ там собрался очень интересный, разношерстный, дававший «котлу» вариться с жаром…

- В интервью своему сыну, журналисту «Новой газеты в Нижнем Новгороде» Алексею Велединсксому, вы вспомнили, как в октябре 1993 года вы случайно оказались свидетелем гибели европейского репортера, после чего вынесли для себя, что власть не может быть либеральной или тоталитарной, она всегда просто власть. И всегда до конца и безжалостно будет защищать свои интересы. Скажите, с годами вы не «подкорректировали» для себя это суждение?
– Нет, нисколько. Власть всегда защищает сама себя – в первую очередь. Все, кто с ней соприкасается, в тех или иных форах, думает только об одном - как делать и как в итоге сделать карьеру. Это абсолютно. Потом, когда карьера вроде бы сделана, бывает, что совесть проклёвывается и человек уже и не так доволен всем тем, что он насовершал, двигаясь в эту власть. Но это – большая редкость, когда совесть проклевывается. Вообще, редко. Наоборот, чаще она только глушится под слоем накопленного «жира».

- Безвременно ушедший в прошлом году Василий Пичул, один из лидеров перестроечного кино, незадолго до смерти не раз сетовал, что кино стало этаким проходным двором, что его захватила КВН-щина, то есть люди, которые толком нигде и ничему не учились. Что вы думаете по этому поводу?
- Лично я не был знаком с ним, но с большим уважением отношусь к нему как к режиссеру. Но тут я немного поспорил бы с его утверждением. У меня есть хорошие товарищи с теми, кто много лет занимался КВН. Я думаю, что любое явление, будь оно родом из кино, театра или современных масс-медиа, нравится оно кому-то или нет, заключает в себе не только то, что оно выпускает на поверхность так называемую пену. Нечасто, но случается, когда пена эта выносит ростки чего-то настоящего, те самые имена – яркие, талантливые, разговаривающие со зрителем уже на принципиально ином уровне. Тот же Семен Слепаков, - по-моему, это художественное явление. Моя позиция такова – пусть в искусстве будет всё. Кроме людоедства и педофилии.

- …судя по всему, Пичул имел в виду всё-таки не наличие «корочки» диплома режиссера, - неважно где выданной, во ВГИКЕ или на Высших режиссерских курсах, - а владение в полном объеме ремесленными (в хорошем смысле) навыками профессии, помноженными, как ни крути, на базовое образование.
- Ну, Бергман, например, тоже не получил законченного кинематографического образования. У нас на самом деле другая проблема - у нас в стране нет нормальной киноидустрии. А о соседстве или о полемике, если угодно, «низкого» и «высокого» могу сказать, что обязательно нужно развиваться в самых разных направлениях и – в итоге ощущать себя свободным. И еще – следующий момент. При всем моем нежелании возвращаться в Советский Союз, - который стал за последние годы трендом и о чем мечтают многие мои хорошие друзья, - мне туда совсем не хочется, хотя я антисоветчиком никогда не был. Но там действительно была мощная индустрия кино; и все, кто в ней был задействован, на своем месте делали каждый своё дело. И – рисковали. А сегодня боятся.

- Что хуже для вас - цензура денежная или политическая?
- Политическая, конечно.

- То есть, с денежной можно договориться?
- С денежной я привык работать, - и выпускать фильмы, сделанные «на коленке». Но вот политическая цензура доходит порой до такого беспредела, до такого просто маразма, что разговариваешь с её выразителями на совершенно разных языках, точно с пришельцами из внеземных цивилизаций. Но если раньше для режиссера помехой была только одна из форм цензуры, то теперь очень часто она предстает перед ним в полном комплекте, сразу в двух своих личинах – и политической, и денежной. И я могу найти тому объяснение, которое будет уже не из области киноискусства: сегодня главная задача чиновника – чуть ли не любым путем удержаться в кресле. А чиновники от кинематографии – в этом ряду не исключение.

- Не возникало никогда желания поработать в комедийном жанре?
- Ну, у меня кроме «Ладоги», нет фильмов, выдержанных как «чистая» драма. Привычнее для меня работать в жанре трагикомедии. Не знаю, как для кого, но переход из одного состояния в совершенно другое – это самое интересное и есть.

- Что из снятого вам самому наиболее ближе и дорого?
- Сложный вопрос. Во-первых, сам – не поверите – я не смотрю свое кино. «Географа…» я вообще ни разу не видел, - только на перезаписи звука в последний раз, честное слово. Как-то недавно посмотрел с друзьями «Русское» (по Эдуарду Лимонову. – Ред.). Мне понравилось (смеётся), хорошее кино.

- Вас подпитывало, насколько можно судить по снятым картинам, непарадная, нестоличная Россия. Что для вас как художника значат провинциализм и провинциальность?
- Провинциализм и провинциальность – это две разные вещи. Ну, во-первых, я сам из провинции, и живу сейчас в столице, которая в сущности и собирает собой эту провинцию. Провинциальность как свойство вовсе не проистекает из того обстоятельства, что ты выходец из провинции. Провинциальным можно быть, будучи рожденным в Москве. Тусоваться на модных вечеринках, сверкать во всех гламурных изданиях и – оставаться абсолютно провинциальным. Поэтому эти понятия надо различать, хоть и имеют они один тот же корень.
Но различия в смыслах – существенные. Если серьезно, то я в Москве ничего, в общем-то, и не снял. Люблю уезжать в экспедиции, и технически это проще. Везёшь с собой актеров, которым не надо сегодня веером бежать в театр, которых не ждет семья; когда вечером можно обсудить сценарий, «покадровать», порепетировать.

- Есть тот первый фильм, посмотрев который в детстве, вы решили для себя – как бы то ни было, но я стану кинорежиссером?
- «Белое солнце пустыни». До сих пор ком в горле.

- На театр режиссер Велединский не заглядывается?
- Заглядывается. Но пока – побаивается его. Есть наметки, что-то роится в голове, но … пока не решаюсь.

- Всё впереди.
- Да, конечно. Через три года – стукнет всего-то шестьдесят.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги: театр, образование, Россия, преступление, семья, Кино, КВН, сценарий, фильм, там, народ, время, власть

Оцените материал:12345Проголосовали: 20Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ